Общество как предмет философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мысль о системе общества зародилась в глубокой древности и нашла отражение в трудах Геродота(5 в. до н.э.). Аристотель понимал общество как совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Средневековые философы (Августин, Ф. Аквинский) рассматривали общество и его систему как воплощение божественного провидения. Люди - актеры драмы, автором которой является Бог. Это течение получило название "провиденциализм".

Начиная с эпохи возрождения формируется светская социальная философия, которая считает творцом истории самого человека, который творчески преобразовывает мир и самого себя.

Начиная с 17 до 19 вв. в социальной философии существует договорная теория общества, с точки зрения которой общество появилось на основе договора между людьми с одинаковой направленностью интересов.

Общество необходимо людям своими действиями (поступками). Весь материализм нового времени стоял на идеальных позициях в понимании общества:"Разум правит миром" (философы материалисты 18в.). Они полагали, что историю общества творят великие личности - короли, монархи,... Гегель, критикуя договорную теорию, понимал гражданское общество как сферу экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех.

Наиболее адекватную модель общества в середине 19 в. создали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они отмечали, что решающую роль в существовании и развитии общества играют материальные отношения между людьми, развитие производства, духовная, культурная, политическая мотивация.

В 70-90гг. 19 в. переживает возрождение социологическая теория М.Вебера. Если Маркс абсолютизировал роль материального фактора и недооценивал значения духовной культуры, права, этики в жизни и развитии общества. То Вебер доказывал громадную роль протестантской этики, культуры, традиций и религии в быстрой модернизации западноевропейского общества.

Что же на самом деле является первопричиной возникновения общества.

Основной причиной и предпосылкой общества является живой человек (индивид), обладающий биологическими потребностями, удовлетворение которых и служит воспроизводству и жизни. Для удовлетворения витальных потребностей в условиях суровой природы люди вступаю друг с другом в социальные связи. Так им было легче добывать предметы, удовлетворяющие их потребности и в совместной деятельности выжить.

Следовательно, важнейшим признаком общества являются общественные отношения, которые отличаю общество от всех других материальных явлений.

Общество - люди, объединенные системой общественных отношений.

Основные признаки общества:

- Материальное производство, труд - вот специфичный признак общества. Именно общественные отношения превращают человека в личность и жизнедеятельность людей в общество.

- людей в общество объединяет и продукты их деятельности, их взаимодействия: материальное производство, общественный строй, организация семьи, т.е. созданная людьми культура.

- специфика общественной жизни состоит в том, что она представляет собой единство материального и реального - объективного (практическую деятельность) и субъективного (познания, целеполагания). В обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, и их деятельность и поступки всегда целенаправленны. Сознание человека, как субъекта всех социальных изменений неотделимо от деятельности.

- для эффективного развития общества; организации материального производства необходимо духовное производство: наука, мораль, право, политика, религия, философия - духовная культура. Духовные процессы в обществе предшествуют материальным, практической деятельности людей (Д.С.Лихачев). Поэтому в обществе сознание определяет общественное бытие.

- общество - как высшая форма материи в своём развитии подчиняется объективным социальным законам. В 19в. Гегель отмечал, что общество развивается по необходимости и прогрессивно. Социальные законы раскрываются с помощью социологических категорий (общество, культура, цивилизация, свобода, ответственность, человек, личность и т.д.)

Социальный закон - объективная, необходимая, существенная и повторяющаяся связь между явлениями общественной жизни, характеризующая основную тенденцию их развития.

Источник социальных законов лежит в объективных связях и отношениях между людьми в обществе. Из столкновения их деятельности, целей, интересов в обществе возникают противоречия, итогом разрешения которых является объективный социальный закон. Законы общества , как и законы природы, объективны. Они действуют независимо от сознания и воли людей. Они начинают действовать , когда начинают действовать необъективные условия, и перестают действовать, когда эти условия исчезают.

Между законами природы и социальными законами есть сходства и различия.

1. Так как природа бесконечна в пространстве и во времени, постольку среди её законов есть вечные. Законы общества не вечны, они возникают и действуют с образованием общества.

2. Законы природы проявляются через действие стихийных сил. Законы общества через сознательную деятельность людей.

3. Социальные законы более сложны, так как они действуют на уровне наивысшей социальной формы существования материи. Природные законы менее сложны, так как они действуют в биологическом и в неорганическом мире.

4. Законы общества действуют как тенденции, и поэтому они вероятностны, т.е. являются статистическими. В природе большая часть законов относится к динамическим.

Социальная философия в зависимости от сферы действия классифицирует (разделает) общественные законы на три типа:

1. всеобщие законы (действуют на протяжении всей истории человечества)

2. Частные законы (действуют на определенном этапе (законы классовой борьбы))

3. Специфические (действуют в отдельной общественно-экономической формации)

Всеобщие законы обеспечивают преемственность, непрерывность исторического процесса. Частные и специфические законы обуславливают качественные особенности определенных этапов истории.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.