Место рождения и родословная пророка Исмаила
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исмаил приходится сыном пророка Ибрахима от его второй жены Хаджар. Египтянка по происхождению, она была рабыней, которую деспотичный повелитель Египта подарил Саре, первой жене пророка (подробнее эти события освещается в главе о пророке Ибрахиме). Сара долгое время не могла родить ребёнка, тогда она отдала мужу свою рабыню, чтобы та стала ему женой, надеясь, что Аллах дарует Ибрахиму долгожданного дитя. Хаджар забеременела и родила сына - Исмаила. Согласно комментариям некоторых толкователей, рождение этого ребенка вызвало у Сары сильное чувство ревности. Между женщинами возникла ссора, после которой Хаджар вынуждена была скрыться от Сары, испугавшись за себя. Уходя тайком, она повязала пояс таким образом, чтобы он волочился по земле, заметая следы её ног, и Сара не смогла узнать в каком направлении та ушла. После этих событий, Всевышний Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее ребенком в безводную пустыню (район современной Мекки) и оставить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление.

Эти события упоминаются в достоверном хадисе, содержащемся в сборнике хадисов  Сахих Аль-Бухари, 1351(3364), и переданного со слов Ибн Аббаса:

 

«Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, она повязала себе пояс, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привёз её (к тому месту, где ныне находится) Кааба вместе с её сыном Исмаилом, которого она ещё кормила грудью, к большому дереву (стоявшему) у возвышенности, (где впоследствии забил) Зам-Зам (который ныне находится в пределах) мечети. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахиму было нелегко оставить своего любимого сына и его мать в безлюдной пустыне, где не было ни воды, ни еды, ни места, где можно было бы укрыться от зноя и непогоды. Однако у Аллаха во всем есть своя мудрость. Несмотря на внешние трудности этого дела, оно таило в себе великую пользу и безграничную милость. Среди пустыни, где остались Хаджар и Исмаил, возник благословенный город, в котором была построена Священная Кааба, ставшая главным местом поклонения Аллаху.  

Ибрахим оставил свою жену и своего маленького ребёнка под деревом и отправился назад, не позаботившись о том, чтобы соорудить им какое-либо жилище, в котором они могли бы укрыться. Рядом не было никого, кто мог бы оказать им помощь и защитить от нападения диких зверей. Аллах приказал Ибрахиму привести их в эту долину, и тот поступил, как ему было велено, после чего дальнейшую судьбу своей семьи он предоставил своему Господу. Пророк Ибрахим знал, что для Того, кто приказал ему поступить таким образом, не составляло никакого труда уберечь его семью, накормить и напоить.

 

«… И (Ибрахим) покинул их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего двинулся в (обратный путь), а мать Исмаила последовала за ним (говоря): «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!» И она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» - после чего вернулась (к Исмаилу), а Ибрахим пошёл (дальше). …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

 

Ибрахим не отвечал на уговоры Хаджар, которая бежала за ним со словами: «… куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине?». Она многократно обращалась к нему с этим вопросом, но муж ничего ей не отвечал. Это был приказ Аллаха, а Его приказы не обсуждаются - такова истинная покорность Всемогущему Господу. Когда Хаджар потеряла надежду получить ответ на свой вопрос, она спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». И когда услышала положительный ответ, её сердце успокоилось, так как она верила, что Господь не оставит её без поддержки.

 

 «… Достигнув горного перевала, где они не (могли) видеть его, он (Ибрахим) повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху (произнеся) такие слова: …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14 Ибpaxим, 37)

Хаджар, оставшись одна с ребенком на руках, несколько дней пила воду из меха, который оставил ей Ибрахим, и ела финики, а сына кормила грудным молоком. Однако финики и вода быстро закончились и Хаджар начала испытывать жажду и голод. Вместе с ней мучился и её малыш. Мать не могла смотреть на страдания своего ребенка и отправилась на поиски источника воды и пищи. Она огляделась вокруг и увидела ближайшую к ней возвышенность - гору Сафа, поднялась на нее и стала пристально вглядываться, но никого и ничего не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, эта была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но снова не увидела никого, кто мог бы помочь им спастись от жажды и голода. Хаджар продолжала ходить между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз. Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему младенцу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и удостовериться, что он ещё жив, после чего вновь продолжала свои поиски. Хождение Хаджар стало первым хождением между горами Сафа и Марва, которое позже, по велению Аллаха, стало неотъемлемой частью обрядов хаджа  и умры:

 

«Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (2 аль-Бакара, 158 )

После того, как Хаджар седьмой раз пересекла долину, она услышала голос. Оглядевшись, чтобы найти место, откуда доносился звук, она увидела рядом с Исмаилом ангела Джибриила, который своим крылом разверз землю на месте Зам-Зама, после чего оттуда забил благодатный источник. Хаджар искала воду, поднимаясь на возвышенности, но по воле Аллаха вода забила из-под ног её маленького сына.

 

«… Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду (которая у них была), а после того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) извивается (или: корчится) (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла (покинув его),  так как не могла смотреть (на мучения младенца). Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз. Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» -  стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты помочь (мне)?» И тут на том месте (где сейчас находится) Зам-Зам, она увидела ангела, который (рыл землю) пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода. (Увидев это) она стала огораживать (источник, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

 

Мать Исмаила поспешила набрать как можно больше воды, а затем с усердием принялась облагораживать источник, вырыв вокруг него нечто наподобие пруда, чтобы вода не растекалась повсюду и была легкодоступна. Если бы Аллахом было предопределено, чтобы она оставила Зам-Зам растекаться по земле, то он превратился бы в огромный поток, о чём сказал Посланник Аллаха(сас):

 

« Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она покинула Зам-Зам (или: не набирала его воду), он превратился бы в поток (текущий по земле!)» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ангел успокоил Хаджар, сказав ей, чтобы она и её сын не испытывали страха. Он также сообщил, что в дальнейшем Исмаил со своим отцом возведут здесь Дом Аллаха - Каабу.

 

«… И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь (будет возведён) дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает (близких к Нему)!» Что же касается (того места, где потом возвели) Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

 

После этого Аллах направил к Хаджар и Исмаилу тех, кто стал для них добрыми соседями, скрасил их жизнь на чужбине и развеял тоску одиночества. Неподалеку от них проходили люди из племени Джурхум, которые обратили внимание на птиц, парящих над долиной. Они знали, что птицы кружат только там, где поблизости есть вода. Джурхумиты усомнились в своих предположениях, так как хорошо знали эту местность – здесь никогда не было ни воды, ни каких-либо жителей. Они отправили человека, чтобы тот осмотрел долину. Вернувшись, посланец рассказал обо всём, что увидел, после чего джурхумиты направились к Исмаилу и его матери. Они попросили разрешения Хаджар поселиться рядом. Она согласилась, но поставила условие, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Согласившись, они послали за своими семьями и стали соседями Хаджар.

«… И (Хаджар жила) так, пока (однажды) мимо них не проехали люди из племени (или: рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када (н азвание места в верхней части Мекки). Остановившись (там, где сейчас находится) нижняя часть Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине воды нет!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего (все) направились туда. (В это время) мать Исмаила сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да». И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

 

 

Жертвоприношение.

 

Когда Исмаил достиг отроческого возраста (по мнению одних исламских богословов, ему исполнилось 13 лет, по мнению других – 7 лет), его отцу, пророку Ибрахиму, приснился сон, что ему нужно принести Исмаила в жертву Всевышнему Аллаху. Так как сновидения пророков - это Божественные откровения, которые не поддаются сомнению в их правдивости и исполнении, то пророк Ибрахим решил повиноваться приказанию своего Господа. Но вначале он захотел рассказать всё Исмаилу и обсудить с ним эту ситуацию. Исмаил, как истинный раб Всевышнего Аллаха, воспринял эти слова с должным смирением и покорностью. Он надеялся на милость Господа, стремился снискать Его благоволение и был послушным сыном своих родителей. Он сказал своему отцу, что терпеливо снесет любое волеизъявление Аллаха. Таким образом, Исмаил проявил великую покорность, не посмев ослушаться Господа и огорчить своего родителя.

 

«Тогда Мы обрадовали его (Ибрахима) вестью о выдержанном мальчике. Когда он (Исмаил) достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых»» (37 ас-Сафат, 101-102)

Ибрахим положил сына на бок для заклания и приготовился совершить жертвоприношение. В этот момент Аллах воззвал к Ибрахиму, говоря, что назначение видения уже выполнено.

 

«Когда они оба покорились, и он уложил его на бок,

Мы воззвали к нему: «О Ибрахим !

Дата: 2019-02-25, просмотров: 298.