К началу монголо-татарского нашествия Русь уже более ста лет находилась в условиях феодальной раздробленности. Это ослабило Русь как в политическом, так и в военном отношении.
Постепенно в первой трети XIII в. выделились два наиболее сильных государства-княжества, ставших политическими лидерами: Галицко-Волынское на юго-западе и Владимиро-Суздальское на северо-востоке. Эти княжества вели политику централизации и политического объединения русских земель. Однако этому на много лет помешало татаро-монгольское иго.
Первое поражение от монголо-татар русские понесли в 1223 г. во время столкновения у реки Калки. Монголы к началу нашествия на Русь обладали огромной территорией, сильным, организованным войско, централизованной властью. Нашествие татаро-монгол на Русь началось в 1237 г. под руководством хана Батыя. Первой пала Рязань.
Батый не дошел 100 верст до Новгорода и повернул назад. На следующий год основной удар монголо-татарской экспансии пришелся на юг. Были захвачены Киев, Чернигов и многие другие города. Последними были разгромлены города Галицко-Волынской земли.
С запада на Русь обрушились шведы и немецкие рыцари. В 1234 г. князь новгородский Ярослав нанес поражение немецким рыцарям на реке Эмбах. Тевтонский и Ливонский ордена, объединившись и заручившись поддержкой Германии и римского папы, напали на Новгород и Псков. Вместе с немцами решили выступить и шведы. Они планировали захватить земли Финского Залива.
Зимой 1240 г. шведы по Неве подошли к устью реки Ижоры. Войско молодого князя Александра Всеволодовича подошло 15 июля к Неве и разгромило шведов на берегу и на море. С тех пор новгородского князя прозвали Александром Невским.
Весной 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в ходе которого Александр Невский разгромил немецких рыцарей. Этой победой был положен конец претензий и агрессии крестоносцев.
Культура домонгольской Руси
Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Огромное влияние на культуру в целом оказало христианство.
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы митрополит Иларион.
Перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи пре вращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. На Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 475.