Особенности организации КТД разных типов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Этапы проведения   Общественно-значимые КТД Личностно-ориентированные КТД                     
1. Коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела Дело как потенциал личностного развития               
2. Коллективное планирование   Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики Акцент на индивидуальных целях и задачах                                
3. Коллективная подготовка   Акцент на конструктивности групповой работы Акцент на добровольности,     инициативе каждого  
4. Проведение коллективно-творческого дела   Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела; учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений
5. Коллективный анализ   Основные вопросы обсуждения? «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?» Вопросы для обсуждения акцентируют значимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности.  
6. Последействие   Проекты, программы социальной направленности Реализация индивидуальных инициатив, проектов  

 

 

Приложение 3.

 

Алгоритм выполнения задания «Организация, проведение диагностики сформированности образовательных результатов в соответствии с требованиями ФК ГОС ОО (2004 г.), ФГОС, анализ результатов диагностики»

  1. Проанализируйте ООП ОО вашего класса, выделите ведущие образовательные результаты.
  2. Соотнесите ведущие образовательные результаты ООП и рабочей программы по вашему учебному предмету (курсу).
  3. В разделе «Мониторинг образовательных результатов» ООП общего образования вашего класса выделите ведущие методики диагностики или мониторинга, используемые педагогами для выявления уровня сформированности образовательных результатов; соотнесите их с методиками диагностики/ мониторинга, используемые учителем по вашему предмету/ курсу.
  4. Выберите конкретные образовательные результаты (результат), который Вы будете диагностировать.
  5. Подберите совместно с руководителями практики/ учителем школы/ психологом необходимые психологические, педагогические методики диагностики выбранных вами образовательных результатов.
  6. Проведите диагностику; в соответствии с требованиями методики обработайте результаты и опишите их.
  7. Составьте отчет о проделанной работе.

Приложение 4.

 

3. Разработка и анализ фрагмента плана воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

В ходе выполнения данного задания у студентов – бакалавров формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции: готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания, способность решать задачи воспитания и духовно – нравственного развития личности обучающихся, готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами, способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности, способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно – просветительской деятельности.

Нормативной основой разработки программы воспитания и социализации обучающихся в ОУ является ФГОС основного общего образования, прежде всего требования к личностным и метапредметным результатам освоения ООП, отражённым в т.ч. в "портрете выпускника".

       Методологическая основа программы воспитания и социализации - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

       ОУ с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, ПОТРЕБНОСТЕЙ обучающихся, родителей, возможностей социальных партнёров:

       - конкретизирует общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

       - выявляет основные направления, содержание и виды деятельности по этим направлениям;

       - определяет этапы организации социализации обучающихся в условиях совместной деятельности с социальными партнёрами;

       - определяет формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся;

       - проектирует направления, содержание и формы деятельности в области непрерывного экологического, здоровьесберегающего образования;

       - разрабатывает планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся;

       - проектирует систему мониторинга, включая инструментарий эффективности реализации ОУ прогаммы воспитания и социализации обучающихся.

       Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплекс мероприятий, позволяющих сформироватть у обучающихся:

       - способность составлять рациональный режим дня и отдыха и следовать ему;

       - умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности;

       - навыки оценки собственного функционального состояния;

       - представление о рациональном питании;

       - основы позитивного общения;

       - негативное отношения к разного рода зависимостям.

 

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе

Цель: разработка раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива».

Окончательный вариант коллективных дел заносится в план («Жизнедеятельность классного коллектива»). Затем проводится родительское собрание.

Цель: составление плана работы коллектива родителей.

Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями».

Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, педагог оформляет план воспитательной работы.

Структура плана воспитательной работы.

I. Характеристика классного коллектива:

• состав класса и его общая характеристика (количество учащихся – мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);

• сплоченность класса (на какой стадии развития находится, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе), ценностные ориентации;

• связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона.

II. Воспитательные задачи.

III. Жизнедеятельность классного коллектива.

IV. Работа с родителями учащихся.

V. Индивидуальная работа с учащимися.

Подходы к оформлению плана воспитательной работы

Существуют различные подходы к оформлению раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел:

1. Планирование по ключевым делам (В. А. Караковский).

2. Календарное планирование.

3. План-сетка.

4. Планирование по видам деятельности (Н. Е. Щуркова).

При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы (см.: Теория и практика воспитания. – Рязань, 1997).

примерный план воспитательной работы в классе (образцы)

1-й вариант

Сроки

Основные
мероприятия
в классе

Участники

Анализ

работы

Все учащиеся Актив, отдельные уч-ся Учителя, рук. кружков, библиотекарь Родители, общественность
             

2-й вариант

Недели месяца

Направления в воспитательной работе

Анализ
работы

Здоровье Общение Учение Досуг Образ жизни ребенка
             

3-й вариант

Дни недели I неделя II неделя III неделя IV неделя V неделя
Понедельник          
Вторник          
Среда          
Четверг          
Пятница          
Суббота          

4-й вариант

Содержание работы

Месяц (неделя или день недели)

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
С классом        
С активом        
индивидуально        
С учителями-предметниками, руководителями кружков, библиотекарем        
С родителями        
С учреждениями дополнительного образования        

5-й вариант

План-сетка ____ класса на _____________ четверть

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Дни недели                
Работа с учителями                
Работа с учащимися                
Работа с родителями                
Работа с общественными организациями и культурными центрами                

6-й вариант




План воспитательной работы класса

Классный руководитель _________________________________

Цель воспитательной работы: создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Время исполнения

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Сентябрь Ок- тябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март   Ап- рель Май
Направление воспитат. работы                  
Гражданско-патриотическое воспитание                  
Художественно-эстетическое развитие                  
Учебная работа                  
Физич. совершен-ствование                  
Работа с семьей                  
Развитие самоуправления                  
Уважение к своим корням                  

Требования к содержанию плана воспитательной работы.

Существуют разные подходы к планированию:

• целенаправленность плана;

• учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

• преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

• реальность;

• разнообразие форм и методов;

• творческий характер планирования.

Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.

Планирование может состоять из нескольких таблиц. В таблице 1 представлена программа воспитания, задачи воспитания (единого для всех) и факторы создания системы воспитания.

Таблица 1

Программы воспитания Задачи воспитания Факторы создания системы воспитания
«Милосердие» «Мир красотой спасется» «Игра – дело серьезное» «От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни» «Свой голос» «Каникулы» «Азбука добрых дел» 1. Воспитание гражданина. 2. Воспитание патриота. 3. Воспитание носителя культуры. 4. Воспитание труженика. 5. Воспитание здорового образа жизни человека 1. Мониторинг социума, диагностика воспитания. 2. Анализ, прогноз, проектирование. 3. Реализация программ воспитания

Перед планированием основательно изучается программа воспитания, выясняются факторы, влияющие на создание системы воспитания.

Это, прежде всего, мониторинг социума, диагностика воспитания:

– анализ, прогноз и проектирование

– реализация программ (см. табл. 3).

В мониторинг социума входит:

· составление социальной карты на учащегося: полная или неполная семья, образовательный состав родителей, материальное состояние семьи; условия проживания, работающие в семье.

Также составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания. Анализ, прогноз и проектирование включает в себя сбор информации (см. табл. 2).

Любой опросник, тест поможет выявлению склонностей и интересов учащихся.

Прогноз включает в себя обработку анкет и другой информации. Полученные данные для наглядности сводятся в таблицу (см. табл. 2). По таблице сразу видны проблемы класса.

Следующий вид деятельности на пути к планированию – это анкетирование учащихся и их родителей.

Анкеты обрабатываются и полученные данные заносятся в таблицу.

Таблица 2

Ф. И. учащегося класса Здоровье Отношение к труду Воспитат. влияние семьи Воспитат. влияние социума Уровень культуры Примечание
             

В таблице могут быть и другие разделы по усмотрению клас-сного руководителя.

С помощью этой таблицы можно определить задачи ближайшей перспективы и спланировать формы воспитывающей деятельности для достижения этих задач.

Затем можно приступить к составлению плана-сетки.

Таблица 3

Задачи ближайшей перспективы Месяц Милосердие Игра – дело серьезное Азбука добрых дел От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни Свой голос Каникулы Мир красотой спасется
1. 2. 3. и т. д. сентябрь октябрь ноябрь              

В план-сетку в течение четверти можно постоянно вписывать возникающие дела, индивидуальную работу, беседу с родителями и т. п. В таблицу можно включать и другие программы, по которым работает школа.

Классный руководитель выбирает из всех программ те, которые ему и классу наиболее близки.

Последний пункт «Реализация программ воспитания» понятен. Он включает в себя все итоги, и промежуточные, и конечные, то есть результаты работы по программам воспитания: анализ, что удалось, а что нет за год, необходимые отчеты, проделанные в классе (результат участия в конкурсах, в олимпиадах, в походах и т. д.).

Постоянно изобретать новые формы работы кажется совершенно немыслимым. Но ведь хороший кулинар из одних и тех же ингредиентов может приготовить столько разных блюд, а модельер из старого платья сооружает новомодные вещи. Вот и классному руководителю можно научиться конструировать новые формы работы.

Алгоритм прост:

• определите возрастные особенности участников (дети одного возраста или представители разных);

• решите, каким должно быть дело в зависимости от воспитательных задач (познавательное, творческое, прикладное, подвижное...);

• пересмотрите всякие известные формы, добавляя к ним необходимое содержание;

• остановитесь на приглянувшемся сочетании и посмотрите, что диктует форма (определенные детали, роли, атрибуты), насколько это соответствует желаемому содержанию и привлекательно для детей.

Если все пришло в соответствие, пора приниматься за сочинение сценария. Предлагаем для конструирования пользоваться своеобразными карточками-подсказками. Их можно составить самим по какому-либо принципу. Эти объединяют различные известные формы. Проще всего начать с того, что детям хорошо известно благодаря телевидению и бывает очень привлекательно для них.

Например:

  TV ИГРЫ «Что? Где? Когда?» «Брейн-ринг» «Поле чудес» «Звездный час» Игру «Что? Где? Когда?» можно проводить в классе, в параллели или делать смешанные «шестерки». В классе может быть создан клуб знатоков и группа организаторов (совет дела, штаб игры). При подготовке каждый будет занят своим: одни – тренировками и формированием команд, другие – отбором вопросов, соответствующим оформлением зала, подготовкой «музыкальных пауз». Содержание, предположим, «Звездного часа» может быть посвящено литературе, музыке, спорту и т. д. Выбирать стоит такую игру, которая более всего популярна среди ребят, а содержание педагог определит сообразно воспитательным задачам

 

TV ПЕРЕДАЧИ «Время» «Тема» «Аншлаг» «Клуб путешественников» Также легко работать с телевизионными передачами. Например, «Аншлаг» может стать формой проведения последнего звонка. Тогда ученики, учителя, родители должны выступать в роли юмористов, острословов. Значит, со сцены зазвучат рассказы о забавных случаях из жизни выпускников, шуточные песни, розыгрыши

 

ИГРЫ Футбол Хоккей Лото Домино «Крестики-нолики» «Морской бой» Нетрудно представить «Музыкальный футбол» или «Интеллектуальный хоккей». Участники – две команды, в которых есть определенные роли: тренер, капитан, вратарь, защитники, нападающие. В правилах надо оговорить, какие вопросы «хоккеисты» готовят на своих тренировках. «Голом», видимо, будет считаться неправильный ответ или его отсутствие. Зато, проводя аналогию с хоккеем, можно интересно организовать игру: задавать вопросы противнику могут только «нападающие», отвечают сначала «защитники», если они не справились, ответ может дать, не совещаясь с ними, «вратарь». «Тренер» может использовать «запасных игроков» для замены. «Арбитр» – удалять с поля за нарушение правил. Организаторам необходимо не забыть все мелочи, характерные для настоящего хоккея, придумать расстановку в зале

 

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ Газета Журнал Книга Альманах Словарь «Живая газета», «Журнал-молния», «Книга рекордов Гиннесса», «Новогодний альманах», «Музыкальный словарь»

Все эти формы вовсе не означают обязательного оформления на бумаге. Здесь важно действие, коллективная подготовительная работа, а финал – общий праздник. Так, создавая «Книгу рекордов Гиннесса», совет дела объявляет в классе о том, что в течение недели (или двух) принимаются заявки о состоявшихся рекордах. Можно выявить «самых-самых» математиков, поэтов, спортсменов. Рекорды могут быть и шуточными: самая длинная коса, кто чаще всех опаздывает на уроки. День рекордов должен вылиться в награждение рекордсменов и демонстрацию их талантов.

 

Примерный анализ образовательного мероприятия

_________________________________________________________

 

1. Дата____________________________________________________________

2. ФИО ответственного за проведение мероприятия, должность________________

______________________________________________________________________

3. Класс (возрастная группа)_______________________________________________

4. Количество присутствующих учащихся __________________________________

5. Направление деятельности ____________________________________________          

6. Форма _________________________________ __________________________________

7. Кто привлекается к проведению мероприятия _____________________________

_______________________________________________________________________

8. Цель мероприятия

Воспитательная_____________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая_____________________________________________________________________________________________________________________________

Обучающая________________________________________________________________________________________________________________________

9. Организация подготовки учащихся:

· степень участия детей в подготовке___________________________________

_______________________________________________________________________

· наглядное оформление _____________________________________________

______________________________________________________________________

· использование технических средств___________________________________

______________________________________________________________________

10. Содержание и методика проведения мероприятия

Ход мероприятия: ___________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

а) соответствие содержания занятия поставленной цели

________________________________________________________________

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность______________________________________________________

________________________________________________________________

г) традиционные приемы и методы, использованные в образовательном событии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса

______________________________________________________________________________________________________________________________

г) инновационные приемы и методы, использованные в образовательном событии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса (возрастной группы)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) Виды деятельности учащихся в ходе мероприятия ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

е) Наиболее удачные моменты ходе мероприятия ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

11. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие ( убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися )

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Педагогическая ценность занятия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Место мероприятия в системе работы с учащимися класса (школы) ______________

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

 

14. Степень традиционности и новизны проводимого мероприятия ___________________

____________________________________________________________________________

 

15. Рекомендации _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

Приложение 5.


Дата: 2019-02-24, просмотров: 189.