Проследить пути происхождения и развития того или иного народа - это не простая научная задача. В Дагестане сложность вопросов, связанных с этнической историей местных народов, осложняется тем, что здесь проживает более 30 этносов, причем, каждый из них имеет свой язык. На современном этапе здесь зафиксированы представители 3 языковых семей, которые начали формироваться еще на ранних этапах развития. Большинство дагестанских языков представляют кавказскую языковую семью, а именно восточно-кавказскую или нахско-дагестанскую группу. Также представлены тюркская и индоевропейская языковые семьи. Попытки объяснить такое этническое и языковое многообразие осуществлялись еще в ранней историографии. Именно на заре становления историко-научных изысканий зародилась так называемая миграционная теория происхождения дагестанских народов. Приверженцами ее являлись представители дореволюционной историографии. Согласно их представлениям, ранняя история народов Дагестана представлялась как череда постоянных перемещений различных кочевых племен, смешений культур и этнических элементов. Авторы XIX в. полагали, что народы Дагестана были основаны кочевыми племенами, проникшими на Кавказ в эпоху "великого переселения народов". Можно привести несколько высказываний, отражающих эту точку зрения. А. Дирр писал, что "Кавказ не имеет культуры, выросшей на кавказской почве. Тут почти все позаимствовано". Почти все авторы, представлявшие эту концепцию, не имели представления о начальной истории народов Дагестана, о раннем заселении здешних территорий первобытными людьми. Примером миграционной теории является бытовавшая в исторической литературе точка зрения, что предками современных аварцев являлись тюркоязычные племена аваров или ираноязычные племена савиров. Вывод это имел в своей основе сходство названий этих племен и аварской народности. Множество миграционных теорий сложилось вокруг кумыкской народности. Принадлежность кумыкского языка к тюркской языковой семье породила версии о том, что предками данной народности являлись тюркоязычные племена - булгаров, хазаров, половцев, кипчаков. Во многих исторических произведениях дореволюционного периода можно встретить представления о народах Дагестана как о потомках различных, порой даже мифических племен. Современное понимание проблем этногенеза народов Дагестана имеет под собой не случайные совпадения, как в дореволюционной литературе, а детальное комплексное изучение и обобщение данных таких наук, как историография, археология, лингвистика, палеоантропология. Только при таком подходе возможно объективное изучение таких важных и сложных исторических процессов, как этногенез дагестанских народов. Совокупные данные перечисленных выше наук позволяют нам относить Дагестан к регионам раннего заселения первобытного человека. Именно на самых ранних этапах развития здесь сложилась одна из древнейших на Кавказе культурно - исторических общностей.
Анализ археологических памятников древнего Дагестана позволяет нам говорить о том, что непрерывное заселение территории Дагестана первобытными людьми осуществляется в эпоху мезолита или средне - каменного века. Именно в это время в горном Дагестане приблизительно в 10 - 9 тыс. до н.э. складывается своеобразная археологическая культура, отличающаяся от других современных культур Кавказа. Памятники этой культуры представлены в Гунибском, Левашинском районах, но по наиболее изученному памятнику, обнаруженному у селения Чох, она названа Чохской. Сравнительный анализ памятников данного поселения выявил сходство с археологической культурой эпохи мезолита, обнаруженной в районе Южного Прикаспия, в Северном Иране. Поскольку эта культура была основана раньше, чем чохская, можно предполагать, что именно эта область является той первоначальной территорией, где сформировалась южно - каспийская культурно - историческая общность, в которую входила и чохская культура. Вероятно, что выходцы из Северного Ирана в пост - ледниковый период поселились во внутреннем, горном Дагестане и оставили памятники, известные нам как чохская культура. Археологи полагают, что одной из причин, побудившей жителей Северного Ирана поселиться в Дагестане, являлась изменение климатических условий. Именно в этот период горные районы Дагестан становятся более пригодными для проживания.
В последующую эпоху - в неолите, чохская культура испытывает серьезные изменения, что было обусловлено тем революционным переломом, который произошел в жизни древнего человека в связи с переходом к производящему хозяйству. То, что принято называть "неолитической революцией" в корне изменило жизнь первобытных людей. В этот период наметилась тенденция роста населения, так как условия жизни становятся более благоприятными, появляются стабильные источники питания, человек некоторым образом постепенно освобождается от зависимости от природы. Родовые общины горного Дагестана также переживают активные демографические процессы, а также происходи укрепление земледельческо-скотоводческого хозяйства.
дагестан религия революционный культура
В энеолитическую эпоху происходят активные миграционные процессы. Древние жители начинают осваивать горно-долинные зоны, высокогорья. Именно в этот период появляются поселения в Гидатлинской долине, на Хунхаском плато и др. При этом, надо отметить, что культура племен горного Дагестана тесно связана с предшествовавшей чохской культурой и сохраняет черты преемственности с ней. Это прослеживается в архитектуре, технике обработки камня, характере поселений. При этом материальная культура жителей энеолитической эпохи достаточно своеобразна, и отличается от одновременных культур сопредельных областей. В эпоху энеолита усиливаются межобщинные связи, растут контакты населения горного Дагестана и соседних областей Кавказа, Передней Азии.
В эпоху бронзы, демографические и миграционные процессы приобретают еще большую интенсивность. Причиной этого являлось развитие производительного хозяйства, освоение металлургии бронзы, общий прогресс хозяйственного развития. Успехи в экономике приводят к росту численности населения, освоению новых земель. Оседлые поселения возникают в высокогорном Дагестане. Оседлое население внутреннего горного Дагестана осваивает предгорья и прикаспийскую низменность. Здесь возникают такие крупные оседло - земледельческие поселения, как Чиркеевское, Мекегинское, Каякентское. В этот же период на значительной части территории Кавказа складывается куро-араксская культура. Элементы ее проникают далеко на юг и встречаются в Восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Существование куро - аракской культуры и обширный ареал распространения ее на Кавказе является ярким свидетельством наличия древнего обще - кавказского этнокультурного единства. Культура народов Дагестана в раннебронзовую эпоху составила особый локальный вариант этой культуры, причем, надо отметить, что культура ранней бронзы складывалась в Дагестане на местной основе, так как и в эту эпоху сохраняла черты преемственности с предыдущими этапами развития. Следовательно, мы можем делать вывод о том, что на протяжении каменного века и последующих эпох металла до средней бронзы, население Дагестана последовательно прошло все ступени исторического развития, причем процесс этот происходил на местной основе с сохранением культурной преемственности.
В период средней бронзы осуществляется распад куро-араксского единства. В Дагестане образуются несколько культур, которые имеют свои особенности. В приморском Дагестане складывается великентская культура, в горном и внутреннем Дагестане складывается гинчинская культура. Для Дагестана этого периода характерна этнокультурная пестрота. При этом, южные районы Дагестана сохраняют черты преемственности с культурой ранней бронзы и традиционные связи с народами Закавказья. Северные районы, наоборот, теряют вязи с прежним развитием и попадают под влияние степных культур. Степными культурами мы можем назвать памятники, созданные племенами, обосновавшимися в районе Волго-Донского междуречья. Отсюда они проникали на территорию Северо - Восточного Кавказа. Следы их влияния проявляются в характерных особенностях материальной культуры, появившиеся у племен Дагестана под их влиянием. Это появление курганных захоронений и применение шнурового орнамента для украшения глиняных сосудов. Курганные захоронения и шнуровая керамика встречаются в конце III - II тыс. до н.э. не только в тех областях, что граничили со степными племенами, но даже в горном Дагестане. Влияние степных племен являлось одной из причин распада былого этнокультурного единства Северо-Восточного Кавказа. Но постепенное исчезновение элементов степной культуры в памятниках этого периода, обнаруженных в Дагестане, говорит о том, что местные этнические элементы ассимилировали пришлые племена, т.е. они растворились в местной этнической среде. Следует отметить существование в эпоху поздней бронзы каякентско-хорочоевской культуры, которая охватила Дагестан, Восточную Чечню. В конце существования этой культуры, население Дагестана осваивает железо. Бурный рост производительных сил, произошедший в этот период дал людям возможность проживать не большими коллективами, а более компактными объединениями. В этот период возникает множество оседлых поселений. В то же время начинается и обособление жителей. К концу существования каякентско - хорочоевской культуры ее единая территория распадается на несколько частей и в каждой из них появляются заметные отличия в обряде погребений, быту. Некоторое исследователи полагают, что это отражает процесс формирования отдельных племен. Уже в албанскую эпоху, по сообщениям Страбона, мы видим 26 племен, названия которых напоминают названия некоторых народностей Дагестана.
Интересен вопрос о происхождении многочисленных языков населения Дагестана. Даже для обыденного сознания, а не только для научного исследования интересен вопрос о том, какой язык был самым ранним. Еще исследователи прошлого столетия высказывали предположение о родстве кавказских языков, но привести четкую систему доказательств не смогли. Также высказывалось предположение о родстве кавказских языков с хуррито-урартскими языками, ныне мертвыми. Сейчас, это родство не вызывает сомнений. По мнению исследователей. В ранние периоды существовал прасеверокавказский язык, который представлял собой совокупность родственных диалектов. Предположительно, он просуществовал доYI тыс. до н. э и являлся языком - основой для формирования последующих языковый семей. Данные сравнительно - исторического языкознания показывают родство северокавказских языков с афро-азийскими (семитский, берберский и др.), синотибетскими языками, Прародиной этой общности, возможно, является Западная Азия, в которую входит и Южный Прикаспий. А эта область предположительно является предвестником чохской культуры. На рубеже Y тыс. до н.э. осуществляется распад единого праязыка на две ветви северокавказских языков - западно-кавказскую (абхазо-адыгскую) и восточно-кавказскую, которую составили нахско-дагестанские и хуррито-урартские языки. Далее, можно говорить о большом влиянии индоевропейских народов, которые, как мы помним, примерно в это время проникают в районы Северо-Восточного Кавказа. Проникновение скифо-сарматских племен, алан оставило заметный след в языках народов Дагестана, что нашло выражение в многочисленных заимствований из индоевропейских языков. Изменение в условиях жизни племен, которые начали обособляться, нашло отражение в нарастании языковых различий. В определенный момент процесс языкового распада населения Северо-Восточного Кавказа идет все более интенсивно. В албанскую эпоху уже имеется 26 племен, которые разговаривают каждое на своем языке.
Для выяснения вопросов этногенеза народов Дагестана, большой интерес представляют данные такой науки, как палеоантропология. Анализ материалов археологических раскопок поселений Гинчи, Гоно (Шамильский район), Манаса, Шаракунского могильника, что был обнаружен близ Касумкента показывает, что население Дагестана того времени (Y - I тыс. до н.э.) принадлежало к единому антропологическому типу, а именно к южно - индо-средиземноморской ветви европеоидной расы. Характерной его особенностью являлось то, что оно было узколицым и длинноголовым. Антропологи полагают, что этот тип просуществовал достаточно долго и сыграл большую роль в формировании современных антропологических типов, распространенных в Дагестане в наши дни. Таким образом, кавкасионский и каспийский типы, представленные ныне в Дагестане сформировались достаточно давно и в большей степени, на местной базовой основе, несмотря на проникновение сюда иных этнических элементов. В то же время нельзя отрицать определенное влияние индоевропейских народов на формирование внешнего облика современного населения Дагестана и соседних районов Кавказа. С проникновением на Кавказ индоевропейских племен усиливается распад этнокультурного и языкового единства Северо-Восточного Кавказа, формирование здесь различных культур, распад древнего северо-восточного кавказского этноса и формирования современных дагестанских народов
Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.