Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя. Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек», это воззрение именно человека на мир. Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях развития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения.

Можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское. Мифологическое мировоззрение возникло как система неразделенного (синкретического) представления человека о мире и своем месте в нем. Оно выполняло следующие функции: – обобщающую. Базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований; – объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. Исследуя миф, человек лучше осознает свое детство и может лучше разглядеть будущее;

– моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения; – регулирующую. В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. По своему характеру религии классового общества – это первоначально племенные, а в дальнейшем национально-государственные (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые или наднациональные религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей. Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром являются религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Основные периоды развития и особенности античной философии. Космоцентризм,

Исторические этапы и особенности развития средневековой философии. Проблема

Философия эпохи Возрождения (гуманизм, пантеизм, антропоцентризм). Развитие

Философия и наука в Новое время. Эмпиризм и рационализм. Проблема метода в

Философская герменевтика.

ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ
Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.
Философы с незапамятных времен видели свое призвание в разъяснении себе и другим глубинного смысла существующего и происходящего. Их излюбленным делом от Сократа и Платона до М. Хайдеггера и Э. Гуссерля было постижение сокровенного, таинственного. Но как достичь понимания?
Герменевты озабочены жестким противопоставлением субъекта объекту, науки искусству. Особенно их раздражают крайности натурализма, неспособного усвоить своеобразие человека. Более всего их завораживает все та же тайна человека. В. Дильтей выделял науки о природе и науки о духе. Науки о природе используют методику объяснения (подведения частных явлений под понятие). Науки о духе – а именно такова философия – не могут довольствоваться объяснением. Духовная целостность – жизнь – должна постигаться непосредственно. Понимание тогда выступает как непосредственное проникновение в жизнь. Понимание собственного духовного мира достигается в процессе самонаблюдения, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования. Решающий шаг по развитию герменевтики сделал Мартин Хайдеггер (1889–1976). Для него само бытие есть донимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Язык – это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык – обиталище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек – это язык. Человек – не просто тело, объект, в его жилах не течет холодная кровь бездушных понятий. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание выступает как языковая интерпретация прежде всего самого языка, а он, как известно, реализует тексты. Ученик Хайдеггера Гадамер более конкретно, чем его учитель, толковал понимание. Он интерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком, образованием. Понимание есть, по Гадамеру, универсальный способ освоения мира человеком, это его опыт, который включает в практику все типы диалога, присущие ей. Герменевты приветствуют диалог между верующими и неверующими, между теми, кто воюет друг с другом.
Важнейшей особенностью понимания герменевты считают так называемый герменевтический круг. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово, предложение и текст образуют целое, которое можно понять, если понятно, что есть соответственно слово, предложение, текст, причем в духе творческого наследия автора. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Выпадая из герменевтического круга, человек перестает быть человеком; как человек он всегда находится в герменевтическом круге, в круге понимания. Для герменевтов ответ на вопрос «что есть человек?» заключается во фразе: «Человек – это понимающее бытие».





Науки условно делятся на

1) точные, естественные и технические,

2) общественные и гуманитарные.

Допускаются и другие, более детальные деления. Например: математические, физические, химические, биологические, социальные. Сегодня бурно развиваются межотраслевые и многоотраслевые научные дисциплины

Специфика научного познания обнаруживается в сравнении с повседневным (обыденным) познанием.

По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал.

По содержанию: в быту случайные, разрозненные, плохо проверенные знания приобретаются – в науке открывают тщательно проверенные экспериментами и систематизированные закономерности и даже прозревают будущее.

По способу: в быту познают ненарочно или походя – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая.

По новизне результатов: вне науки давно известные банальности – а в ней всегда нечто ранее неведомое. Кроме того, наука использует специальные средства и методы: инструменты, приборы, оборудование, методики и т.д. Весьма специфичен и язык науки. Главными же отличительными особенностями науки обычно называют ее системность, обоснованность и объективность (беспристрастное соответствие реальности).

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции«локомотивами истории».

Причины и решение проблем

Понимание глобальных проблем очень важно для человечества. Это первый шаг на пути их устранения.

Основное условие сохранения жизни — мир на земле, поэтому необходимо ликвидировать угрозу третьей мировой войны. Научно-техническая революция подарила людям термоядерное оружие, применение которого способно уничтожить целые города и страны. Пути решения этой проблемы могут быть такие:

· остановка гонки вооружений, полный запрет на создание и использование оружия массового поражения;

· строжайший контроль за химическими и ядерными боеголовками;

· сокращение расходов на армию и запрет на торговлю оружием.

Для разрешения глобальных экологических проблем человечеству нужно сильно постараться. Над людьми нависла угроза глобального изменения климата. Это связано с ожидаемым потеплением, которое вызвано выбросами парниковых газов. Если оно произойдёт, то будет катастрофическим для земли. Начнётся изменение геосистемы планеты. В результате таяния ледников поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены тысячи километров прибрежной зоны. Планета подвергнется шквалу ураганов, землетрясений и других экстремальных явлений. Это приведёт к смертям и разрушениям.

Высокая концентрация вредных веществ в атмосфере ведёт ещё к одной глобальной проблеме — нарушению озонового слоя и появлению озоновых дыр. Они являются причиной кислотных дождей и губительно влияют на всё живое. Понятие «озоновые дыры» в совершенстве не изучено, но определённая информация у учёных есть.

· Решить эти проблемы можно, уменьшив загрязнение окружающей среды.

· Необходимо сократить производственные выбросы в атмосферу, используя новинки научно-технического прогресса, и приложить все силы для сохранения лесов.

Демографическая проблема давно актуальна для человечества. На сегодняшний день в большинстве развивающихся стран происходит взрыв рождаемости, и население стремительно растёт. В развитых странах, наоборот, этот показатель падает и происходит старение нации. Социальная философия предлагает искать решение в грамотной демографической политике, которую должны проводить правительства всех стран.

 

Топливно-сырьевая проблема угрожает мировому сообществу нехваткой различных ресурсов, необходимых для обеспечения жизни людей в современном мире. Уже сейчас многие страны страдают от недостаточного количества топлива и энергии.

· Для ликвидации этой беды нужно экономно распределять природные ископаемые.

· Применять нетрадиционные виды источников энергии, например, ветряные, солнечные электростанции.

· Развивать атомную энергетику и грамотно использовать мощь Мирового океана.

Нехватка продовольствия сильно отражается на многих странах. По официальным данным в современном мире недоедают около 1.2 миллиона человек. Решить эту глобальную проблему человечества можно двумя способами.

· Суть первого способа в том, что нужно увеличить площади для пастбищ и посева зерновых культур, чтобы производить для потребления больше продовольствия.

· Второй метод рекомендует не увеличивать территории, а заняться модернизацией уже имеющихся. Улучшить продуктивность можно, используя научно-технические новинки. Например, биотехнологии, при помощи которых создаются морозоустойчивые и высокоурожайные сорта растений.

Глобальную проблему отсталости слаборазвитых стран тщательно изучает социальная философия. Многие специалисты считают причиной медленного развития государств быстрый прирост населения на фоне отсутствия развитой экономики. Это приводит к тотальной бедности людей. Для поддержки этих государств мировое сообщество должно осуществлять финансовую помощь, строить больницы, школы, различные промышленные предприятия и способствовать развитию экономики отсталых народов.

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя. Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек», это воззрение именно человека на мир. Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях развития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззрения.

Можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское. Мифологическое мировоззрение возникло как система неразделенного (синкретического) представления человека о мире и своем месте в нем. Оно выполняло следующие функции: – обобщающую. Базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований; – объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. Исследуя миф, человек лучше осознает свое детство и может лучше разглядеть будущее;

– моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения; – регулирующую. В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. По своему характеру религии классового общества – это первоначально племенные, а в дальнейшем национально-государственные (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые или наднациональные религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей верой независимо от их этнических, языковых и политических связей. Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром являются религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.