До начала Божьего испытания, п ророк Айюб жил в довольстве и достатке, у него было много детей, он был богат. При этом Айюб являлся примером благочестия, богобоязненности и нравственности. Он призывал людей к вере в Единого Бога, был добрым и щедрым человеком.
Из Корана известно, что Всевышний Аллах подверг Айюба суровому испытанию, но он проявил должное терпение и остался доволен всеми превратностями судьбы. В результате Божьего экзамена у Пророка были поочерёдно отняты богатство, дети и все, что он имел по милости Аллаха. В заключение его постигла тяжелая болезнь. Опираясь на иудейские истории, некоторые толкователи в своих трудах поясняют, что Айюб страдал очень плохой, некрасивой болезнью, причем до такой степени, что рядом с ним невозможно было находиться. Только одна жена осталась рядом с ним, а все остальные соплеменники отвернулись от него. На мой взгляд, это не может соответствовать истине, так как Всевышний Аллах не дал бы человеку, избранному Им образцом для других, пророку, такую болезнь, которая вызывала бы отвращение людей. Скорее всего, эта была тяжелая болезнь, которая ограничивала Айюба в полноценном выполнении обрядов поклонения Всевышнему. Для любого пророка, я думаю, это самое страшное наказание.
Несмотря на все испытания, Айюб продолжал уповать на Аллаха, проявляя покорность и довольство Его предопределением.
Когда же Айюб полностью обессилел, а физическая слабость стала влиять на сохранение высокого уровня набожности и мешать поклонению, достойному Пророка, он произнес молитву Господу:
« Помяни также Айюба, который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты - Милосерднейший из милосердных»» ( 21 аль-Анбийа, 83)
Удивительно, насколько эта молитва прекрасна: краткая, но в тоже время очень ёмкая. Айюб не перечисляет свои несчастья, не жалуется, не говорит, что именно он хочет, о чем просит. Он полностью полагается на Господа, понимая, что Аллах лучше знает все его проблемы, его мысли, чувства, желания, и лучше знает, что ему нужно. Айюб в своей молитве лишь взывает к Милосердию Всевышнего.
Господь ответил на мольбу своего терпеливого и достойного раба. Айюбу было дано откровение, чтобы он ударил ногой землю, тогда из земли забьет источник. С омовением исчезнут внешние проявления болезни, а с питьем излечится организм изнутри.
«Ему было сказано: «Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье»» (38 Сад, 42)
Некоторые муфассиры, поясняя этот аят Корана, обращают внимание на один тонкий момент, что Аллах не представил Айюбу готовую воду и не излечил его одномоментно. Он сказал ему ударить ногой, то есть совершить некоторые действия, усилия, после которых вода забила ключом. Это говорит о том, что Аллах не подает человеку всё готовым, Он помогает ему, если тот предпринимает какие-то разумные усилия. Поэтому во всех делах, молясь Всемогущему Аллаху, необходимо также действовать в нужном направлении.
Во время испытания Айюба, Дьявол искушал благочестивых и верных людей, причиняя мучения Пророку.
«Помяни Нашего раба Айюба. Он воззвал к своему Господу: «Дьявол причинил мне вред и мучения!»» (38 Сад, 41)
По мнению некоторых толкователей, под искушение Дьявола попала и жена Айюба. Она слушала речи шайтана, который говорил, что если бы Аллах любил Айюба, Он не напустил бы на него такую ужасную болезнь. Когда жена передала супругу эти слова, он разгневался на неё и поклялся после выздоровления наказать ее ударами прутом или лозой. По мнению других толкователей, Айюб поклялся высечь свою жену, когда в период его тяжелого состояния, её не оказалась вовремя рядом, она опоздала или промедлила с чем-то. Есть и другие предположения толкователей, но всё это лишь предположения, так как в Коране не поясняется причина этой клятвы Пророка. Когда же Айюб выздоровел, он оказался в серьезном замешательстве. С одной стороны, он поклялся пред Богом, что накажет жену, с другой стороны, за все эти долгие годы испытаний она не покинула его, всегда одаривала его заботой и вниманием, делала для него много хорошего и доброго, была богобоязненной и порядочной женщиной. Всевышний Аллах, видя сомнения Айюба, повелел ему не нарушать клятвы, но облегчил наказание для жены. Вместо того чтобы ударить её несколько раз одним прутом, Айюбу было велено взять несколько веток, сложить из них пучок и ударить им только один раз (то есть вместо ста ударов одним прутом сделать один удар ста прутьями).
«Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы. …» (38 Сад, 44)
После того, как здоровье Айюба восстановилось, Великий Аллах вернул ему его семью и по своей милости дал ему еще столько же. Каким образом это произошло: оживил ли Он погибших и умерших членов семьи или дал ему совершенно новую семью – это знает только Аллах. Коран не раскрывает нам этих знаний.
« Мы даровали ему его семью и еще столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом» (38 Сад, 43)
« Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется» ( 21 аль-Анбийа, 84)
Коранический рассказ об Айюбе является одним из самых полезных назиданий для размышляющих. Эта прекрасная история учит огромному смирению, терпению и упованию на Всемогущего Аллаха, учит не впадать в уныние при любой трудной ситуации, является примером наивысшей любви и покорности в предопределение Всевышнего.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.