Используемые на занятиях практического типа:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- регламентированная самостоятельная деятельность студентов;

- частично-поисковая деятельность при выполнении методических разработок частей занятия;

- решение проблемных ситуаций для реализации технологии коллективной мыслительной деятельности.

На лекциях раскрываются следующие основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практи­ческих умений и навыков и усвоения тем рабочей программы по дисциплине.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 40.03.01 «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода в ходе преподавания дисциплины «Право социального обеспечения» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбор конкретных ситуаций, тематические дискуссии, презентации с использованием мультимедийных технологий и др.).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа по данной дисциплине составляют 50 процентов от аудиторных занятий.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Обучение студентов строится на основе сочетания аудиторных занятий и самостоятельной работы. В качестве аудиторных занятий студентам предложены лекции, семинарские и практические занятия, консультации. Самостоятельная работа включает в себя изучение нормативных актов и литературы по темам курса, подготовку презентаций, докладов и рефератов, решение задач, написание эссе. Глубокое и всестороннее изучение предмета «Право социального обеспечения» предполагает непосредственную взаимосвязь и сочетание указанных видов деятельности. При этом необходимо отметить, что каждый из них призван реализовать собственные задачи, обусловленные спецификой форм, целей и методов обучения.

В лекциях преподаватель сочетает теоретические материалы и практические примеры, представляющие федеральную и региональную практику правового регулирования социального обеспечения (практику Нижегородской области), специфику полномочий федеральных органов государственной власти, учреждений и других участников отношений по социальному обеспечению. С учетом того, что изучаемая сфера активно реформируется, освещается зарубежный опыт социального обеспечения и сопоставляется с возможностями его применения в российских условиях. Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике перехода от прежней модели социального обеспечения к современной, учитывая перспективы отрасли.

Для закрепления лекционного материала, подготовки к семинарским занятиям, а также выполнению самостоятельной работы рекомендуется достаточно большое количество литературы. Учитывая то, что сфера социального обеспечения является очень динамичной, необходимо, чтобы наряду с базовыми учебниками по праву социального обеспечения студенты активно использовали другие источники – комментарии специалистов, аналитические и мониторинговые материалы, материалы периодических изданий, включая интернет-сайты городов, регионов, различных организаций. Основная форма подачи лекционного материала – обзор и анализ широкого спектра мнений и школ науки права социального обеспечения.

Важное значение в плане освоения дисциплины «Право социального обеспечения» придаётся семинарским и практическим занятиям. Практические занятия организованы таким образом, что закрепление лекционного материала проводится в активных формах, предполагающих работу студентов с документами, статистическими материалами и другими информационными источниками.

Программа предполагает проведение практических занятий в следующих основных формах:

1. Подготовка студентами ответов на теоретические вопросы к каждой теме. Обсуждение ответов.

2. Самостоятельные домашние задания, в ходе которых студенты выполняют задания для самостоятельной работы, проводят соответствующие расчеты, изучают правовые документы. На семинаре проводится анализ выполненных работ.

3. Разработка студентами дополнительных вопросов к задачам и заданиям для самостоятельной работы. Предлагаемые студентами вопросы сформулированы таким образом, чтобы ответы на них раскрывали все стороны правовой ситуации, способствовали всестороннему анализу многовариантных решений.

Основной формой проведения практических занятий является решение задач (казусов). Главная цель таких занятий – научить студентов находить и правильно использовать нормативные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о социальной защите населения, международные акты, а также основополагающие акты судебного нормоконтроля (решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ), выполнять расчеты стажа и размеров социальных выплат.       

Как правило, предлагаемые задачи содержатся в практикумах по праву социального обеспечения, но могут быть сформулированы и педагогом. Решение этих упражнений должно быть развёрнутым, аргументированным, опирающимся на нормативные источники. Выполняется задача письменно в рабочей тетради.

Указанные выше формы проведения практических занятий, могут быть скорректированы в соответствие с актуальностью той или иной проблемы социального обеспечения граждан, интересами и возможностями студентов. Различные формы проведения (коллоквиумы, ролевые игры, открытые дискуссии, составление правовых документов, решение задач и др.) способствуют углублённому изучению предмета. Текущий контроль знаний осуществляется в ходе аудиторных занятий, проводимых по расписанию. Формы такого контроля могут быть разнообразными: опрос студентов, выполнение домашних, тестовых заданий, оценка активности в ходе обсуждения в группе и др. Возможны также комбинации групповых и индивидуальных форм проведения практических занятий. Промежуточные результаты таких проектов обсуждаются на практических занятиях по соответствующим темам, конечные результаты являются одной из форм промежуточного контроля. Студент, продемонстрировавший незнание материала или пропустивший занятие (независимо от причин), должен отчитаться по вопросам семинара. С этой целью ему необходимо подойти в консультационные часы преподавателя, ведущего занятия в группе. В противном случае вопросы пропущенной темы могут быть заданы в качестве дополнительных на экзамене. На индивидуальных консультациях студент также может разобрать сложные для себя вопросы, обсудить темы для научных выступлений в группе и на конференциях.

Особое место в программе отводится самостоятельной работе, в ходе которой студенты готовят доклады, эссе и рефераты.

Реферат является альтернативной итоговой формой, позволяющей оценить способности и знания студента. Подготовка реферата предполагает работу с различными источниками, отбор из всего их разнообразия наиболее важных и интересных, выстраивание логики представления обработанных материалов и выводы по реферируемым источникам. Основные положения реферативного исследования докладываются на научной конференции студентов и преподавателей ННГУ.

При изучении данного курса целесообразно систематически знакомиться с вновь принимаемыми нормативными актами в сфере социального обеспечения, а также новейшей литературой по проблемам права социального обеспечения, включая монографии и статьи в периодических журналах.

Контроль выступает формой обратной связи и предусматривает оценку успеваемости студентов и разработку мер по дальнейшему повышению качества подготовки современных специалистов. Итоговой формой контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» является экзамен. Бесспорным фактором успешного завершения очередного модуля является кропотливая, систематическая работа студента в течение всего периода изучения дисциплины (семестра). В этом случае подготовка к экзамену будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине. В начале семестра рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к экзамену по данной дисциплине, а также использовать в процессе обучения программу, другие методические материалы, разработанные кафедрой по данной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение студентом существа того или иного вопроса за счет:

       а) уточняющих вопросов преподавателю;

       б) подготовки рефератов по отдельным темам, наиболее заинтересовавшие студента;

       в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах;

       г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.

Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого студента, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения. После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к экзамену, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материалу, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.

Итоговая аттестация проводится по окончании семестра путем проведения экзамена. Формы проведения экзамена могут быть различны.

 

Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка эссе и рефератов. Темы рефератов и эссе:

 

1. Понятие и система социального обеспечения в Российской Федерации.

2. Понятие и виды социальных рисков.

3. Функции социального обеспечения.

4. Общая характеристика предмета права социального обес­печения.

5. Понятие и виды материальных отношений, образующих предмет права социального обеспечения.

6. Понятие и виды процедурных отношений, образующих предмет права социального обеспечения.

7. Особенности метода права социального обеспечения.

8. Принципы права социального обеспечения.

9. Всеобщность права на социальное обеспечение.

10. Гарантированность социального обеспечения при наступ­лении социального риска.

11. Дифференциация социального обеспечения.

12. Ориентация социального обеспечения на достойный уро­вень жизни.

13. Организационно-правовые формы государственной сис­темы социального обеспечения в России.

14. Обязательное социальное страхование как организацион­но-правовая форма социального обеспечения

15. Государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.

16. Государственная социальная помощь: понятие и основа­ния предоставления.

17. Общая характеристика социального обеспечения в Рос­сии до 1917 г.

18. Советское законодательство о социальном обеспечении.

19. Пенсионная реформа.

20. Современный период развития социального обеспече­ния.

21. Понятие и система правоотношений по социальному обеспечению.

22. Виды правоотношений по социальному обеспечению.

23. Понятие и значение страхового (трудового) стажа в социальном обеспечении.

24. Виды стажа.

25. Периоды, включаемые в страховой стаж.

26. Подтверждение стажа. Индивидуальный (персонифици­рованный) учет в системе государственного пенсионного стра­ховании.

27. Условия, определяющие право на трудовую (страховую) пенсию по старости.      

28. Досрочные пенсии.

29. Пенсии за выслугу лет.

30. Понятие и установление инвалидности.

31. Трудовые (страховые) пенсии по инвалидности.

32. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

33. Трудовые (страховые) пенсии по случаю потери кормильца.

34. Назначение и перерасчет трудовых пенсий.

35. Приостановление, прекращение и восстановление выпла­ты трудовой пенсии.

36. Понятие и виды социальных пенсий.

37. Условия признания граждан безработными.

38. Пособие по безработице.

39. Понятие и установление временной нетрудоспособности.

40. Виды пособий по временной нетрудоспособности.

41. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

42. Государственная система обязательного медицинского страхования.

43. Виды гарантированной бесплатной медицинской помо­щи.

44. Права и обязанности застрахованных лиц в системе ОМС.

45. Права и обязанности страховых медицинских организа­ций.

46. Обеспечение населения лекарствами и изделиями меди­цинского назначения.

47. Понятие и принципы социального обслуживания.

48. Виды социального обслуживания.

49. Стационарное социальное обслуживание.

50. Протезно-ортопедическая помощь.

51. Понятие и виды государственной социальной помощи.

52. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

53. Набор социальных услуг.

54. Процедура оказания государственной социальной помо­щи.

55. Ответственность за совершение правонарушений в сфе­ре социального обеспечения.

56. Международно-правовое регулирование социального обеспечения.

57. Источники международно-правового регулирования соци­ального обеспечения.

58. Стандарты социального обеспечения по Конвенции МОТ № 102 (1952г.).

59. Международная система сохранения прав в области со­циального обеспечения.

60. Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Право социального обеспечения»

Пояснительная записка

Подготовка контрольной работы по курсу является одной из форм обучения, которая позволяет студенту проявить навыки самостоятельной работы. Выполнение контрольной работы преследует цель формирования специальных и общих навыков с учебниками, научной и справочной литературой, а также правовыми документами, среди которых следует выделить нормативно-правовые.

Главной целью выполнения контрольной работы является развитие познавательных способностей, мышления, воли, памяти и, как следствие, способности к анализу, выделению наиболее существенного. При работе с юридическими материалами студент должен демонстрировать умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать логически грамотные выводы и оформлять их надлежащим образом.

По своей форме контрольная работа состоит из двух частей:

Дата: 2019-02-24, просмотров: 175.