Философские направления в культуре Древнего Китая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специфическими чертами древнекитайской философии являются ее демифологизация, препарировавшая мифологическую картину представлений о мире; ее тесная связь с этикой и политикой; ее целостный взгляд на природу, общество и человека на основе традиционных представлений. В эпоху Чжанью, по праву считающейся «золотым веком» китайской философии, возникают важнейшие философические учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Конфуцианство - религиозно-философская школа в узком смысле слова и национальная культурная традиция, жизненный уклад китайцев в более широкой трактовке. Основателем этой системы является легендарный Кун-Цзы (551-479 гг. до н.э.) - странствующий проповедник из царства Лу, обожествленный впоследствии. Его учение записано в форме диалога с учениками в трактате «Луньюй» («Беседы и суждение»).

Мировоззренческой основой учения Конфуция являются и традиционные взгляды на устройство мира, который вечен и неизменен, а человек занимает в нем срединное положение между Небом и Землей, составляя с ним единое целое. По мнению Конфуция, небо предопределило разделение людей на «благородных мужей» («управляющих») и «презренный люд» («управляемых»). Деление людей по классовому признаку приводит Конфуция к анализу общественного устройства и принципов управления государством. Созданные им идеи рассматриваются как теория управления на основе добродетели. Идеальный правитель, по мнению Конфуция, гуманен, человеколюбив, обладает высоким чувством долга, следует традиционным нормам. В следовании старине Конфуций видел панацею от всех бед и катаклизмов.

Постепенно из «религиозно-окрашенного, но преимущественно политико-социально-этического учения оно (конфуцианство) ... превратилось в философско-теологическую систему и даже заявило свои притязания на роль мировой религии, хотя им и не суждено было сбыться» [4].

Возникновение даосизма связывают с именем мудреца из царства Чу-Лао-Цзы - автора философского трактата «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ», IV-III вв. до н.э.). Идея даосизма отлична от принципов конфуцианства и ближе к стихийно-диалектическому мышлению, нежели к метафизическому. Главная категория данного учения - Дао – «Великий Путь», или «Мать всего сущего», который естественно-природным образом ведет людей к социальной справедливости, всеобщему равенству, гармонии существования. Лао-Цзы выдвинул теорию недеяния, ограничивающую произвол правителей и провозглашавшую пассивность как естественный ход вещей. Даосы признавали объективность мира, который в их представлениях состоял из мелких частиц (ци), находился в вечном движении и изменении, переходя из одного качества в диаметрально противоположное. Даосы отрицали культ предков и неизменность нормы. Они обращались к естественным наукам, пытаясь познать Дао.

Среди замечательных китайских философов немало последователей даосизма. Известен мудрец Чжуанцзы (ок 369-286 гг. до н.э.), философия которого содержит и идеалистические и материалистические положения. Дао в его трактовке выступает как сущность бытия, основа мира, абсолютное начало, дающее жизнь всему сущему. Чжуанцзы утверждал природное равенство людей, осуждал эксплуатацию и социальный гнет, что явилось причиной безусловной популярности этого учения у народных масс.

Постепенно даосизм превратился в религиозное течение, центральной идеей которого являлся поиск бессмертия (система йоги, развитие алхимии, астрологии, геомантии), что позволило совершить некоторые ценные открытия, такие, как изобретение пороха и компаса.

Название философской школы моизма идет от имени ее основателя Мо Ди (ок 468-376 гг. до н.э.). Его учение было направлено против родовой аристократии и содержало утопическую идею переустройства общества на принципах «всеобщей любви и взаимной пользы». Особую оценку в учении Мо Ди получил труд, понимаемый как активное начало любого созидания, что противоречило конфуцианскому презрению к физическому труду и даосистской теории недеяния. Моисты внесли свой вклад в развитие стихийно-научного мировоззрения.

Большой интерес для культурологов представляет изучение и других древнекитайских философских течений: легизма (политано-философского направления) и наивно-материалистического учения - Ян Чжу. Философская мысль стремилась преодолеть архаические формы общественного сознания, критически переосмысливая мифологию, что явилось причиной формирования нового типа личности. Однако в глубине массового сознания еще долго господствовали архаично-мифологическое мышление и вера в общинных богов.

Оригинальная картина мира, созданная китайцами, поражает своей гармоничностью и совершенством. Мир вокруг мудр, а природа прекрасна, и ей присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь), мудрость (чжи). Изначальное совершенство мира и природы ориентирует человека на приобщение, а не на изменение сущего. Отсюда исходит удивительная поэтизация природы в различных видах искусства - литературе, живописи (пейзажи), вышивании по шелку. Смысл жизни древних китайцев заключался не в переустройстве мира, а в поддержании данного порядка вещей через соединение с Природой и Космосом.    

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.