ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки:
Экономика
Направленность (профиль):
Экономика и управление народным хозяйством
(региональная экономика)
Уровень высшего образования
подготовка кадров высшей квалификации
по программам подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре
Квалификация:
Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Формы обучения: очная, заочная
Год набора – 2015, 2016
Тамбов, 2018
Авторы-составители:
Доктор экономических наук, профессор зам. заведующего кафедрой политической экономии и современных бизнес-процессов Кузнецов И.А.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий Макарова Людмила Николаевна;
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий Шаршов Игорь Алексеевич;
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, русской и зарубежной литературы, журналистики Щербак Антонина Семеновна.
Программа государственной итоговой аттестации составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 - Экономика (уровень - подготовка кадров высшей квалификации) (приказ Минобрнауки РФ от 30 июля 2014 г. № 898)
Программа согласована с представителями работодателей:
1. Луговских Николай Иванович
Председатель Контрольно-счетной палаты
Тамбовской области _______________
М.П. (подпись)
2. Дорощук О.В.
Генеральный директор ООО «Вектор» _______________
М.П. (подпись)
Программа ГИА принята на заседании кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов «10» февраля 2017 года, протокол № 3-1
Изменения в программу ГИА приняты на заседании кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов «04» июня 2018 года, протокол № 10.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
2 ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.. 10
3. НАУЧНЫЙ ДОКЛАД ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВЛЕННОЙ НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИССЕРТАЦИИ) 23
4. ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ.. 26
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 28
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 32
7. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 33
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Цели государственной итоговой аттестации, виды аттестационных испытаний выпускников аспирантуры направления подготовки 38.06.01 – Экономика, направленности (профиля) Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Блок 4 Государственная итоговая аттестация относится к базовой части ОП ВО.
Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения результатов освоения обучающимися основной образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 – Экономика, направленности (профиля) Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
Государственная итоговая аттестация выпускников ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по образовательной программе аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 – Экономика, направленности (профиля) Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) включает:
- подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена;
- представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).
Способ проведения государственного экзамена – устный.
Способ представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) – устный.
1.2 Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.06.01 – Экономика, направленности (профиля) Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):
Задачи :
- формирование у аспирантов психолого-педагогической компетентности как составной части их профессионально-педагогической подготовки;
- формирование мотивации аспирантов на профессионально-творческое саморазвитие в области педагогической деятельности в вузе на основе компетентностного подхода;
- овладение базовыми психолого-педагогическими знаниями, лежащими в основе проектирования и организации образовательного процесса в современном вузе;
- формирование профессионального педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы, создание у них установки на творческий поиск в применении теоретических и дидактических знаний к решению проблем социализации и обучения современных студентов;
- освоение современных образовательных технологий, способствующих становлению будущего конкурентоспособного специалиста в условиях многоуровневого высшего образования;
- изучение психолого-педагогических оснований педагогического взаимодействия в условиях изменяющегося образовательного пространства высшей школы;
- овладение конкретным инструментарием и рефлексивно-творческой технологией взаимодействия профессионально-творческого саморазвития субъектов в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования;
- формирование целостного представления о педагогической деятельности в высшем учебном заведении, в частности, содержании учебной, учебно-методической и научно-методической работы, формах организации учебного процесса и методиках преподавания дисциплин, применения прогрессивных образовательных технологий в процессе обучения студентов;
- овладение методами преподавания дисциплин в высшем учебном заведении, а также практическими умениями и навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, постановки и систематизации учебных и воспитательных целей и задач, устного и письменного изложения предметного материала, проведения отдельных видов учебных занятий, осуществления контроля знаний студентов, подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам учебного плана;
- приобретение практического опыта педагогической работы в высшем учебном заведении.
1.3 Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 – Экономика, направленности (профиля) Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).
Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими компетенциями:
Код компетенции | Содержание компетенции | Государственный экзамен | Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) |
УК-1 | Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях | + | + |
УК-2 | Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки | + | |
УК-3 | Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач | + | + |
УК-4 | Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках | + | + |
УК-5 | Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности | + | + |
УК-6 | Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития | + | + |
ОПК-1 | Способность самостоятельно осуществлять научно - исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий | + | |
ОПК-2 | Готовность организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки | + | |
ОПК-3 | Готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования | + | |
ПК-1 | Способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности региона | + | |
ПК-2 | Владение навыками использования инструментов региональной экономической политики | + | |
ПК-3 | Способность планировать мероприятия органов власти в увязке с общей стратегией развития государства, региона | + | |
ПК-4 | Владение современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и реализации их на практике | + | |
ПК-5 | Готовность использовать различные виды научной коммуникации для решения профессиональных задач в области экономики (региональная экономика) | + | + |
ПК-6 | Готовность разрабатывать и осуществлять научные проекты в области экономики (региональная экономика) | + | |
ПК-7 | Готовность использовать знание современных теоретических и практических проблем педагогики при решении образовательных и профессиональных задач в области экономики (региональная экономика) | + |
1.4 Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 38.06.01 – Экономика, направленности (профиля) Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) предполагает, что выпускник должен
знать:
− методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
− эффективные стили профессионального общения;
− сущность, структуру и принципы процесса профессионально-творческого саморазвития;
− главные положения методологии научного исследования; общенаучные и специальные методы проведения современного научного исследования;
− особенности содержания и организации педагогического процесса в вузе на основе компетентностного подхода;
− методы анализа достигнутого состояния и перспективного обоснования тенденций изменения условий жизнедеятельности населения в местах его проживания, связанных с производством и распределением общественных благ, материальных, социальных, интеллектуальных и других ресурсов;
− теоретические и методологические принципы, методы и способы;
− организации управления экономическими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем;
− организацию процессов аналитического и прогнозного обоснования социального и экономического развития хозяйственных систем регионального уровня;
− творческие методы решения исследовательских и практических задач в рамках научно-исследовательской деятельности;
− современные ориентиры развития высшего образования.
уметь:
− анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов;
− следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач;
− осуществлять координацию выбора в различных хозяйственных системах в соответствии с вариантами методологии экономического анализа;
− анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс в вузе и его результаты;
− анализировать и прогнозировать социальное и экономическое развитие на региональном, муниципальном уровнях;
− самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в
сфере региональной экономики с использованием современных методов
исследования и информационно-коммуникационных технологий;
− осуществлять научно-исследовательскую деятельность в
сфере региональной экономики с использованием современных методов
исследования и информационно-коммуникационных технологий;
− количественно описывать и интерпретировать полученные результаты;
− анализировать тенденции развития педагогической науки.
владеть:
− навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
− технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований;
− навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках;
− навыками организации работы коллектива на основе соблюдения принципов профессиональной этики;
− умениями и навыками профессионально-творческого саморазвития на основе компетентностного подхода;
− коммуникативными навыками организации работы исследовательского коллектива;
− методиками и технологиями преподавания и оценивания успеваемости обучающихся;
− анализом проблемных ситуаций и делать научно-обоснованные выводы,
имеющие теоретическое и прикладное значение в сфере управления региональными
социально-экономическими системами и их подсистемами;
− навыками критического анализа современных тенденций в переосмыслении базовых концепций и механизмов в теории социально-экономического развития экономики регионов;
− способностью разработать программные документы в области регионального управления и оценить эффективности их реализации;
− навыками использования принципов теории коммуникации при анализе коммуникативных мероприятий (конференции, выставки, семинары, фестивали и т.п.) для решения профессиональных задач;
− способами осмысления и критического анализа научной информации в педагогической сфере.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Основная литература:
Иные источники
Интернет-ресурсы
Информационные справочные системы:
1.Электронная библиотека ТГУ. – URL: https://elibrary.tsutmb.ru/
2. Электронный каталог Фундаментальной библиотеки ТГУ. - URL: http://biblio.tsutmb.ru/elektronnyij-katalog/
3. Университетская библиотека онлайн: электронно-библиотечная система. - URL: http://www.biblioclub.ru
4. КнигаФонд : электронно-библиотечная система.- URL: http://knigafund.ru
5.Консультант студента. Гуманитарные науки: электронно-библиотечная система.- URL: http://www.studentlibrary.ru
6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU . – URL: http://elibrary.ru
7. Российская государственная библиотека. - URL: www.rsl.ru
8. Российская национальная библиотека. URL: www.nlr.ru
9. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина- URL: http://www.prlib.ru
10. Научная электронная библиотека Российской академии естествознания. - URL: www.monographies.ru
11. Электронная библиотека РФФИ. - URL: www.rfbr.ru/rffi/ru/library
12. Vivaldi: сеть электронных библиотек. - http://www.vivaldi.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Springer Open (ресурсы Springer открытого доступа): база данных - URL: https://www.springer.com/gp/open-access/springer-open
2. Web of Science: политематическая реферативно-библиографическая и наукометрическая база данных - URL:http://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&SID=Q1qfWXliB25bAcrlBPM&preferencesSaved
3. Scopus: база данных - URL: https://www.scopus.com/
4. Платформа Springer Link - URL: https://link.springer.com/
Специализированные порталы
Программное обеспечение:
ОС «Альт Образование», LibreOffice
Microsoft Windows 10, Microsoft Office Professional.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки:
Экономика
Направленность (профиль):
Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.