В теории создания, предложенной Авиценной, многое позаимствовано из теории другого известного исламского философа аль-Фараби (872–950). Согласно ей, за Первым интеллектом последовало создание мира. Из него исходит в эманации Второй интеллект. Когда тот занимается созерцанием своего происхождения от Бога, возникает Первый дух, который затем создает Вселенную, известную как Сфера сфер. Когда Сфера сфер созерцает, что она обладает потенциалом к существованию, она создает материю. Эта материя наполняет Вселенную и создает Сферу планет.
Из этого тройного созерцания возникают ранние этапы существования. Постепенно создаются две небесные иерархии как результат продолжения интеллектов: Низшая (которую Авиценна называет «Ангелы великолепия») и Высшая – херувимы. По Авиценне, ангелы, отвечающие за пророческие видения у людей, лишены сенситивного восприятия. При этом они обладают воображением, и оно позволяет им желать получить тот интеллект, из которого они произошли. Стремление ангелов воссоединиться со своим интеллектом создает вечное движение на небесах.
Следующие семь интеллектов и созданные ими ангелы соответствуют разным небесным телам в Сфере планет. Это Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, Солнце и Луна (которая ассоциируется с архангелом Гавриилом, или просто Ангелом). Человек возник из девятого интеллекта (поэтому он обладает сенсорными функциями, отсутствующими у ангелов).
Авиценна утверждает, что десятый интеллект – интеллект человека. Сам по себе человеческий разум не способен к абстрактному мышлению. Человек обладает лишь потенциалом интеллекта, а реализоваться он может только через просвещение от Ангела. Степень просвещения может быть разной: например, пророки обладают рациональным интеллектом, воображением и способностью передавать информацию другим людям, а степень просвещения других людей достаточна для того, чтобы обучать, писать, делиться информацией и издавать законы. У третьих степень просвещения еще меньше. По сути, Авиценна утверждает, что человечество обладает коллективным разумом.
Мыслительный эксперимент Авиценны «парящий человек»
Для демонстрации самоосознания и нематериальности души Авиценна представил знаменитый довод, ставший известным под названием «Парящий человек». Ученый предложил вообразить гипотетическую ситуацию: в воздухе висит человек. Он не испытывает никаких ощущений (у него нет сенситивного контакта с собственным телом).
Авиценна утверждает, что даже в условиях изоляции от ощущений человек обладает самоосознанием. Если человек, лишенный сенситивного опыта, по-прежнему способен определить свое существование, согласно Авиценне, это свидетельствует о нематериальности души и ее независимом существовании от тела. Также Авиценна указывает на то, что, поскольку этот сценарий постижим, душа познаваема интеллектуально.
Авиценна также полагает, что мозг как структура появляется при взаимодействии сознания и восприятия. В мыслительном эксперименте с парящим человеком самое первое знание, которое появится у человека, – осознание собственного «Я», подтверждающее сущность этого человека. Поскольку он лишен сенситивного опыта, эта сущность исходит не из тела, а заключается в его самоосознании. Значит, душа не только существует, но и осознает себя; это совершенная нематериальная субстанция.
Бертран Рассел
(1872–1970)
Философ-логик
Бертран Рассел родился 18 мая 1872 г. в уэльском Треллеке. К четырем годам он остался круглым сиротой, и его вместе со старшим братом взяли на попечение бабушка и дедушка, люди весьма строгого нрава. Лорд Джон Рассел был бывшим премьер-министром и первым графом в роду. Когда Бертрану исполнилось шесть лет, дедушка умер. В детстве Рассел страстно желал вырваться из домашней атмосферы, полной запретов и правил. Это стремление, как и неприятие религии, во многом повлияло на его дальнейшую жизнь.
В 1890 г. Бертран Рассел поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где проявил блестящие способности к математике и философии. Изначально он увлекся теорией идеализма (утверждавшей, что реальность есть продукт деятельности сознания), но через несколько лет после завершения обучения в Кембридже полностью отказался от нее в пользу реализма (сознание и опыт существуют независимо от внешнего мира) и эмпиризма (источник знаний – сенситивный опыт, полученный из внешнего мира).
Ранние работы Бертрана Рассела были посвящены математике. Он выступал в защиту логицизма (теории о том, что все математические знания можно сократить до формы логических принципов). Если бы ему удалось это доказать, это бы значило, что математику следует относить к разряду априорных знаний. Рассел писал на многие темы (включая мораль, философию языка, метафизику и лингвистику), при этом постоянно возвращался к логике и создал трехтомник «Основания математики»[43], где показывал, что все математические принципы, арифметика и числа берут начало из логики.
Бертран Рассел вместе со своим учеником Людвигом Витгенштейном и философом Джорджем Муром (1873–1958) считаются основателями аналитической философии.
Философское определение
Аналитическая философия – историческая традиция и практический метод. Ее также называют логическим позитивизмом. В ее основе лежит идея о том, что заниматься философией следует так же, как научными исследованиями: с упорством и точностью. Это достигается благодаря использованию логики и скептическому отношению к предположениям.
Рассел, однако, в первую очередь привлек внимание общества своими одиозными убеждениями относительно социальных реформ. Во время Первой мировой войны он активно высказывал пацифистские взгляды и участвовал в демонстрациях протеста, из-за чего был не только уволен из Тринити-колледжа, но и угодил в тюрьму. Затем, во время Второй мировой войны, он выступал против Адольфа Гитлера и нацистской партии, отказался от своих пацифистских идей в пользу более релятивистского подхода. Кроме того, Рассел стал известным критиком тоталитарного режима Сталина, участия США в войне во Вьетнаме, а также ядерного разоружения. В 1950 г. ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы.
Логический атомизм
Бертрану Расселу принадлежит идея «логического атомизма» – концепция о том, что язык можно разложить на более мелкие составляющие (как в физике). Составляющие, которые далее разложить уже невозможно, считаются «логическими атомами». Человек должен открыть скрывающиеся за ними предположения, а затем точнее определить, является ли предложение истинным.
Например, рассмотрим предложение: «Король США лысый». Оно кажется простым, но его можно разложить на три логических атома.
1. Король США существует.
2. В США один король.
3. У короля США нет волос.
Поскольку, как известно, в США нет короля, первый атом ложен. Следовательно, всё предложение «Король США лысый» ложно. Однако это не обязательно означает, что предложение по-настоящему ложное, поскольку противоположное утверждение («У короля США есть волосы») также не является истинным. В обоих случаях предполагается, что в США есть король. Благодаря логическому атомизму возможно определение достоверности и степени истинности. Это вызывает вопрос, который обсуждается по сей день: если что-то не является истинным или ложным, то чем оно является?
Теория дескрипций
Самым важным вкладом Бертрана Рассела в развитие лингвистики стала теория дескрипций. По Расселу, истина не может быть выражена языковыми средствами, поскольку естественный язык слишком двусмыслен и туманен. Чтобы философия освободилась от предположений и ошибок, нужна другая, более точная форма языка, логически корректная, основанная на математической логике и имеющая вид серии математических уравнений.
Пытаясь ответить на вопрос, который вызвало предложение: «Король США лысый», Рассел создает теорию дескрипций. К определенным дескрипциям в ней относятся имена, фразы или слова, обозначающие единственный, конкретный объект (например, «этот стол», «Австралия» или «Стивен Спилберг»). Предложение, содержащее определенные дескрипции, по Расселу, фактически представляет собой краткий способ выразить группу утверждений в рамках серии. Так Расселу удалось показать, что грамматика затуманивает логическую форму предложения. Однако в предложении «Король США лысый» описываемый объект является несуществующим или двусмысленным (Рассел называет это «неполными символами»).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.