Философия всеединства В. Соловьева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.С. Соловьев (19в.) - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения должно стать христианство. Особенности Соловьева:

-Он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма).

-Он он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

- вопрос об отношении Запада и Востока - противопоставление западной и восточной традиций философствования, религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для всеобщего единства. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.

В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики. Философия возникает в период напряженного кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление ее было ознаменовано тезисом: “Все едино”. Идея всеединства есть та цементирующая основа, которая предает целостность всей философии. Его фил. начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева, т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить философскую конструкцию можно только на содержательно богатом фундаменте, а именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе положительную силу бытия”. Абсолютное началомира есть Бог, он же источник его единства. По учению Соловьева: низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее “вбирает в себя” низшее. Онтологической основойвсеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в Боге”. Всеединство - единство творца и творения. Бог у Соловьева - “космический разум”, “существо сверхличное”. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия он вводит понятие “мировая душа”, которая является непосредственным субъектом всех изменений в мире. Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности. Эта вечная божественная идея получила название Софии - мудрости. София - это преимущественно материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась, прониклась началом единства, обожествилась. “ София есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть Логос и София”. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества. Воплощением богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом, но и высшей целью развития всего исторического процесса - соединение человека с богом. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идее единства истины, добра и красоты.

Соловьев разрабатывает концепцию целостного знания, которое предполагает постепенный синтез религии, философии, науки. Главный смысл новой теории познания - достичь понимания универсального во всем объеме его с сохранением индивидуального во все его своеобразии. Безусловное “всеединство” постигается по С., лишь “цельным ” знанием, которое представляет собой соединение мистического (религиозного), рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания. В теории познания Соловьева, как и у Платона, в качестве одного из существенных элементов выступает Эрос. Благотворны даже низшие стадии любви, соединяющие разнополые существа и подтверждающие существование часто неосознаваемого единения. Но эта любовь является слабым намеком на те возвышенные и всемогущие силы любви, которые господствуют в идеальном сущностном бытии, создавая его единство. Познание невозможно без любви, ощущаемой как стремление к достижению всеединства. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и другие.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 192.