Раздел 1 – Педагогика высшей школы
- Специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза.
- Содержание инновационной деятельности преподавателя высшей школы.
- Профессионально-педагогическая культура преподавателя: сущность и структура.
- Профессионально-педагогические компетенции преподавателя вуза.
- Педагогические способности преподавателя вуза. Анализ собственных педагогических способностей.
- Профессионально-педагогическое общение преподавателя: сущность, стили, модели (подтвердить конкретными примерами).
- Социально-психологический портрет современного студента.
- Типология взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе в контексте профессионально-личностного развития преподавателя и студента.
- Лекция как ведущий метод обучения в вузе: сущность, структура, особенности проведения.
- Нетрадиционные виды лекций, особенности их организации и проведения (рассмотреть один вид подробно применительно к направленности (профилю) подготовки).
- Общая характеристика образовательных технологий в вузе.
- Характеристика конкретной образовательной технологии в вузе с анализом ее достоинств и ограничений применения (применительно к направленности (профилю) подготовки).
- Семинарские и практические занятия в вузе.
- Технология (методика) проведения семинарского (практического) занятия по направленности (профилю) подготовки.
- Приемы активизации познавательной деятельности студентов на лекции и семинаре (применительно направленности (профилю) подготовки).
- Формы и методы педагогического контроля в вузе. Примеры различных видов контроля (по направленности (профилю) подготовки).
- Методы и формы самостоятельной работы студентов. Примеры репродуктивных, частично-поисковых и творческих видов работ (по направленности (профилю) подготовки).
- Организация исследовательской и проектной деятельности студентов (на примере своего направления подготовки).
- Использование мультимедийных средств в учебном процессе высшей школы (на примере своего направления подготовки).
- Приемы профилактики педагогического конфликта. Анализ способов разрешения конкретной конфликтной ситуации в вузе.
- Профессиональное воспитание студентов: сущность и технологии. Проблемные аспекты профессионального воспитания студентов в вузе (на примере своего направления подготовки).
- Сравнительный анализ подготовки преподавателя высшей школы в России и за рубежом (на примере конкретной страны).
Раздел 2 – Организация научно-исследовательской деятельности
1. Способы определения проблемного поля исследований (по направленности (профилю) подготовки).
2. Методологические основания исследования.
3. Понятийно-категориальный аппарат исследования (по направленности (профилю) подготовки).
4. Характеристика этапов исследования (по направленности (профилю) подготовки).
5. Теоретические методы, используемые при организации собственного исследования.
6. Эмпирические методы, используемые при организации собственного исследования.
7. Метод научного эксперимента: подготовка, организация и проведение.
8. Методы обработки и анализа данных, их взаимосвязь с методами сбора информации (на примере собственного исследования)
9. Библиографические списки в научных изданиях и в научно-квалификационных работах (диссертациях).
10. Формы представления результатов научной работы.
11. Электронные ресурсы, используемые при проведении исследования (на примере собственного исследования).
12. Основные этапы разработки научного проекта (желательно на примере собственного проекта)
13. Методика формирования основного контента научно-исследовательского проекта.
14. Квалификационные требования к коллективу исполнителей научно-исследовательского проекта.
15. Основные требования к современным публикациям и возможности поиска кластерных публикаций в международных базах данных.
16. Понятие «научная коммуникация». Основные функции научной коммуникации.
17. Язык и стиль научной работы.
18. Сущность, структура и содержание формальной и неформальной коммуникации.
19. Содержание межличностной коммуникации как двух видов общения: вербального и невербального.
20. Риторика как теория эффективной научной коммуникации в высшей школе.
21. Основные методы изучения научных коммуникаций.
22. Научные коммуникативные качества преподавателя высшей школы.
2.3 Практико-ориентированные задания для государственного экзамена