Предмет и задачи истории психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и задачи истории психологии

История психологии - предмет развития научного знания о механизмах, фактах, закономерностях психической жизни.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. За всю историю развития психологических знаний науки известны три определения предмета психологии: как о душе, о сознании, о поведении.

1) Изучить закономерности развития знания по психике.

2) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками.

3) Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума-культурных контекстов.

4) Изучить роль личности в становлении науки.

Развитие науки, в том числе и психологии - это нелинейный процесс, на пути которого возможны возвраты к "хорошо забытому старому", "топтание на месте", "маятниковые колебания". Однако, по мнению

З. Фрейд "смена научных мнений - это развитие, прогресс, а не разрешение".

Предмет:1этап-душа (Платон, Демокрит, Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика

 

Основные парадигмы в психологии

Естественно-научная парадигма

Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

Гуманитарная парадигма

Гуманитарная, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

Практическая парадигма

Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

 

Учение Аритстотеля о душе.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»[5]

Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

Душа присуща всем живым организмам и подлежит опытному изучению. Она обладает различными способностями (или свойствами):

1,                                                                                                                                                                                                                      растительная душа - общая у растений, животных и человека, способна к питанию, росту, размножению;

2.                                                                                                                                                                                                                              животная душа - обладает свойством воспринимать образы, переживать аффекты и стремления, свойственна животным и человеку;

3. душа человека (умственная душа) - способна мыслить и формировать понятия, присуща только человеку; Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом и она смертна, а другая часть души имеет божественную природу и жизнь ее циклична (схожесть с философией Платона).

 

Учение Античных врачей.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) - "отец медицины", в философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. "И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное... удовольствия и тягость... От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы... а также сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее. или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием... А когда мозг находится в спокойном состоянии - тогда человекг здраво мыслит".

Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Преобладание крови - основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis - кровь), слизи - флегматического (от греч. phlegma - слизь), желтой желчи - холерического (от греч. chole - желчь), черной желчи - меланхолического (от греч. melaina chole - черная желчь). Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И.П. Павлов отмечал, что Гиппократ "уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты", и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности.

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в Александрии. По оценке Энгельса, "начатки точного исследования природы стали развиваться впервые лишь у греков александрийского периода"80. В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие трупов "безродных" людей. Это способствовала важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей - Герофила и Эразистрата. Ге-рофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II,, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал главное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочкиг хрусталик. Эразистрат, выходец из Книдской школы,. подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин; мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными.

Все эти анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Галев (II в. до н. э.), автор сводного сочинения по медицине,. анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: "...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного* движения, называемого произвольным, и ни единого чувства"81. Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности - задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.

Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он - седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах Гиппократа. Он выделял четыре начала всех вещей - теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 - некоторое отклонение от нормы. Римский врач Аэций (V в. н. э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

К разделу естественнонаучных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродисийский (198-211), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.

 

Поздняя античность

В поздней античности психологические знания развивались в рамках течений идеалистической философии (гностицизм, неоплатонизм и др.). Социальная база – кризис рабовладельческого способа производства, концепция человека в христианском мировоззрении.

Новые тенденции:

§ Повышение интереса к внутреннему миру, самосознанию

§ Новые представления о соотношении душевных способностей (примат воли и чувств над разумом)

§ Новые представления о путях душевного совершенствования.

Плотин (205-270): учение о происхождении индивидуальной души от мировой в процессе эманации, излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Душа – посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Своеобразная природа души – знание о себе самой.

Аврелий Августин «Блаженный» (354-430): ввел положение «Я мыслю, следовательно, я есть». Феноменология способностей души:

- Внешние чувства

- Память

- Аффекты и страсти

- Ум и воля

Дал глубокий самоанализ конкретных поступков, состояний, сокровенных переживаний.

Интерес к воле усиливается в поздней античности®полемика Августина и монаха Пелагия. Августин выделяет волю, которой приписывает решающую побудительную силу. Воля бывает:

– Плотская: действие распространяется на утилитарную деятельность в эмпирическом мире; она причина греховных морально порочных действий.

– Духовная: устремлена на жизнь в духе. Только бог может сделать из человека высокоморальное существо без всяких усилий с его стороны.

Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли.

Августин уделял большое внимание жизни чувств и сердца в философском, нравственно-практическом и религиозном опыте.

Пути совершенствования души: покаяние, аскеза, отречение от всего земного (а не воспитание как у Платона и Аристотеля)

 

Эпоха Возрождения.

Период Возрождения наступает после эпохи средневековья и датируется 14-16 вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни. В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.

В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок- - началась эпоха книгопечатания. Первым в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Расцвет переживали все виды искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура.

В Европе начинаются активные процессы урбанизации, появляются университеты. Образование приобретает огромное значение.

Эпоха Возрождения - период великих открытий в области астрономии (Николай Коперник - идея гелеоцентризма, Джордано Бруно - идея о бесконечном множестве миров во Вселенной, Галилео Галилей), географии, физики и т.д.

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, новые философы вновь обращаются к Аристотелю, его пониманию души. Споры и разногласия исследователей касались вопроса о бессмертии души.

Первая группа (аверроисты) разделяли разум и душу и считали разум, высшей частью души. Вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души исчезают вместе с телом.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой - и как этап возникновения принципиально новых, неизвестных античным мыслителям особенностей понимания человеческой природы (человек - творец над всеми остальными элементами мироздания).

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Из всех областей естественнонаучные направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. В анатомии Андрей Везалий (1514 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак.

Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.

Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII. в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.

 

Ассоционизм.(Гартли, Юм)

Джордж Беркли (1684 - 1753) был непосредственным последователем Локка и шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства ("Опыт новой теории зрения", 1709). Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, и также пространства, фигуры, движения. В частности, так писал Дж. Локк. Однако, указывает Беркли, нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, т. е. удаленность предметов от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положение предметов в пространстве друг относительно друга глазом не воспринимаются. "Оценка, какую мы даем расстоянию объектов, значительно удаленных, есть скорее акт суждения, основанного на опыте, чем ощущения. Например, когда я воспринимаю большое число таких промежуточных объектов, как дома, поля, реки и т. п., которые, как я знаю по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда я образую суждение или заключение, что объект, который я вижу за ними, находится на большом расстоянии. С другой стороны, когда объект, имеющий на близком расстоянии, как я знаю по опыту, яркую и большую наружность, кажется бледным и малым, я тотчас заключаю, что он находится на далеком расстоянии. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от самого воспринимающего органа. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно и для слуха). Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества - расстояние, величина, фигура начинают восприниматься и зрительно. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.

Англичанин Давид Юм (1711 - 1776) Юм различает "впечатления", т. е. восприятия, и "идеи", их отражения. Идеи - это воспроизведенные восприятия, более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию. Ассоциации случайные и неправильные суть только ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени, а сочетания идей естественные и правильные - это ассоциации по закону сходства и причинности. Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений. Знание отношений причинности не является априорным, но устанавливается в опыте следующим образом. Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб насытил нас). В следующий раз и затем такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровождался таким же действием. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, является привычка, или принцип ассоциации. Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, а также "Я" личности как особых, отличных от восприятий образований.

Английский врач Давид Гартли (1705-- 1757) также воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на И. Ньютона, некоторые физические представления которого были использованы им для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессов. В главном труде - "О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях" (1749) - Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности (восприятие и др.) объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений, т. е. повторение ощущений без предметов), аффекции (простейший аффективный тон - удовольствие, неудовольствие). Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. При восприятии мы получаем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете. Память - это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением. Весь порядок воспроизведения идей происходит объективно без участия субъекта. Понимание слова - это образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве, а также в процессе обучения наукам. Суждение складывается из понятий. В системе Гартли нет мышления как процесса. Новые мысли - это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. Проблема страстей (или аффектов) занимает большое место в психологии Гартли. Страсти рассматриваются в качестве движущей силы поведения. Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным действиям и в этом смысле могут быть обозначены терминами желания или отвращения. Желание же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называются волей. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Не существует врожденных дурных и благородных страстей. Страсти - продукт воспитания и возникают по механизму ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникновение произвольных движений. Гартли различает три вида произвольных движений в зависимости от степени легкости их выполнения: полупроизвольные, когда связи еще недостаточно укрепились; произвольные, при которых движения вызываются представлениями; вторичные автоматизмы - произвольные движения, которые возникают без отчетливого представления о движении, достаточно лишь желания движения. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение - "все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга". Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.

 

Исследование Эбингауза.

Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Эббингаузом (1885). Влияние Эббингауза оказалось настолько сильным, что экспериментальная психология памяти, по существу, и сегодня продолжает оставаться на позициях Эббингауза. Однако достаточно окинуть взглядом нынешнее положение в этой сфере, чтобы убедиться, что в данном случае по сути речь идет лишь об одной из форм памяти, а не памяти в целом. По данной методике основное значение имеет выбор материала для запоминания. По различным соображениям Эббингауз использовал бессмысленный материал. В частности, это, во-первых, позволяло обеспечить одинаково индифферентное отношение испытуемых к запоминаемому материалу. Дело в том, что человеку в своей жизни приходится сталкиваться только с осмысленным материалом, а поскольку каждый из нас имеет отличный от других, свой собственный опыт, невозможно подобрать такой осмысленный материал, чтобы он был бы одинаково незнакомым для всех, а потому был одинаково труден для запоминания. Что касается запоминания бессмысленного материала, то такой опыт у нас, как правило, отсутствует. Эббингауз считал бессмысленный материал наиболее подходящим экспериментальным материалом для изучения памяти. Эббингауз составлял такой материал в соответствии с определенным принципом, в частности, каждое бессмысленное слово состояло из трех букв - одной гласной, расположенной между двумя согласными, то есть это было слово с одним слогом. Оно не должно напоминать ни одно знакомое слово; например, слог бан для русскоязычного испытуемого не годится, так как напоминает слова баня или банк. Можно составить множество таких бессмысленных слов, а что самое главное - каждое из них действительно можно считать единицей.

В соответствии с методом Эббингауза, испытуемые должны запомнить этот материал. Материал, разумеется, предъявляется в упорядоченном виде, что осуществляется механически, посредством специально сконструированного аппарата - так называемого мнемометра. Испытуемый читает ряд бессмысленных слогов до тех пор, пока не запомнит их.

1. Метод заучивания. Испытуемый повторяет ряд бессмысленных слогов до тех пор, пока не сумеет безошибочно воспроизвести его.

2. Метод экономии, или сбережения. Допустим, испытуемому для заучивания определенного ряда бессмысленных слогов нужно 11 повторений. По истечении определенного времени, когда он их совершенно забывает, ему вновь предлагается запомнить этот же материал. На сей раз для его заучивания испытуемому потребуется гораздо меньшее число повторений (допустим, 5), фактически он забыл этот материал не полностью, иначе разве сумел бы он заучить его, повторив всего лишь пять раз вместо одиннадцати.

3. Метод узнавания: испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов; предварительно его предупреждают, что он должен узнать их среди новых слогов.

4. Метод запомненных членов. Испытуемому один (или несколько) раз предъявляют для запоминания ряд бессмысленных слогов, а затем просят перечислить их. Количество запомненных слогов дает коэффициент правильности запоминания.

5. Метод правильных ответов (впервые введен Иостом, затем переработан Мюллером и Пилцеккером). Испытуемый получает задание ямбически или трохеически прочесть попарно ряд бессмысленных слогов. Затем экспериментатор называет первый член какой-либо пары, а испытуемый должен назвать второй. Как видим, все эти методы ставят перед испытуемым определенную задачу: он должен запомнить определенный материал. Следовательно, испытуемый ставит себе цель запоминания этого материала. Протекание последующей работы его памяти полностью представляет собой целенаправленный процесс. Отсюда очевидно, что посредством данных методов исследуются только случаи произвольного запоминания, а не всех форм памяти. метод бессмысленных слогов позволяет исследовать именно произвольную память. Поэтому все полученные данным методом результаты касаются, по сути, только этой формы памяти, причем лишь одной ее разновидности.

 

Психология Брентано.

 

Австрийский философ и психолог Франц Брентачо (1838-1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и

программу развития психологии как самостоятельной науки,

получившую название функционализма. В ней содержатся следующие ключевые идеи.

1. Главное качество сознания - интенциональность, или особого рода активность, в результате которой оно

всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Содержаниями сознания являются; ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют.

2. Предмет психологии - не содержания, а акты сознания.

3. Задача психологии как науки - изучение интенциональных актов сознания и описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит.

4. Существуют три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания):

- акты представления - они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию. Это восприятие, воображение, понятие;

- акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;

- акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.

5. Метод исследования интенциональных актов

не эксперимент, а тщательное непредвзятое и непосредственное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов.

При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальное мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод.

 

Функционализм. Джеймс.

Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса.

Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он". Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

 

Бихевиоризм Уотсона.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

В 1913 году он публикует статью "Психология с точки зрения бихевиориста", оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу "Поведение: введение в сравнительную психологию", в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л.Павлова и В.М.Бехтерева. Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: "стимул – реакция" (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

 

Психоанализ Фрейда.

Психоанализ (от греч. р$ус(ю - душа и апа!уз1В - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856-1939). Работу 3. Фрейда -Толкование сновидений- (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа

1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической жизни:

- сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

- предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

- бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т, п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Он рассматривал психоанализ как универсальную теорию, способную объяснить не только поведение отдельной личности, но и все общественные явления. Фрейд считал, что все действия и мысли человека, в конечном счете, преследуют сексуальную цель, что люди обращаются к общественной деятельности только потому, что они не могут полностью удовлетворять свое половое влечение, ибо общество подавляет эти естественные стремления человека. В основе деятельности и поведения человека, согласно Фрейду, лежат стихийные сексуальные влечения. Эти влечения - важнейший элемент его сущности, его природы.

Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка эти побуждения проходят несколько этапов:

I                                                                                                                                                                                                               этап. Аутоэротизм и нарцизм - половые побуждения направлены на

собственное тело (аутоэротизм - объект полового влечения еще не

определен; нарцизм - объект определен, им становиться само тело ребенка).

II                                                                                                                                                                                                             этап. Эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков

эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как

нежелательный соперник и к нему бессознательное враждебное чувство); у

девочек на отца. В подкреплении этой идеи Фрейд ссылается на

древнегреческое сказание об Эдипе (поэтически обработанное в трагедии

Софокла), который сам того не зная в силу сложившихся обстоятельств

убивает своего отца и женится на своей матери («Эдипов комплекс»). Также

толкуется Фрейдом и трагедия Гамлета: Гамлет лишь потому не хочет и не

может отомстить убийце своего отца, что он (убийца) лишь выполнил его же,

Гамлета, желание - убить своего отца.

Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд выделяет следующие стадии:

1.                                                                                                                                                                                                    Оральная - становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.

2.                                                                                                                                                                                                    Анальная - сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5-3 года).

3.                                                                                                                                                                                              Фаллическая - дети рассматривают и исследуют свои гениталии,

мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым

отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в

роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.

4.                                                                                                                                                                                                   Латентная - отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6-12 лет).

5.                                                                                                                                                                                              Генитальная - стадия полового созревания (12 - 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.

Психология Левина.

 

Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое.( Полевое поведение — понятие, введёное Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, характеризующееся преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности) и низким уровнем произвольности. Полевое поведение наблюдается уже у детей раннего возраста.) Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[1]:

Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через стекло Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись наедине. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.

 

 

Гуманистическая психология.

Одно из основных направлений современной психологии. Возникновение данного направления и формулирование его основных принципов связано с именем Абрахама Маслоу [1908 - 1970].

Одна из главных ценностей гуманистической психологии - признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.

Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии — «терапии, центрированной на Клиенте».

Это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как Клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой Клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования.

Основные принципы гуманистической психологии:

1. человек должен изучаться в его целостности;

2. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3. человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

4. жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5. человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

7. человек — активное, творческое существо.

 

Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса являются феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете"' только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

 

 

Когнетивная психология.

Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.

1. Основные объекты изучения - познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.

2. Методы исследования - хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:

- строгую последовательность в сборе и переработке информации;

- уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;

- избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;

- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;

- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

 Направления критики когнитивной психологии

1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.

2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.

3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.

В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.

 

Предмет и задачи истории психологии

История психологии - предмет развития научного знания о механизмах, фактах, закономерностях психической жизни.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. За всю историю развития психологических знаний науки известны три определения предмета психологии: как о душе, о сознании, о поведении.

1) Изучить закономерности развития знания по психике.

2) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками.

3) Выявить особенности возникновения и разновидности знаний в зависимости от социума-культурных контекстов.

4) Изучить роль личности в становлении науки.

Развитие науки, в том числе и психологии - это нелинейный процесс, на пути которого возможны возвраты к "хорошо забытому старому", "топтание на месте", "маятниковые колебания". Однако, по мнению

З. Фрейд "смена научных мнений - это развитие, прогресс, а не разрешение".

Предмет:1этап-душа (Платон, Демокрит, Аристотель)2-сознание (Декарт), 3-поведение (Уотсон, Торндайк),4- психика

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.