№ | Этапы проведения | Общественно-значимые КТД | Личностно-ориентированные КТД |
1. | Коллективное целеполагание | Социальные основания выбора дела | Дело как потенциал личностного развития |
2. | Коллективное планирование | Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики | Акцент на индивидуальных целях и задачах |
3. | Коллективная подготовка | Акцент на конструктивности групповой работы | Акцент на добровольности, инициативе каждого |
4. | Проведение коллективно-творческого дела | Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела | Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела; учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений |
5. | Коллективный анализ | Основные вопросы обсуждения? «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?» | Вопросы для обсуждения акцентируют значимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности. |
6. | Последействие | Проекты, программы социальной направленности | Реализация индивидуальных инициатив, проектов |
Приложение 3.
Алгоритм выполнения задания «Организация, проведение диагностики сформированности образовательных результатов в соответствии с требованиями ФК ГОС ОО (2004 г.), ФГОС, анализ результатов диагностики»
Приложение 4.
3. Разработка и анализ фрагмента плана воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
В ходе выполнения данного задания у студентов – бакалавров формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции: готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания, способность решать задачи воспитания и духовно – нравственного развития личности обучающихся, готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами, способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности, способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно – просветительской деятельности.
Нормативной основой разработки программы воспитания и социализации обучающихся в ОУ является ФГОС основного общего образования, прежде всего требования к личностным и метапредметным результатам освоения ООП, отражённым в т.ч. в "портрете выпускника".
Методологическая основа программы воспитания и социализации - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ОУ с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, ПОТРЕБНОСТЕЙ обучающихся, родителей, возможностей социальных партнёров:
- конкретизирует общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
- выявляет основные направления, содержание и виды деятельности по этим направлениям;
- определяет этапы организации социализации обучающихся в условиях совместной деятельности с социальными партнёрами;
- определяет формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся;
- проектирует направления, содержание и формы деятельности в области непрерывного экологического, здоровьесберегающего образования;
- разрабатывает планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся;
- проектирует систему мониторинга, включая инструментарий эффективности реализации ОУ прогаммы воспитания и социализации обучающихся.
Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплекс мероприятий, позволяющих сформироватть у обучающихся:
- способность составлять рациональный режим дня и отдыха и следовать ему;
- умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности;
- навыки оценки собственного функционального состояния;
- представление о рациональном питании;
- основы позитивного общения;
- негативное отношения к разного рода зависимостям.
Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе
Цель: разработка раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива».
Окончательный вариант коллективных дел заносится в план («Жизнедеятельность классного коллектива»). Затем проводится родительское собрание.
Цель: составление плана работы коллектива родителей.
Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями».
Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, педагог оформляет план воспитательной работы.
Структура плана воспитательной работы.
I. Характеристика классного коллектива:
• состав класса и его общая характеристика (количество учащихся – мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);
• сплоченность класса (на какой стадии развития находится, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе), ценностные ориентации;
• связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона.
II. Воспитательные задачи.
III. Жизнедеятельность классного коллектива.
IV. Работа с родителями учащихся.
V. Индивидуальная работа с учащимися.
Подходы к оформлению плана воспитательной работы
Существуют различные подходы к оформлению раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел:
1. Планирование по ключевым делам (В. А. Караковский).
2. Календарное планирование.
3. План-сетка.
4. Планирование по видам деятельности (Н. Е. Щуркова).
При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы (см.: Теория и практика воспитания. – Рязань, 1997).
примерный план воспитательной работы в классе (образцы)
1-й вариант
Сроки | Основные | Участники | Анализ работы | |||
Все учащиеся | Актив, отдельные уч-ся | Учителя, рук. кружков, библиотекарь | Родители, общественность | |||
2-й вариант
Недели месяца | Направления в воспитательной работе | Анализ | ||||
Здоровье | Общение | Учение | Досуг | Образ жизни ребенка | ||
3-й вариант
Дни недели | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | V неделя |
Понедельник | |||||
Вторник | |||||
Среда | |||||
Четверг | |||||
Пятница | |||||
Суббота |
4-й вариант
Содержание работы | Месяц (неделя или день недели) | |||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
С классом | ||||
С активом | ||||
индивидуально | ||||
С учителями-предметниками, руководителями кружков, библиотекарем | ||||
С родителями | ||||
С учреждениями дополнительного образования |
5-й вариант
План-сетка ____ класса на _____________ четверть
Месяц | Сентябрь | Октябрь | ||||||
Дни недели | ||||||||
Работа с учителями | ||||||||
Работа с учащимися | ||||||||
Работа с родителями | ||||||||
Работа с общественными организациями и культурными центрами |
6-й вариант
План воспитательной работы класса
Классный руководитель _________________________________
Цель воспитательной работы: создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Время исполнения | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||||
Сентябрь | Ок- тябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Ап- рель | Май | |
Направление воспитат. работы | |||||||||
Гражданско-патриотическое воспитание | |||||||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||||||
Учебная работа | |||||||||
Физич. совершен-ствование | |||||||||
Работа с семьей | |||||||||
Развитие самоуправления | |||||||||
Уважение к своим корням |
Требования к содержанию плана воспитательной работы.
Существуют разные подходы к планированию:
• целенаправленность плана;
• учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;
• преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
• реальность;
• разнообразие форм и методов;
• творческий характер планирования.
Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.
Планирование может состоять из нескольких таблиц. В таблице 1 представлена программа воспитания, задачи воспитания (единого для всех) и факторы создания системы воспитания.
Таблица 1
Программы воспитания | Задачи воспитания | Факторы создания системы воспитания |
«Милосердие» «Мир красотой спасется» «Игра – дело серьезное» «От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни» «Свой голос» «Каникулы» «Азбука добрых дел» | 1. Воспитание гражданина. 2. Воспитание патриота. 3. Воспитание носителя культуры. 4. Воспитание труженика. 5. Воспитание здорового образа жизни человека | 1. Мониторинг социума, диагностика воспитания. 2. Анализ, прогноз, проектирование. 3. Реализация программ воспитания |
Перед планированием основательно изучается программа воспитания, выясняются факторы, влияющие на создание системы воспитания.
Это, прежде всего, мониторинг социума, диагностика воспитания:
– анализ, прогноз и проектирование
– реализация программ (см. табл. 3).
В мониторинг социума входит:
· составление социальной карты на учащегося: полная или неполная семья, образовательный состав родителей, материальное состояние семьи; условия проживания, работающие в семье.
Также составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания. Анализ, прогноз и проектирование включает в себя сбор информации (см. табл. 2).
Любой опросник, тест поможет выявлению склонностей и интересов учащихся.
Прогноз включает в себя обработку анкет и другой информации. Полученные данные для наглядности сводятся в таблицу (см. табл. 2). По таблице сразу видны проблемы класса.
Следующий вид деятельности на пути к планированию – это анкетирование учащихся и их родителей.
Анкеты обрабатываются и полученные данные заносятся в таблицу.
Таблица 2
Ф. И. учащегося класса | Здоровье | Отношение к труду | Воспитат. влияние семьи | Воспитат. влияние социума | Уровень культуры | Примечание |
В таблице могут быть и другие разделы по усмотрению клас-сного руководителя.
С помощью этой таблицы можно определить задачи ближайшей перспективы и спланировать формы воспитывающей деятельности для достижения этих задач.
Затем можно приступить к составлению плана-сетки.
Таблица 3
Задачи ближайшей перспективы | Месяц | Милосердие | Игра – дело серьезное | Азбука добрых дел | От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни | Свой голос | Каникулы | Мир красотой спасется |
1. 2. 3. и т. д. | сентябрь октябрь ноябрь |
В план-сетку в течение четверти можно постоянно вписывать возникающие дела, индивидуальную работу, беседу с родителями и т. п. В таблицу можно включать и другие программы, по которым работает школа.
Классный руководитель выбирает из всех программ те, которые ему и классу наиболее близки.
Последний пункт «Реализация программ воспитания» понятен. Он включает в себя все итоги, и промежуточные, и конечные, то есть результаты работы по программам воспитания: анализ, что удалось, а что нет за год, необходимые отчеты, проделанные в классе (результат участия в конкурсах, в олимпиадах, в походах и т. д.).
Постоянно изобретать новые формы работы кажется совершенно немыслимым. Но ведь хороший кулинар из одних и тех же ингредиентов может приготовить столько разных блюд, а модельер из старого платья сооружает новомодные вещи. Вот и классному руководителю можно научиться конструировать новые формы работы.
Алгоритм прост:
• определите возрастные особенности участников (дети одного возраста или представители разных);
• решите, каким должно быть дело в зависимости от воспитательных задач (познавательное, творческое, прикладное, подвижное...);
• пересмотрите всякие известные формы, добавляя к ним необходимое содержание;
• остановитесь на приглянувшемся сочетании и посмотрите, что диктует форма (определенные детали, роли, атрибуты), насколько это соответствует желаемому содержанию и привлекательно для детей.
Если все пришло в соответствие, пора приниматься за сочинение сценария. Предлагаем для конструирования пользоваться своеобразными карточками-подсказками. Их можно составить самим по какому-либо принципу. Эти объединяют различные известные формы. Проще всего начать с того, что детям хорошо известно благодаря телевидению и бывает очень привлекательно для них.
Например:
TV ИГРЫ «Что? Где? Когда?» «Брейн-ринг» «Поле чудес» «Звездный час» | Игру «Что? Где? Когда?» можно проводить в классе, в параллели или делать смешанные «шестерки». В классе может быть создан клуб знатоков и группа организаторов (совет дела, штаб игры). При подготовке каждый будет занят своим: одни – тренировками и формированием команд, другие – отбором вопросов, соответствующим оформлением зала, подготовкой «музыкальных пауз». Содержание, предположим, «Звездного часа» может быть посвящено литературе, музыке, спорту и т. д. Выбирать стоит такую игру, которая более всего популярна среди ребят, а содержание педагог определит сообразно воспитательным задачам |
TV ПЕРЕДАЧИ «Время» «Тема» «Аншлаг» «Клуб путешественников» | Также легко работать с телевизионными передачами. Например, «Аншлаг» может стать формой проведения последнего звонка. Тогда ученики, учителя, родители должны выступать в роли юмористов, острословов. Значит, со сцены зазвучат рассказы о забавных случаях из жизни выпускников, шуточные песни, розыгрыши |
ИГРЫ Футбол Хоккей Лото Домино «Крестики-нолики» «Морской бой» | Нетрудно представить «Музыкальный футбол» или «Интеллектуальный хоккей». Участники – две команды, в которых есть определенные роли: тренер, капитан, вратарь, защитники, нападающие. В правилах надо оговорить, какие вопросы «хоккеисты» готовят на своих тренировках. «Голом», видимо, будет считаться неправильный ответ или его отсутствие. Зато, проводя аналогию с хоккеем, можно интересно организовать игру: задавать вопросы противнику могут только «нападающие», отвечают сначала «защитники», если они не справились, ответ может дать, не совещаясь с ними, «вратарь». «Тренер» может использовать «запасных игроков» для замены. «Арбитр» – удалять с поля за нарушение правил. Организаторам необходимо не забыть все мелочи, характерные для настоящего хоккея, придумать расстановку в зале |
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ Газета Журнал Книга Альманах Словарь | «Живая газета», «Журнал-молния», «Книга рекордов Гиннесса», «Новогодний альманах», «Музыкальный словарь» |
Все эти формы вовсе не означают обязательного оформления на бумаге. Здесь важно действие, коллективная подготовительная работа, а финал – общий праздник. Так, создавая «Книгу рекордов Гиннесса», совет дела объявляет в классе о том, что в течение недели (или двух) принимаются заявки о состоявшихся рекордах. Можно выявить «самых-самых» математиков, поэтов, спортсменов. Рекорды могут быть и шуточными: самая длинная коса, кто чаще всех опаздывает на уроки. День рекордов должен вылиться в награждение рекордсменов и демонстрацию их талантов.
Примерный анализ образовательного мероприятия
_________________________________________________________
1. Дата____________________________________________________________
2. ФИО ответственного за проведение мероприятия, должность________________
______________________________________________________________________
3. Класс (возрастная группа)_______________________________________________
4. Количество присутствующих учащихся __________________________________
5. Направление деятельности ____________________________________________
6. Форма _________________________________ __________________________________
7. Кто привлекается к проведению мероприятия _____________________________
_______________________________________________________________________
8. Цель мероприятия
Воспитательная_____________________________________________________________________________________________________________________
Развивающая_____________________________________________________________________________________________________________________________
Обучающая________________________________________________________________________________________________________________________
9. Организация подготовки учащихся:
· степень участия детей в подготовке___________________________________
_______________________________________________________________________
· наглядное оформление _____________________________________________
______________________________________________________________________
· использование технических средств___________________________________
______________________________________________________________________
10. Содержание и методика проведения мероприятия
Ход мероприятия: ___________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
а) соответствие содержания занятия поставленной цели
________________________________________________________________
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала
________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность______________________________________________________
________________________________________________________________
г) традиционные приемы и методы, использованные в образовательном событии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса
______________________________________________________________________________________________________________________________
г) инновационные приемы и методы, использованные в образовательном событии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса (возрастной группы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) Виды деятельности учащихся в ходе мероприятия ______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
е) Наиболее удачные моменты ходе мероприятия ______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие ( убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися )
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Педагогическая ценность занятия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Место мероприятия в системе работы с учащимися класса (школы) ______________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
14. Степень традиционности и новизны проводимого мероприятия ___________________
____________________________________________________________________________
15. Рекомендации _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Приложение 5.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 221.