Аудиторско-консалтинговые компании и их роль в предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудит является чрезвычайно важным элементом рыночной экономики. Развитие сферы аудита накладывает заметный отпечаток на многие хозяйственные процессы и экономические явления. Эффективность всего механизма взаимодействия финансово-производственной сферы в большей степени зависит от взаимного доверия и достоверности финансово-экономической информации. Одной из функций аудита является финансовый контроль за информационно-аналитическим обеспечением принятия обоснованных управленческих решений. Сфера аудиторско-консалтинговой деятельности становится важным объектом и орудием регулирования экономики. Об этом свидетельствует сложившаяся ситуация с востребованностью аудиторско-консалтинговых услуг на отечественном рынке. Спрос на них возрос и в связи с возможностью привлечения иностранных кредитов и инвестиций.

В настоящее время в Казахстане цивилизованный аудит представлен не только офисами иностранных компаний. Сформировались и стали достаточно заметными отечественные компании.

Среди основных тенденций развития казахстанского рынка аудиторско-консалтинговых услуг могут быть выделены следующие: региональное расширение крупных компаний; проникновение международных компаний на аудиторско-консалтинговые рынки Казахстана; смена ориентации консалтинговых компаний на средний и мелкий бизнес.

Все большую часть доходов компаний, входящих в первую десятку лидеров рынка составляют заказы от крупных казахстанских предприятий. И их число продолжает стабильно расти. Около 73% клиентов консалтинговых компаний - юридические лица, 25% - органы государственной власти и местного самоуправления, 2% клиентов - частные предприниматели. Среди клиентов казахстанских аудиторов становится все больше иностранных фирм.

Стабильный рост сектора консалтинга связан с непрекращающимся укрупнением предприятий. Сейчас на многих из них активно идет переход от системы прямого управления к системе управления посредством функциональных структур, что возможно только с помощью внедрения специальных управленческих систем с привлечением консультантов.

В десятке сильнейших, на которую приходится почти 80% всей выручки в основном аффилирована с иностранными аудиторскими группами.

Наметилась тенденция уменьшения числа аудиторско-консалтинговых компаний за счет вытеснения с рынка более мелких фирм. В последнее время рост рынка аудиторско-консалтинговых услуг в основном носил экстенсивный характер за счет агрессивного вторжения в регионы и поглощения других, более мелких структур, расширения штата специалистов. Расширяя собственную филиальную и партнерскую сеть, компании одновременно преследуют коммерческую выгоду и выполняют просветительскую функцию.

В мировой практике можно выделить следующие модельные типы продвижения аудиторско-консалтинговых групп на региональные рынки.

Первый тип ‑ открытие офиса в интересующем регионе. Эта модель характерна для компаний «большой четверки».

В других моделях продвижения, классифицируемых как модели сотрудничества, главными критериями являются участие в капитале и бренде.

Участие в капитале возможно в трех вариантах: участие в капитале региональной компании, участие в капитале аудиторско-консалтинговой группы и третий вариант – без взаимного участия. Выбор конкретного варианта зависит от региональных компаний, от их размеров, от целей, которые они ставят перед собой, конкурентной ситуации в том или ином регионе.

Участие в бренде также осуществляется по трем схемам. Первая схема ‑ региональная компания меняет свой бренд. Вторая схема ‑ сохранение собственного бренда. И третья ‑ двойной бренд.

В каждой модели есть свои недостатки и преимущества. В модели с соучредительством главный риск в том, что есть вероятность потерять контроль над учрежденным субъектом. Главным преимуществом является то, что такая схема дает возможность сохранять позиции в своем регионе.

При другом более часто встречающемся варианте, когда компания переходит под раскрученную марку, также есть свои плюсы и минусы. Прежде всего, компания, получившая доступ к раскрученному бренду, приобретает возможность эксплуатировать его узнаваемость; реклама компании приобретает другой масштаб. Но вместе с брендом компания приобретает и риски. Во-первых, она рискует тем, что может не оправдать выросшие ожидания клиентов в связи с использованием бренда. Кроме того, в связи с переходом на новый бренд возникают проблемы и с ценообразованием. В этой ситуации важно найти оптимальное соотношение потребностей компании и возможностей клиента.

 Казахстанский рынок аудиторско-консалтинговых услуг формируется под воздействием ряда противоречивых факторов.

Состав благоприятных факторов определяется общим ростом экономики, который неизбежно влечет развитие рынка услуг.

 Бизнес проявляет активное стремление к выходу на международные рынки капитала, что способствует увеличению спроса на услуги по составлению аудиторской отчетности по МСА, услуги по выводу компаний на первичное размещение капитала (IPO), оценке бизнеса, проверке должной добросовестности (due diligence).

Процессы укрупнения и реструктуризации казахстанских компаний повлекли за собой спрос на услуги по внедрению интегрированных информационных систем.

В стоимостном выражении выросла международная компонента аудиторско-консалтинговых услуг, они стали отличаться большей сложностью и нестандартностью.

Динамичный рост среднего бизнеса и его желание привлекать дополнительные финансовые ресурсы, объединяться, а для этого, быть более прозрачным, привели к тому, что в последнее время востребованы подготовка и аудит отчетности по МСФО.

Негативные факторы, влияющие на деятельность субъектов рынка аудиторско-консалтинговых услуг обусловлены нерешенностью следующих проблем:

· соблюдение принципа соответствия кадрового потенциала компании-исполнителя масштабу задач клиента;

· создание оптимальной внутренней структуры и разработка внутренних регламентов, обеспечивающих эффективное взаимодействие подразделений компании;

· достижение конкурентных преимуществ за счет создания и продвижения собственной торговые марки компании;

· достижение пороговой цены выхода на рынок;

· переориентация деятельности компании на использование IT-технологий как необходимое условием организации консалтинга.

В отдельную группу выделяются неблагоприятные факторы, влияющие на развитие казахстанского аудита в области МСФО:

· несовершенство законодательной базы, противоречивость казахстанских национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО), терминов и определений Гражданского и Налогового кодексов аналогичным нормам МСФО;

· различие принципов оценки активов и обязательств;

· различие к степени конфиденциальности информации для составления финансовой отчетности;

· отсутствие унифицированной технологии сбора аудиторской и бухгалтерской информации;

· дефицит квалифицированных кадров.

Факторы, сдерживающие развитие рынка обязательного аудита, обусловлены нерешенностью трех основных проблем: отсутствие заинтересованности со стороны пользователей обязательных аудиторских услуг; неясность роли института обязательного аудита; занижение цены на аудиторские услуги.

Институциональная структура, сложившаяся в сфере аудиторско-консалтинговых услуг, не отвечает таким принципам системности, как принцип согласованности функционирования элементов системы и принцип иерархичности структуры системы.

В связи с принятием Закона РК Об аудиторской деятельности с изменениями и дополнениями от 20.02 2009г. можно определить, что казахстанская система аудита существенно обновится. Основную роль в ней будут играть саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, деятельность которых будет контролироваться уполномоченным государственным органом – центральным исполнительным органом. По данному вопросу высказываются различные, часто противоположные мнения: с одной стороны, о соответствии намечаемых преобразований мировым тенденциям, с другой – о возможности ослабления государственного регулирования, что приведет к дискредитации аудита и трансформации его из мощного средства защиты законных имущественных интересов всех субъектов хозяйствования и государства в средство защиты интересов фирм-монополистов.

  В мировой практике существует две принципиально разные концепции регулирования аудиторской деятельности, во многом обусловленные задачами, решаемыми аудиторами.

Первая концепция распространена в таких странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудит ориентирован по большей части на интересы банков и государственных организаций как основных пользователей финансовой отчетности. В этих странах аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция получила развитие в англоязычных странах, таких как США, Канада, Великобритания, Австралия, где аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется. Здесь аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется главным образом профессиональными общественными объединениями.

Представляется целесообразным использование положительных сторон каждой модели. При этом недопустим механический перенос и примитивное копирование континентальных или англосаксонских институтов аудита в сложившийся казахстанский рынок. Институциональная структура казахстанского аудита и консалтинга должна не «прививаться» в готовой форме, а «выращиваться на почве» отечественных рыночных институтов.

Наиболее перспективны следующие направления развития института обязательного аудита в Казахстане: расширение сферы обязательного аудита; повышение значения аудита при обслуживании государственных интересов и усиление роли аудита как общественного контролера при получении государственных средств хозяйствующими субъектами; установка единых критериев при расчете цены.

Целесообразно разработать механизм реализации обязательного аудита, учитывающий интересы как государства и общества в целом, так и собственника (руководителя) субъекта хозяйствования. Как следствие, при этом должен произойти положительный сдвиг в отношении предпринимательской среды к институту обязательного аудита.

Имеющиеся источники информации не содержат полной информации для обоснованного выбора аудиторской организации, предоставляющей (как правило, в рамках государственного заказа) услуги по обязательному аудиту государственным предприятиям, а также организациям, в уставных капиталах которых доля государственной собственности не менее 25%. Представляется целесообразным разработать унифицированную единую информационную систему в интересах повышения эффективности регулирования услуг по обязательному аудиту.

Законопроектом предусматривается, что государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Правительство Республики Казахстан, которое определяет уполномоченный орган исполнительной власти.

Государственное регулирование аудиторской деятельности заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности, анализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности и подготовке на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в Республике Казахстан, ведении государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и единого реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Меры государственного регулирования сферы аудиторско-консалтинговых услуг должны также включать контроль процессов образования саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, процессов разработки и соблюдения справедливых норм представительства аудиторских организаций в этих объединениях, процессов разработки общих стандартов и частных стандартов, специализированных по отраслям экономики.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 204.