Проблема Бога в философии Фейербаха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, -деистов и др., Фейербах: выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха: Бога как самостоятельной реальности нет, Бог - порождение сознания человека, религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая иде­ология и не имеет ничего общего с реальностью, распространение религии стало возможным благодаря невежеству че­ловека, его тяжелым жизненным условиям, корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности, мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты, Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек, Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек.

5. Гносеология Фейербаха.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ог­раниченных познавательных способностях разума человека и непозна­ваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир позна­ваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако без­граничность возможностей познания разума наступает не сразу, а раз­вивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способ­ностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувствен­ные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и урав­нении эмпирического и рационального подходов.

6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем: человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) - человек может жить только в обществе; основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо - в Бога, а на иных принципах; необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусуль­манство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека; смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Марксистская философия.

1. Общее понятие марксистской философии.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более ши­рокого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую пробле­матику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Гер­мании, стала интернациональной) в мире и завоевала большую попу­лярность в конце XIX - первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официаль­ной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.