К. Маркс разработал собственный подход в основу которого положил учение об общественно- экономической формации. Он осмысливая исторический процесс попытался разбить его на эпохи, но в качестве критерия он положил материальный фактор, способ производства материальных благ. Он разработал и ввел в фил новую категорию – общественно-экономическая формация. Он шел к этому понятию через анализ форм собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная. Согласно Марксу общественно-экономическая формация - –то общ находящиеся на конкретном этапе исторического развития, в основе которого лежит способ производства материальных благ. Это особенная система которая развивается на базе своих имманентных законов. Маркс выделяет 5 сменяющих друг друга экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая формация включает в себя 2 компонента: базис и надстройка. В общественно- экономической формации базис и надстройка теснейшим образом взаимосвязаны. Он поддерживал определяющую роль базиса по отношению к надстройки, хотя подчеркивал обратное воздействие. Цивилизационный подход был разработан А. Тоэнби, который всю историю человеческого общества разбил на цивилизации. Он выделил 5 крупных (живых), 2 реликтовые, 21 мелкую цивилизацию. Живые цивилизации: православно-христианская, исламская, индустская, дальневосточное, западно-христианское. Он считал, что каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии: генезис, рост, надлом, распад. Глвным критерием выделения цивилизации он берет религию. Культурологический подход, связан с тем, что развитие общества рассматривается как смена различных культур. Он был разработан немецким ученым Шпендлером. Общ в своём развитии проходит ряд культур. Культура существует изолировано и замкнуто. Он насчитывает 8 основных культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская. Каждая культура переживает как каждый человек, переживает юность, возмужание, зрелость, старость. На обломках культуры возникают цивилизации.
54.Проблема чел в фил.
Фил подход к чел отлич от подходов других наук. Задача фил учения о чел создать целостное представл о нем в единстве всех сторон, кот изуч конкрет науками. Проблема чел в фил имеет самостоят значение, поэтому сущ фил антропология.
Фил подход к чел предполаг рассмотрение его в единстве с природой, -как результата длит эволюции.
В древние времена чел- часть великого космоса, микрокосм в кот сосредоточ все стихии косм. Чел поним как единство двух начал: дух, физич. Инд фил: начало чел- душа, смысл жизни- слияние индив и общ; Др греч: чел-организ соц сещество. В сред в: чел- божье творение, надел двуми ипостасями душа и тело; смысл жизни в потиж божест истины. В новое вр: автоном чел от Бога; сущность чел в его способности к рац мышлению; идея свободы чел.
С сер 19в и в 20в наблюд писсемистич течения в подходе к чел (ницше, Шопенгауэр), кот пытаются огранич сущность чел. В конце 18в сформир подход кот расматр чел как биосоц существо. При этом и биолог и соц явл элементами чел сущности. Они неразрыв связ в чел. Чел- представит опред биолог вида (homosapiens) выдел из прир благод способности производ орудия труда и облад членораз речью, мышлен и сознанием.
Следоват в сущност основ чел можно выдел след признаки: 1.Чел- результат эвол развит природы от низ к выс. 2.Чел- субъект истор проц. 3.Чел- биосоц сущ. 4.Чел- обладает речью, мышлен и сонан. 5.Чел способен к трудовой деят, к созданию орудий труда.
Понят чел связ со след понят: Индивид- единица чел рода со всеми присущ ему признаками. Индивидуальность- чел с присущ ему неповтор чертами, призн, св-ми. Личность- чел проявл себя как соц существо, выполн определ функции, включ в сист соц отнош.
Происхож чел: теологич (креацинизм) и эволюц (теория онтропосоциогенеза) подходы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 304.