Роль стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как и в других областях, в сервисе стандартизация является эффективным средством обеспечения совместимости компонентов, взаимозаменяемости отдельных элементов, унификации систем обслуживания, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований, а также единства характеристик и свойств качества в реализуемых пакетах услуг. Именно через стандартизацию услуг можно решить большую часть проблем, связанных с управлением качества.

Объектом стандартизации могут быть отдельные услуги, сопутствующие им материальные товары, пакеты услуг, сервис, а также те или иные процессы, которые характеризуются многократным воспроизведением или использованием.
Стандарты могут быть: внутрифирменными, отраслевыми, международными.

В сфере услуг о стандартизации можно говорить лишь применительно к отдельным их видам, а точнее – к отдельным технологическим процессам их производства и реализации.Тем не менее, частично данную проблему решить можно, причем, довольно эффективно. Возможность использования в некоторых отраслях сервиса автоматизированного труда и производственных линий позволяет существенно увеличить количество стандартизированных процедур и уменьшить свободу трудно контролируемых действий персонала. Кроме того, значительно снижается трудоемкость работ.

Достижения научно-технического прогресса и постоянный поиск любых возможностей замены физического труда техникой там, где это приемлемо, стимулирует возникновение новых и развитие тех услуг, которые обеспечивают одновременно автоматизацию труда со стороны исполнителя и расширенное участие самих клиентов в процессах реализации производства и потребления.

В сфере услуг (деловых и потребительских) все шире распространяется понятие «стандарт обслуживания».

Стандарт обслуживания представляет собой комплекс унифицированных, строго последовательных процедур и обязательных правил обслуживания, которые направлены на обеспечение установленного уровня взаимосогласованных параметров качества производимых работ и операций.

Стандарт обслуживания является основой для разработки системы нормативных требований в сфере обслуживания и определяется целями организации. Примеров можно привести множество. Вот некоторые из них, культивируемые в передовых сервисных структурах:

• Максимальное время ожидания ответа на запрашиваемую информацию по телефону не должно превышать 2-3 минут.

· Время, отведенное на теле - диагностику (установление причины неработоспособности технических средств по телефону в послепродажном сервисе) не должно превышать 10 минут.

· По каждой жалобе и претензии деловому клиенту должен быть направлен письменный обоснованный ответ.

· Время перевода адресату безналичных сумм с расчетного счета клиента (в банковской, трастовой сферах) не должно превышать нескольких часов.

· Время, проведенное в очереди в банке не должно превышать 5 минут (иначе руководство банка Уэллс Фарго обещает внести на банковский счет клиента 5 долларов).

· Офис для приема посетителей должен быть обеспечен соответствующими удобствами и информационно-рекламными материалами.

Нормировать можно требования по обработке и оформлению документов, требования, предъявляемые к одежде и внешнему виду сотрудников.

Стандарты могут иметь совершенно конкретные значения, например, «уменьшение брака с 15 до 3%», «повышение корпоративного дохода на инвестировании до 7%» или «снижение числа несчастных случаев на каждые 100 тыс. рабочих часов», причем многие компании разрабатывают количественные показатели еженедельные, еженедельные, ежемесячные.

Нормативные показатели должны устанавливаться предельно точно, чтобы менеджеры и рабочие постоянно использовали их в повседневной деятельности.

Для того чтобы все сотрудники в полной мере усвоили установленные отраслевые и корпоративные стандарты обслуживания, которые они должны постоянно, в каждом конкретном случае соблюдать, используются различные системы обучения, переподготовки, повышения квалификации персонала, тренинги.

Когда стандарты прямолинейны и абсолютны, менеджеры обычно осуществляют контроль сравнительно легко. Однако сравнение оказывается более сложным, когда стандарты не абсолютны и не открыты.

Стандарт обслуживания устанавливает формальные критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы. Это могут быть, например такие показатели, которые можно сравнить, кстати, с правилами внутреннего распорядка. Сравнения правил внутреннего распорядка в ресторанном бизнесе и стандарты обслуживания для авиакомпании приведены в табл. 9.

 

 

Таблица 9 – Правила внутреннего распорядка и стандарты обслуживания

 

Правила внутреннего распорядка (в ресторанном бизнесе) Стандарты обслуживания (для компании AmericanAirlines)
Показатели качества обслуживания Быстрое обслуживание: − клиента приветствуют в течение минуты после его прибытия; − провожают к столику; − при приеме заказа представляют предлагаемые блюда и напитки; − принявший заказ повторяет его, чтобы позднее не возникло недоразумений; − меню должно быть, по возможности разнообразным; − при наличии специальных пожеланий клиента, должна быть возможность удовлетворить их, по меньшей мере, на 90%. Чего ожидает гость: − внимания персонала; − своевременного исполнения пожеланий; − командной работы, гарантирующей наилучшие результаты; − быстрого устранения недовольства и проблем; − обратной связи. · время обслуживания - 85% клиентов не должны стоять в очереди более 5 минут; в парикмахерских, наоборот, обслуживание не меньше определенного времени · на звонки о заказах ответ должен быть в течение 20 секунд · рейсы должны отклоняться от времени расписания не более чем на 5 минут · 85% рейсов не должны опаздывать более чем на 15 минут · двери должны открываться через 70 секунд после остановки самолета · в салоне должен быть необходимый запас свежих журналов · работа с жалобами претензиями - количество жалоб не должно быть больше двух в месяц на одного сотрудника, по каждой жалобе клиент обязательно должен получить ответ; · наличие в офисе информационно-рекламных материалов, которые бы достойно презентовали фирму (компанию) для клиентов – наличие буклетов

 

Таким образом, стандарты обслуживания клиентов отражают:

· коммуникативные табу (жесткие и мягкие) и речевые ограничения - т.е. что можно и что нельзя сообщать клиенту, обсуждаемые и необсуждаемые темы, области охраны личных интересов клиента;

· временные регламенты контактного и дистантного (телефонного общения;

· коммуникативное поведение в стандартных ситуативных блоках общения с позиции общекорпоративных интересов:

1. презентация фирмы: что нужно сообщать о компании, чтобы подчеркнуть ее конкурентные преимущества, репутацию и статус;

2. самопрезентация: как представиться клиенту, чтобы расположить его к общению, снять напряжение или негативный фон предыдущих контактов;

3. коммуникативная помощь: как помочь клиенту в оформлении заказа, при покупке товара в нестандартных ситуациях в момент колебания и выбора;

4. выход из зоны конфликтного общения: какие правила и вербальные ключи должны использоваться в зоне конфликтного и предконфликтного общения с учетом требования сохранения лица компании и лица клиента;

5. формулирование коммуникативных табу (жестких и мягких) как основы рамочного вербального поведения.

Кроме того, стандарт может быть реализован также в правила и инструкциях, кодексах и рекомендациях.

Деятельность по стандартизации создает единый, легко узнаваемый образ, с которым связывают сервисную структуру ее клиенты.

Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации. В понятие фирменного стиля входит название организации, ее товарный знак, фирменный цвет (цвета), логотип (правила написания названия). Все атрибуты организации, включая вывески, визитные карточки, бланки, конверты, должны быть оформлены в этом стиле. Фирменный стиль распространяется и на рекламно-сувенирную продукцию организации - календари, ручки, еженедельники, папки и т.д. Систематические тренировки и обучение персонала направлены на то, чтобы все сотрудники в полной мере усвоили стандарты обслуживания, которых они должны достичь:

· определенная скорость обслуживания клиентов;

· система работы с жалобами;

· правила оплаты.

В процессе освоения стандарта обслуживания персонал знакомится с историей и современным состоянием дел на предприятии. Считается, что, усваивая стандарт обслуживания, сотрудник расширяет кругозор и осознает роль своей работы в общей стратегии предприятия.

Однако какой стратегии отдать предпочтение в производственно-коммерческой деятельности: стратегии стандартизации или стратегии дифференциации услуг решается не однозначно. Как в первом, так и во втором варианте есть свои преимущества и недостатки.

Стандартизация технологий и предложений, приемлемая для всех сегментов целевого рынка, является очень привлекательной целью. Однако на практике в сфере профессионального обслуживания это удается сделать довольно редко. Чаще всего к данному приему прибегают при оказании банковских и страховых услуг, услуг связи и некоторых других.

В то же время и политика дифференциации не всегда себя оправдывает, в первую очередь, с коммерческих позиций. Особенно это происходит там, где условия отраслевого или территориального рынков позволяют осуществлять частичную стандартизацию (универсализацию) технологий и предложений.

Попутно следует подчеркнуть, что в сфере обслуживания полная стандартизация невозможна в силу специфики услуг как своеобразного товара и специфики потребительской среды, поэтому речь можно вести лишь о частичной унификации.

Чтобы взвесить все «за» и «против», нужно всесторонне проанализировать недостатки и преимущества обеих концептуальных стратегий.

Преимущества стратегий технологической и продуктовой стандартизации в сфере обслуживания сводятся к следующему:

· снижаются затраты на реализацию и производство услуг;

· создаются условия для унификации элементов маркетинга;

· ускоряется окупаемость капиталовложений;

· повышается средний уровень качества деловых услуг и его устойчивость.

Последний аспект в сервисе имеет очень большое значение. Несмотря на специфические характеристики (неустойчивость качества), стандартизация технологий и содержания услуг, которые поддаются этому, позволяет создать некую систему обеспечения качества и, в связи с этим, давать клиентам твердые гарантии.

К недостаткам стратегий стандартизации в сервисе относят:

· неполное использование (по сравнению с дифференциацией) потенциальных возможностей целевых рынков с точки зрения удовлетворения индивидуализированных потребительских ожиданий;

· снижение порога привязанности клиентов, а значит осложнение процесса удержания заказчиков;

· недостаточно гибкая реакция на меняющиеся рыночные условия.

Для крупных и некоторых средних специализированных сервисных структур, ориентированных в разной степени на массовое обслуживание клиентов, более выгодной, как правило, является стратегия стандартизации. Для большинства же средних узкоспециализированных структур, наоборот, более приемлемы стратегии широкой дифференциации, но в рамках своегопрофильного направления. На локальном уровне наблюдаются устойчивые тенденции стандартизации.

На практике использование в товарной политике стратегий стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от корпоративной политики сервисной структуры, конкретных условий деятельности, но главное самих услуг и их способности подвергаться унификации и модификации. От этого зависит уровень экономической эффективности обслуживания клиентов на целевом рынке, его объем, уровень и стабильность качества.

 


Библиографический список

 

1. Велединский В. Г. Сервисная деятельность : Учебник для студ. вузов. − М. : КноРус, 2010. − 328 с.

2. Виноградова М.В. Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. − М : «Дашков и К», 2014. − 448 с.

3. Восколович Н. А. Экономика платных услуг : Учеб. пособие. – М. : Юнити-Дана, 2012. − 399 с.

4. Галанин Ю. Г. Современные требования к подготовке кадров в сфере гостеприимства // Высшее образование сегодня, 2010, № 10. − С. 72-74.

5. Грибов В. Д. Экономика предприятия сервиса : учеб. пособие для студ. вузов − М. : КноРус, 2011. − 354 с.

6. Гущин В. В., Пахомов В. Д., Приходько Е. П. Сервисное право. − М : «Дашков и К», 2009. − 178 с.

7. Дашков Л. П. Памбухчиянц В. К. Памбухчиянц О. В. Коммерция и технология торговли − М.: «Дашков и К», 2011. − 692 с.

8. Дашков Л. П. Памбухчиянц В. К. Памбухчиянц О. В. Организация труда работников торговли. − М : «Дашков и К», 2010. − 240 с.

9. Дашкова Т. Л. Маркетинг в туристическом бизнесе: Учеб. пособие. − М : «Дашков и К», 2010. − 72 с.

10. Дунченко Н. И., Магомедов М. Д., Рыбин А. В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учеб. пособие. – М. : «Дашков и К», 2012. − 212 с.

11. Лойко О. Т. Сервисная деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. "Сфера обслуживания" / Лойко О. Т. − 2-е изд., стер. − М.: Академия, 2010. − 304 с.

12. Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. – М.: «Дашков и К», 2012. − 176 с.

13. Меликян О. М. Поведение потребителей. – М.: «Дашков и К», 2012 , 280 с.

14. Морозов Ю. В. Гришина В. Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2012. − 440 с.

15. Неретина Т. Г. Организация сервисной деятельности. Учебно-методический комплекс для студентов высших профессиональных учреждений дневной и заочной форм обучения специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Учеб. пособие. − 2-е изд., стереотип. − М.: Изд-во «Флинта», 2011. − 356 с.

1. Неретина Т. Г. Основы сервисной деятельности. – М.: Изд-во «Флинта», 2013. − 168 с.

16. Неретина Т. Г. Основы сервисной деятельности. – М.: Изд-во «Флинта», 2013. − 168 с.

17. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли. − М.: «Дашков и К», 2012. − 288 с.

18. Панина З. И. Виноградова М. В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса: Практикум. – М.: «Дашков и К», 2011. − 244 с.

19. Парамонова Т. Н., Красюк Н.Н., Лукашевич В.В. Маркетинг торгового предприятия: Учебник. − М.: «Дашков и К», 2013. − 284 с.

20. Пипко Е. Г. Формирование стратегии предприятий сервиса на рынке деловых услуг. – М.: «Креативная экономика», 2010. − 136 с.

21. Резник Г. А., Маскаева А. И., Пономаренко Ю. С.: Учебник. − М.: ИНФРА-М, 2013. − 202 с.

22. Романович Ж. А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. − 284 с.

23. Руденко Л.Л. Сервисная деятельность: Учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2012. – 432 с.

24. Свириденко Ю. П., Хмелев В. В. Сервисная деятельность в обслуживании населения. – М.: «Дашков и К», 2012. − 220 с.

25. Синяева И. М., Земляк В. В., Синяев В.В. Маркетинг торговли. − М.: «Дашков и К», 2012. − 752 с.

26. Синяева И. М., Романенкова О.Н., Синяев В.В. Маркетинг услуг: Учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и К», 2014. − 252 с.

27. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг [Электронный ресурс] : электрон. учебник для студ экон. спец. / под ред. Т. Д. Бурменко. − М. : КноРус, 2011.

28. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2013. − 656 с.

 

 

ББК У9(2) 21

   Х12

«Экономика сервисного сектора» : текст лекций для студентов 3-го курса бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения / сост. Л. А. Никонорова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2015. – 20 с.

 

Рецензент В.Н. Тихонов

 

                                   Утверждено издательско-библиотечным  

советом академии в качестве

методических указаний для студентов

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 183.