Российские транснациональные организации и их влияние на формирование финансовой среды предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все больше российских компаний приобретают отчетливые признаки международных корпораций. Конечно, российские транснациональные корпорации не настолько глобализированы, как ведущие ТНК, действующие на рынках развивающихся стран, для которых характерен большой разброс по отраслям экономики.

Деятельность российских ТНК ограничивается отдельными секторами экономики, в которых они имеют конкурентные преимущества. Российские минерально-сырьевые компании участвуют в международном разделении труда и создают свои зарубежные филиалы.

Исторический экскурс. До современных примеров создания и деятельности российских транснациональных корпораций (финансово-промышленных групп) идея создания крупных межотраслевых производственно-финансовых объединений реализовывалась на практике еще в период существования Советского Союза. Это проявилось в образовании научно-производственных объединений (НПО), агропромышленных комплексов (АПК), территориальнопроизводственных комплексов (ТПК) и, наконец, государственно-производственных объединений (ГПО). Все эти образования были главным образом нацелены на решение внутриэкономических задач без планов внешнеэкономической ориентации.

Уже в советские времена существовали международные или транснациональные корпорации. Примером советской ТНК может служить "Ингосстрах" со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а позднее и в ряде стран СНГ.

Вопросы практики. ОАО "Газпром": объем активов 26 млрд долл. США. Ориентирует свою экспансию на формирование инфраструктуры поставок газа на рынки Европы и стран СНГ. Имеются дочерние предприятия в Великобритании, Австрии, Армении, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Латвии, Нидерландах, Польше, Сербии, Словакии, Турции, Финляндии, Эстонии. Внешние стратегии: участвует в зарубежных проектах добычи и транспортировки газа, создает консорциумы и совместные предприятия за рубежом в Индии, Иране, Вьетнаме, Армении, Казахстане.

Такие российские корпорации, как "Лукойл", "Итера", "Русал", имеют диверсифицированное производство, которое расположено в разных странах, но сохраняют единый центр управления в России. Еще десятки наших фирм находятся в предстартовом состоянии для выхода на внешний рынок в качестве транснациональных.

В списке "Форбс-2000" за 2009 г. находятся 28 российских компаний, наиболее высокое 13-е место занял "Газпром".

Прямые иностранные инвестиции российских ТНК . Согласно данным ежегодного "Доклада о мировых инвестициях" ЮНКТАД за 2009 г. в числе лидеров по объему прямых заграничных вложений среди стран Юго-Восточной Европы и СНГ в 2008 г. оказалось 6 российских компаний: "Евраз Групп", "Лукойл", "Мечел", "ТМК", "Северсталь" и "Пятерочка". Объем прямых зарубежных инвестиций российских компаний в 2008 г. составил свыше 52 млрд долл. США, что ставит Россию на 2-е место после Гонконга по зарубежным инвестициям среди развивающихся стран.

Вопросы практики. ОАО "Лукойл" - лидер транснациональной деятельности среди российских нефтяных компаний. Возглавляет рейтинговую таблицу ЮНКТАД по ТНК стран с переходной экономикой.

Холдинг контролирует проекты в Азербайджане, Казахстане, Египте, Ираке. Имеются дочерние предприятия в странах Балтии, СНГ и в Европе (Болгария, Румыния, Чехия, Венгрия, Польша, Турция).

Внешние стратегии: создание совместных предприятий за рубежом, участие в консорциумах, поглощения иностранных компаний.

Интересный факт: Лукойл формирует собственный ледокольно-танкерный флот для обеспечения поставки нефтепродуктов.

Очень активна на внешних рынках корпорация "Вимм-Билль-Данн". Она значительно расширяет свои мощности, открыла структурные подразделения за рубежом, вышла на американский рынок, привлекает иностранных акционеров.

Положительные моменты внешней экспансии российских ТНК:

■ выход за пределы России - это свидетельство высокой зрелости российских корпораций, они начинают уже играть не только роль крупных игроков в России, в Европе, но и в глобальном масштабе;

■ структура собственности включает не только российские предприятия, но и предприятия за рубежом, что позволяет повысить эффективность бизнеса через обмен технологиями либо за счет преодоления импортных барьеров. Например, когда российский холдинг экспортирует продукцию в дочерние компании за рубежом для дальнейшей технологической переработки, ограничения в виде квот на ввозимые товары на местных рынках не применяются;

■ появляются дополнительные возможности по диверсификации рисков, в том числе политических, которые могут иметь место как на глобальных рынках, так и в специфических российских условиях. Когда часть бизнеса переводится за пределы Российской Федерации, компания юридически и фактически становится транснациональной и уже является субъектом международного права, что позволяет ее владельцам эффективнее защищать свои интересы.

Виды российских ТНК. Наиболее представительным является тип классических ТНК, который можно встретить в любой крупной развивающейся стране. Он представлен в основном приватизированными нефтяными и металлургическими гигантами. Часть экспортной выручки владельцы российских ТНК предпочитают инвестировать за рубежом.

Как правило, российские ТНК данного вида преследуют две группы целей. Во-первых, легальные капиталовложения за рубежом позволяют обезопасить свой бизнес и повысить имидж, необходимый для выхода на западные фондовые рынки. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции могут иметь и производственную целесообразность - ради обеспечения доступа к сырьевым ресурсам (при инвестировании в странах с развивающейся или переходной экономикой) или к новым технологиям (при слиянии и поглощении фирм в развитых странах). Реже преследуется цель облегчения доступа на зарубежные рынки сбыта.

В перспективе сырьевые российские ТНК и дальше продолжат активно покупать зарубежные активы по всему миру. Однако российские компании встречают активное противодействие при попытках диверсификации своего бизнеса за рубежом. Так, в Европе потерпела неудачу компания "Северсталь", запланировавшая слияние с компанией "Арцелор". У российских ТНК пока остаются шансы приобретать в развитых странах только фирмы среднего размера, причем находящиеся преимущественно в тяжелом финансовом положении. Кроме того, значительное влияние на стратегию ТНК при проведении сделок по слияниям и поглощениям оказал финансово-экономический кризис, начавшийся в 2007 г., что выразилось в сокращении количества и объема сделок и даже их отмене.

Другой вид российских ТНК - компании, интернационализацию которых обеспечил иностранный инвестор. Без капиталовложений телекоммуникационного гиганта "Дойче Телеком" трудно было бы представить столь стремительную экспансию компании "МТС" в Украине, Белоруссии, Узбекистане и Туркмении, хотя к концу 2005 г. германский стратегический инвестор перестал быть акционером компании. Конкурент МТС компания "Вымпелком" вышла за пределы московского региона, а затем начала экспансию в Казахстане и других странах СНГ только после появления в числе ее акционеров норвежского концерна "Теленор". Есть пример и в других отраслях - концерн "ТНК-ВР" смог осуществлять масштабные прямые инвестиции в Украину после слияния с британским концерном.

Есть еще один вид российских ТНК - это корпорации, деятельность которых разворачивается на экономическом пространстве бывшего СССР. Кроме РАО "ЕЭС России" можно назвать и другие государственные и частные фирмы, которые проводят интеграцию внутри СНГ предприятий-смежников: "ТВЭЛ" (инвестиции в добычу урана в Казахстане), "Атомредметзолото" (капиталовложения в горно-химический комбинат в Узбекистане), "Вимм-Билль-Данн" (создание молокозаводов на Украине и в Киргизии). Целый ряд факторов способствует активизации деятельности российских ТНК на территории бывших союзных республик: низкие транспортные издержки, часто налаженные еще в условиях СССР научно-технические и производственные связи, понятная местная предпринимательская среда, наличие емких рынков сбыта с низкой конкуренцией, лояльное отношение к российской продукции.

Отдельным видом российских ТНК можно считать корпорации, являющиеся фактически наследниками советских ТНК. Дело в том, что Советский Союз также экспортировал капитал, как и любая западная держава. К началу 1990-х гг. накопленная сумма советских прямых иностранных инвестиций в промышленность и сферу услуг достигала 0,7 млрд долл. США, а активы советских заграничных банков превышали 1 млрд долл. В настоящее время несколько таких компаний по-прежнему играют значительную роль в экономике России - это "Газпром", "Зарубежнефть", "Банк ВТБ" (главный российский транснациональный банк) и приватизированный "Ингосстрах". К числу такого рода компаний можно отнести и государственный концерн "Нафта Москва" (бывший "Союзнефтеэкспорт") со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах.

Наконец, есть пятый вид - псевдо-ТНК, который представлен морскими пароходствами (перевод судов под контроль зарубежных дочерних фирм относится к типу прямых инвестиций). Их позиции в рейтингах ЮНКТАД (в 2006 г. там остался один "Новошип", хотя раньше в списке фигурировали Приморское и Дальневосточное морские пароходства, государственная компания "Совкомфлот") постепенно сошли на нет, что определяется выводом российского торгового флота под "удобные" флаги Кипра, Мальты, Либерии. Однако не исключено, что благодаря капиталовложениям в зарубежные судоремонтные заводы и портовые комплексы часть российских морских пароходств трансформируется в "классические" ТНК.

Типы российских ТНК. Российские корпорации можно разделить на следующие типы:

■ группа интегрированных предприятий;

■ холдинги в рамках одной отрасли ("Вымпелком");

■ объединение отдельных предприятий, занятых в разных отраслях экономики ("Альфа-групп").

Вопросы практики. К группе интегрированных предприятий можно отнести "Базовый элемент" Олега Дерипаски, в состав которой входят корпорация "РУСАЛ", бывший "Ингосстрах", автомобильная компания "ГАЗ", золотодобывающая компания "Союзметаллресурс".

Формирование и развитие российских международных корпораций осуществляется двумя основными способами:

■ образованием мощных национальных корпораций - финансово-промышленных групп (ФПГ) с последующей их экспансией на мировом рынке;

■ использованием имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ, созданием транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран содружества.

Хотя первый способ появился еще в начале 1990-х гг., он до сих пор не реализован. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства, а также банков. В качестве примера можно привести корпорацию "Интеррос" в том виде, в котором она существовала до 2007 г. В финансовый блок этой ФПГ, помимо Росбанка, входили инвестиционный банк "МФК-Ренессанс", страховая компания и компания по управлению активами. Производственный блок был достаточно диверсифицирован и включал нефтяную компанию "СИДАНКО", Новолипецкий металлургический комбинат, Норильский никель, Связьинвест, а также химические и деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, холдинг приобрел некоторые средства массовой информации.

На начальном этапе создания и функционирования финансово-промышленных групп определенное предпочтение отдавалось второму подходу. Это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей и тем, что создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Ее цель - содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций. Общим базовым нормативным правовым документом считается подписанное в 1994 г. Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном.

Второй сценарий напоминает китайский, когда выход национальных компаний на мировые рынки основывается на государственной поддержке, планомерной экспансии во все ключевые регионы мира на базе холдинговых структур. Преимуществом использования государственного ресурса активно пользуются сырьевые и транспортные компании. Примером может служить подготовка Министерством иностранных дел РФ к подписанию специальных соглашений со странами ближнего зарубежья в интересах продвижения на внешние рынки таких корпораций, как ОАО "Российские железные дороги" и РАО "ЕЭС России".

Формы экспансии российских ТНК разнообразны. Среди них следует выделить:

■ осуществление прямых зарубежных инвестиций. Финансирование зарубежных филиалов происходит преимущественно путем разовых прямых капиталовложений, после чего структурные подразделения развиваются за счет использования собственной прибыли;

■ трансграничные слияния и поглощения. Этот способ инвестирования оказался весьма действенным;

■ создание консорциумов. Российский монополист добычи алмазов "АЛРОСА" является участником консорциума (32% участия) с ангольской государственной компанией "Андтума", бразильской "Одебрехт Дуймонти" и нидерландской "Фанензинг Б.В." по разработке кимберлитовой трубки "Катока" в Анголе, одного из крупнейших месторождений алмазов мира;

■ приобретение лицензий. Покупаются лицензии на право поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на территориях принимающих стран.

Вопросы практики. В 2007 г. завершилась сделка по созданию крупнейшей в мире компании по производству алюминия и глинозема. Новая транснациональная корпорация, получившая название "Российский алюминий", создана на базе двух алюминиевых компаний из России "Русал" (66% акций объединенной компании) и "СУАЛ" (22% акций) и швейцарской компании "Гленкор" (12%). Стоимость приобретения оценивается в 2,5 млрд долл. США.

Проблемы интернационализации российских корпораций. Российские корпорации при выходе на внешние рынки сталкиваются с различными препятствиями:

■ недостаток финансовых средств и практического опыта у российских ТНК для реализации глобальных стратегий (прежде всего это относится к новым классическим ТНК - "Эльдорадо", "Глория Джинс");

■ низкая капитализация и неустойчивость развития российского банковского сектора;

■ низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках. В среднем, лишь 20-25% российских корпораций считаются конкурентоспособными на мировых рынках. Характерно, что этот показатель существенно различается в зависимости от отрасли: если в химической промышленности доля конкурентоспособных компаний превышает 45%, то в пищевой промышленности - 10-12%;

■ географическая структура инвестиций российских ТНК, в основном, характеризуется вложением финансовых ресурсов в страны СНГ и Восточной Европы;

■ исторически сложившийся негативный имидж российских ТНК в развитых странах, характеризующийся отношением к российскому бизнесу как к бизнесу с "низкими стандартами" с правовой точки зрения и пронизанному коррупцией. По данным опросов журнала "Слияния и поглощения", российскому бизнесу в развитых странах доверяют лишь 18% топ-менеджеров;

■ несоответствие государственных и частных экономических интересов, преследуемых участниками процесса при выходе на зарубежные рынки;

■ отсутствие четко выработанной позиции государства в отношении глобальных целей ТНК;

■ недостаточная разработанность механизмов выхода российских ТНК за рубеж (в первую очередь инвестиционных и финансовых).

Российским ТНК необходимо переходить к использованию долгосрочных стратегий расширения конкурентных преимуществ, к числу которых можно отнести внедрение инновационных решений, совершенствование технологий процессов производства и управления, повышение качества выпускаемой продукции и др., а не сосредотачивать внимание на стратегиях снижения издержек производства или привлечения крупных инвестиций.

В целом российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. В перспективе ожидаются новые крупные зарубежные сделки с участием российских корпораций. По-прежнему основными направлениями их экспансии останутся страны СНГ (прежде всего Казахстан и Украина), Европа (главным образом Великобритания, Италия и Германия, хотя будут предприниматься новые попытки закрепиться в странах Центральной и Восточной Европы), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки.

В условиях глобализации экономики российские ТНК должны участвовать в приобретении относительно дешевых природных ресурсов путем инвестирования средств в свои зарубежные филиалы. Это необходимо осуществлять с целью недопущения ситуации, когда после экономического передела мира экономика России может оказаться зажатой в рамках собственной территории. Для поддержания интересов национальной безопасности государство должно оказывать помощь российским компаниям в приобретении ими зарубежных активов и применении разнообразных форм международного экономического сотрудничества и в изменении стереотипов отношения к российскому бизнесу в других странах.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.