Научные революции и смена типов рациональности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука развивается от простого к сложному. Выделяют следующие этапы (периоды) развития науки:

1. Период становления науки как самостоятельной системы знания в 6-4 в. до н.э. в Древней Греции.

Это становление характеризуется как "аристотелевская научная революция", т.к. именно Аристотель создал логику – основу доказательности в научном познании. Первый период развития науки завершился в 14-15 в.

Основные достижения:

1) Создание аксиоматического метода построения научной теории ("Начало" – Эвклид, III в. до н.э.).

2) Создание гелиоцентрической системы естественнонаучной картины мира, которая была абсолютизирована христианской теологией (Птолемей).

3) Создание единства философии и умозрительного естествознания, т.к. экспериментального естествознания не существовало. Поэтому медицина древнего мира и средневековья была связана с философией или материализма (Гиппократ), или идеализма (Маймонид). В этот период господствовало противоречивое взаимо-действие между наукой и культурой общества: в античной культуре доминировало научное направление, а в период средневековья – мистическое, религиозное направления в культуре.

2. Период становления классического естествознания и науки (16-19 вв.) Началось коперниканско-ньютоновской революцией.

Достижения:

1) Формирование науки как социального института общества – формы развития науки, которая всячески поддерживается государством, потому что имеется экономическая потребность в производительности труда и в получении максимальной прибыли.

2) Создание классического идеала научной рациональности – способа объяснения объектов, при котором объективность и истинность знания абсолютно исключают все субъективные пристрастия и ошибки ученых.

Классический вариант науки содержит 4 нормы рассуждений:

а) Нормативная истинность описания и объяснения объекта.

б) Редукционизм – возможность объяснения сложного законами простого, напр., законов живого и общества – законами механики.

в) Социокультурная автономия науки – независимость науки от религии, искусства, морали, права.

3) Формирование развитой системы эмпирического уровня науки: создаются четко обоснованные методы эксперимента, варианты наблюдений, сравнений и измерений применительно к качественной специфике познаваемых объектов (напр., химия, физика, биология).

3. Неклассические естествознание и наука (конец 19 – первая половина 20 века). Начинается с эйнштейновской революции в науке.

Достижения:

1) Открытие двух типов реальности – микромира и макромира.

2) Создание многообразия научных дисциплин и направлений в зависимости от метода исследования и практической значимости определенных свойств объекта для производства, техники и военного дела.

3) Формирование неклассического идеала научности на уровне утверждения относительности знания и его дополнительностина основе идей Бора и Гейзенберга.

4) Превращение науки в производительную силу общества, потому что формировалась система прикладных и инженерно-технических наук, которая решает вопросы использования теоретического знания в производственном процессе путем создания высокоточного оборудования, техники и строго определенной технологии.

Именно в этот период возникла медицина в ее научном варианте, потому что все основные лекарства были созданы в период с 1890 г. до Первой Мировой войны.

4. Период глобального эволюционизма в науке (со второй половины ХХ века).

Были найдены теоретические и методологические средства для создания модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, появление человека и общества (антропосоциогенез). Вселенная представлена как развивающееся во времени природное целое, а вся ее история от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой.

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность – направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной – от момента сингулярности до возникновения человека – предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных новообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом. Качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он становится способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи.

Антропный принцип (Дикке, Картер, Идлис) заключается в признании, что возникновение человека на Земле – закономерный результат физико-химических процессов в космосе (Вселенной, т.е. бытия, которое изучено современным естествознанием – в пределах 20 млрд. световых лет = 2·10^17 метров).

Общественная статика: Общество как совокупность систем и законов их связи

Статика – это понятие, в котором представлена относительная устойчивость исследуемого объекта. Понятие "общественная статика" ввел О.Конт.

В философии "устройство общества" исследуется с учетом разделения целого (общества) на фундаментальные, сложноорганизованные части (системы общества). Мыслители предложили несколько вариантов понятия общества как взаимодействия основных систем.

1) в рамках социологического материализма выделяют:

ЭСО (экономическую систему общества),

ССО (социальную систему общества),

ПСО (политическую) и

ИСО (идеационную).

2) В рамках социального идеализма (П.Сорокин, Пятерин) – материальную, социальную, духовную системы общества.

В рамках материализма и в реальной практике цивилизованных стран применяют первый вариант. В нем первичной признается ЭСО. Существует две группы законов взаимодействия этих систем.

Законы:

а) Причинно-следственные законы:

ЭСО ® ССО

ЭСО ® ПСО

ЭСО ® ИСО

ЭСО ® ССО, ПСО, ИСО

ЭСО ® ПСО, ССО

ЭСО ® ПСО, ИСО

ЭСО, ССО ® ПСО, ИСО

ЭСО, ССО, ПСО ® ИСО

б) Функциональные законы – обратные влияния сфер общественного сознания

Дата: 2019-02-25, просмотров: 234.