Развитие философской мысли в Новое время было тесно сопряжено с утверждением и развитием науки. Европейский человек постепенно освобождается от средневековой связанности, вследствие чего рождается его субъективизм и индивидуализм. Ускоряющееся развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования к отдельным наукам и методу исследования в целом. Именно в это время возникает наука в собственном смысле этого слова, ставя новые задачи для филосфоии, в первую очередь – поиск метода научного познания. Проблема метода заняла особое место и в философии. Эмпиризм – направление в теории познания, которое признает единственным источником знаний чувственный опыт, утверждает, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. В качестве основного метода познания английский философ, основатель эмпиризма Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. В философии эмпиризма внешний мир природы предстает перед нами как некая совершенно независимая от сознания фактическая данность. Для того, чтобы зафиксировать эту данность в ее непосредственной явленности, Бэкон предлагает тщательно очистить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем не замутненный источник истины – природу, как она существует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или «идолов», которых он насчитывает четыре вида: идолы рода – заблуждения, которые свойственны всем людям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия; идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, возникающие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения; идолы рынка – заблуждения, возникающие из неточности нашего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает исследуемый предмет; идолы рынка – это, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой, – вера в ложные авторитеты. Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Основоположником рационализма стал французский философ Р. Декарт. Свое «Рассуждение о методе» Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительно сти зависит не от «количества ума», которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача философии – научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Декарт признавал только такое знание, которое в силу своей простоты и ясности было бы самоочевидным, исключающим всякое сомнение. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа должен быть построен по образу и подобию математического метода. Можно сомневаться в истинности мыслимой идеи, но не в её наличии: «Cogito, ergo sum» («Я мыслю – следовательно, существую»). Знаменитый декартовский аргумент можно рассматривать как неопровержимое свидетельство абсолютной достоверности бытия мышления. Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Врожденные идеи наиболее просты и, в силу своей простоты, наиболее ясны и отчетливы, поэтому их истинность является самоочевидной, а истинность всех остальных идей устанавливается путем их сопоставления с врожденными
Философия Просвещения, как часто называют философию XVIII в., не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобных эмпиризму или рационализму. Движение философской мысли направлено в ней не «вглубь», а «вширь», и ориентировано не столько на создание новых систем, сколько на пропаганду и распространение уже сформировавшихся идей. Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется затем во Франции, которая и становится его центром. Французские мыслители, ознакомившиеся с его идеями, увидели в них возможность реализации своих собственных либеральных устремлений, и постарались перенести их на французскую почву. Инициатором этого движения был Вольтер, а его дальнейшее развитие связано с деятельностью кружка ученых – «энциклопедистов», которые, связав воедино либеральную теорию Локка, ньютоновское учение о природе и моральную философию Шефтсбери, положили начало процессу, приведшему к созданию оригинальной системы французского материализма, сыгравшего впоследствии роль теоретического пролога Великой Французской революции 1789 г. Для просветителей характерно убеждение в том, что причина всякого зла и несчастья человека в невежестве. Преодолеть зло можно только избавившись от невежества, просветив разум. Все существующее: знание, мораль, религиозная вера, система политического управления, структура хозяйственных отношений, сословная организация общества, – все должно быть подвергнуто беспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Существенной чертой этой философии становится атеизм.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.