Семинар 2. Проблема компенсации в специальной психологии. (2 ч.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет «Психология, педагогика и дефектология»

Кафедра «Психофизиология и клиническая психология»

           


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению курса

 «Специальная психология»

                                                        

Ростов-на-Дону

2018

Составитель: к.психол.н. Крючкова А. С.

 

Методические рекомендации содержат: введение, тематический план семинарских занятий, темы курсовых работ, вопросы к экзамену, перечень вопросов для самоконтроля, информационно – методическое обеспечение.


 



ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Цели и задачи дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Специальная психология» являются формирование у студентов специальности 37.04.01 «Психология» системы профессиональных знаний в области специальной психологии путем изучения базовых представлений о закономерностях и механизмах развития психики детей в условиях нарушенного развития, а также изменениях в психике, которые происходят в процессе коррекционной работы специалистов.

                                       

Задачи:

1) Овладеть категориальным аппаратом  специальной психологии.

2) Рассмотреть основные положения специальной психологии, ее методологию, взгляды на особенности атипичного развития с позиции различных психологических школ и направлений.

3) Ознакомить с развитием проблем специальной психологии в отечественной и зарубежной науке, ее связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.  

4) Изучить основные закономерности развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии.

5) Выделить основные причины атипичного развития детей и пути их предотвращения

6) Проанализировать  обусловленность атипий нарушением мозговых процессов

7) Изучить методы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, используемые современной специальной психологией.

 

1.1 Связь с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями, практиками, научно-исследовательской работой (НИР) в соответствии с ОПОП.

Дисциплина «Специальная психология» входит в блок обязательных дисциплин для подготовки специалистов психологии.

Учебным планом очной формы обучения предусмотрено 216 часов (6 ЗЕТ) для освоения дисциплины, из них 68 часа – аудиторных (34 лекц., 34 практ.). Форма контроля знаний – экзамен, курсовая работа.

       Для успешного освоения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Общая психология», «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Введение в клиническую психологию: основы нейро- и патопсихологии», «Психофизиология», «Анатомия и физиология ЦНС».

       Успешное освоение дисциплины «Специальная психология» будет способствовать эффективному усвоению последующих дисциплин, практик, НИР: «Дифференциальная психология», «Патопсихология», «Психология отклоняющегося поведения».

Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре очной формы обучения.

 

2. Компетенции обучающегося,формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы: готовностью квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК-8);

готовностью сопровождать инновации, направленные на повышение качества жизни, психологического благополучия и здоровья людей (ПК-14);

Овладение способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях (ПСК-3.1).

 

Тематический план практических (семинарских) занятий по дисциплине «Специальная психология» для специалистов очной формы обучения

Семинар 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. (2 ч.)

1. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи.

2. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами.

3. Основные принципы специальной спихологии (единства сознания и деятельности, комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа).

4. Методы специальной психологии.

5. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.:Флинта, 2010. Тема 1

5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Рздел 1, Глава 1-2

 

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2

4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002.Глава1

 

 

Литература

 

1. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006.Глава 2

2. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Тема 1-4

3. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2-3

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, Глава 3

5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Раздел 1, Часть 1, Глава 3-4

6. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001. Глава 1-2

7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002. Глава 1

 

Литература

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, 3

2. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 1, Тема 1,2

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2, Тема 7-8

5. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, Тема 1.

6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Составитель Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

7. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. 2005. Раздел 4-5

8. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Тема 1

9. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 2

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 4

11. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 1-3

 

Литература

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 2, 3

2. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 1

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2

5. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, Тема 1.

6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Составитель Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

7. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. 2005. Раздел 4-5

8. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Тема 1

9. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 2

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 4

11. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 1-3

 

 

Литература

 

1. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Хомской Е.Д. М.: МПСИ, 2004. Раздел 2

2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 3

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 5

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010.Тема 18

5. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 3

6. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003. Глава 15

7. Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. М.:Академия, 2006. Раздел 3

8. Лурия А. Р., Юдович Ф. Л. Речь и развитие психических процессов. М.,1956. Раздел 2

9. Потемкина О. Ф., Усанова О. II., Романова Е. С. Психологическая диагностика личности в норме и патологии. М., 1990. Тема 4

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 3

11. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001. Глава 3

 

 

Литература

 

1. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Хомской Е.Д. М.: МПСИ, 2004. Раздел 2

2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 3

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 5

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010.Тема 18

5. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 3

6. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003. Глава 15

7. Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. М.:Академия, 2006. Раздел 3

8. Лурия А. Р., Юдович Ф. Л. Речь и развитие психических процессов. М.,1956. Раздел 2

9. Потемкина О. Ф., Усанова О. II., Романова Е. С. Психологическая диагностика личности в норме и патологии. М., 1990. Тема 4

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 3

11. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001. Глава 3

 

Литература

 

1. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 1, Тема 1,2

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

3. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010. Глава 2, Тема 7-8

4. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, Тема 1.

5. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Составитель Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

6. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. 2005. Раздел 4-5

7. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Тема 1

8. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 4

10. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 1-3

 

Литература

 

1. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Хомской Е.Д. М.: МПСИ, 2004.    Раздел 2

2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПБ.: Питер, 2006. Глава 3

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011. Глава 5

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.: Флинта, 2010.Тема 18

5. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 3

6. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научи. Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003. Глава 15

7. Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. М.:Академия, 2006. Раздел 3

8. Лурия А. Р., Юдович Ф. Л. Речь и развитие психических процессов. М.,1956. Раздел 2

9. Потемкина О. Ф., Усанова О. II., Романова Е. С. Психологическая диагностика личности в норме и патологии. М., 1990. Тема 4

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте. М., 2002. Глава 3

11. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001. Глава 3

Литература

1. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 2 глава 1-4

2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. Часть 2, Глава 6

3. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2002. Раздел 2

4. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Глава 6,7.9

5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. Раздел 2

6. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование.

7. Хухлаева О.В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. Раздел 2, Глава 1,2

 

Литература

1. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 2 глава 1-4

2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. Часть 2, Глава 6

3. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2002. Раздел 2

4. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Глава 6,7.9

5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. Раздел 2

6. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование.

7. Хухлаева О.В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. Раздел 2, Глава 1,2

Литература

 

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Раздел 5

2. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2006. Часть 2 глава 1-4

3. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. Часть 2, Глава 6

4. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2002. Раздел 2

5. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. О. Н. Усановой, Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя. М, 1995. Глава 6,7.9

6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. Раздел 2

7. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование.

8. Хухлаева О.В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. Раздел 2, Глава 1,2

 

 

Самостоятельная работа студентов (СРС):

- реферирование первоисточников;

- компьютерная презентация;

- подготовка к практическим и семинарским занятиям;

- курсовая работа;

- подготовка к текущему, промежуточному и итоговому контролю.

 

Планирование и организация времени

С целью оптимальной организации учебного процесса и самостоятельной работы студентам необходимо ознакомиться с требованиями по подготовке к семинарским занятиям, лекциям, а также различного рода формам самостоятельной работы.

       В ходе подготовке к лекциям магистранту необходимо повторить предыдущий материал по дисциплинам «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Анатомия и физиология ЦНС» и проч., а также ознакомиться рабочей программой дисциплины. 

           

 

Работа с литературой

Для подготовки к лекциям, семинарам, написанию контрольной работы, зачету необходимо пользоваться соответствующей учебно-научной литературой, имеющейся в библиотеке ДГТУ, а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам психологической науки.

 

Примерные темы курсовых работ

1. Психологические особенности агрессивного поведения умственно отсталых подростков.

2. Изучение тревожности у детей с недостатками в развитии.

3. Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с задержкой психического развития.

4. Изучение образа Я у младших школьников с задержкой психического развития в традиционных и коррекционных условиях обучения.

5. Влияние индивидуально-психологических особенностей детей с недостатками развития на их конфликтное поведение.

6. Изучение эмпатических способностей у детей с нарушениями слуха.

7. Психологические особенности внимания при нарушениях зрения.

8. Система психологической службы в специальных образовательных учреждениях.

9. Психологические особенности эмоциональной сферы у детей с недостатками интеллекта.

10. Изучение психологических особенностей речевого развития у детей с задержкой психического развития.

11. Влияние особенностей типа воспитания в семье на самооценку и уровень притязаний ребёнка с ограниченными возможностями.

12. Отношение общества к детям с недостатками в развитии.

13. Особенности эмоционального развития ребёнка с нарушением зрения.

14. Гендерные различия ценностных ориентаций учащихся с недостатками интеллекта.

15. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).

16. Влияние эмоций на проявление самооценки в дошкольном возрасте (младшем школьном, подростковом, юношеском).

17. Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях зрения.

18.  Особенности формирования высших психических функций в условиях дефицита визуальной информации.

19.  Особенности перестройки функциональных мозговых систем при различных нарушениях зрения.

20.  Коррекционное значение продуктивных видов деятельности для развития ребенка с нарушенным зрением: изобразительной деятельности, конструирования, лепки.

21. Основные направления социально-психологической и трудовой реабилитации лиц с нарушением зрительной функции.

22. Нарушения развития мышления у детей с дизартриями.

23. Недостатки эмоционально-волевой сферы детей при заикании.

24. Формирование коммуникативных навыков в условиях тахилалии.

25. Психологические особенности агрессивного поведения подростков с нарушенным слухом.

26. Изучение тревожности у слабослышащих детей.

27. Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки учащихся с нарушенным слухом.

28. Изучение образа Я у младших школьников с нарушенным слухом.

29. Изучение эмпатических способностей у детей с нарушениями слуха.

30. Гендерные различия ценностных ориентаций учащихся с нарушенным слухом.

31. Психологические особенности межличностных отношений у учащихся с задержкой психического развития с нарушенным слухом.

32. Особенности психолого-педагогического обследования дошкольников с двигательной патологией.

33.  Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, основные направления их подготовки к школе.

34. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением ОПДА.

35.  Самооценка детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

36. Возрастная динамика задержки психического развития у детей с различными формами ДЦП.

37.  Особенности мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом.

38. Особенности межличностных отношений у подростков с ДЦП и пути их психологической коррекции.

 

При оценке курсовой работы учитывается:

1. Научно-теоретический уровень содержания и теоретическая обоснованность темы.

2.Проявление навыков написания научно-исследовательской работы: умение самостоятельно работать с литературными источниками, выделять и анализировать ведущие концепции, грамотно оформлять библиографию.

3.Самостоятельная разработка методики психологического исследования.

4. Планомерный и систематический характер работы студента над темой.

5. Правильность оформления курсовой работы и своевременность ее сдачи. (см. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по «Организационной психологии». – Ростов - на - Дону, ДГТУ, 2016).

Подготовка к экзамену.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время перед экзаменом для систематизации знаний по дисциплине.

 

Вид текущей учебной работы Количество баллов
Реферирование первоисточников 10
Разработка мультимедийной презентации 10
Ответы на семинарских занятиях 30
Итого за семестр: 50
Экзамен 50
Итого: 50

 

Вопросы для самоконтроля

 

№ п/п № темы (из раздела 3.1) Перечень вопросов, оценочных материалов
1 2 3
1 1.1.Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами. Основные принципы специальной спихологии. Методы специальной психологии. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.  
2 1.2.Проблема компенсации в специальной психологии Виды и принципы компенсации при нарушении функций. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Теории компинсации психических функций ( Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации). Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского). Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации.
3 1.3.Психологические закономерности аномального развития ребенка. Распространенность атипий психического развития в популяции. Факторы риска и основные тенденции исследований психологических особенностей детей при отклонениях в развитии.  Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.  Нейробиологические нарушения при атипиях развития. Закономерности атипичного развития, их причины, механизмы и особенности выраженности.  Природа и основные характеристики общих и специфических закономерностей нормального и отклоняющегося развития.
4 1.4.Методы диагностики и коррекции при нарушениях развития Особенности применения методов сбора информации в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперемента. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития. Взаимосвязь развития речи и других психических при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст). Основные направления профилактики и психокоррекции нарушений развития. Понятие психологической оценки (понимание задачи и инструкции, способы выполнения заданий и их результативность, фиксация и коррекция ошибок ребенком, виды помощи взрослого).  Технологии проведения психологического обследования. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием психолого – педагогического наблюдения. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР. Изучение особенностей личности детей с нарушениями слуха и зрения. Экспериментальное исследование детей с СДВГ. Методы диагностики дисгармоничного развития. Методы работы с детьми имеющими сложные нарушения.  Методы работы с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.
5 2.1.Психология детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Понятие «умственная отсталость». Формы умственной отсталости. Причины возникновения умственной отсталости. Современные классификации умственной отсталости (по степени выраженности дефекта, по этиологии, с учетом времени повреждения мозга, по состоянию основных нервных процессов, по состоянию деятельности, по обучаемости). Особенности психического развития при олигофрении. Особенности физического развития умственно отсталых детей. Деменция. Причины. Виды. Понятие ЗПР. Причины возникновения. Классификация ЗПР. Психологическая характеристика детей с ЗПР. Дифференция ЗПР и умственной отсталости. Психологическая диагностика умственной отсталости и психического недоразвития. Особенности использования теста Векслера. Психокоррекционные технологии для детей с задержкой психического развития и детей с психическим недоразвитием.
6 2.2.Общая характеристика детей с искаженным психическим развитием. Аутизм. Предмет и задачи психологии детей с РДА. Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма. Взгляды на природу детского аутизма. Изменение проявлений раннего детского аутизма с возрастом. Асинхрония развития аутичных детей.  Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Психологические особенности детей с СДВГ. Эксперементальное исследование детей с СДВГ.  Особенности коррекционно – развивающей программы для детей при РДА и СДВГ.
7 2.3. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями Предмет и задачи сурдопсихологии. Классификация нарушений слуха. Причины нарушений слуха. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом.  Возможности развития детей с нарушением слуха. Предмет и задачи тифлопсихологии. Классификация нарушений зрения. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Возможности развития детей с нарушением зрения.
8 2.4.Общая характеристика детей с нарушениями речи Предмет и задачи логопсихологии.  Понятие речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.
9 2.5. Психология детей с нарушениями опорно– двигательного аппарата Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата. Структура, симптоматика, этиология нарушения. Формы ДЦП. Психологические особенности детей с нарушениями ОДА. Особенности личности детей с нарушениями ОДА. Методы работы с детьми, имеющими нарушения функций ОДА.
10 2.6. Психология детей с множественными нарушениями развития Понятие и причины сложных нарушений развития. Классификация детей со сложными нарушениями развития. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.  Развитие психики слепоглухонемых. Изучение особенностей личности детей со сложными нарушениями развития. Методы работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития.
11 2.7.Асинхронного развитие (искаженное и дисгармоничное развитие Дисгармоничное развитие. Искаженное развитие. Причины дисгармоничного развития личности. Психопатия как форма дисгармонии личности. Акцентуация личности. Неврозы у детей и подростков. Понятие невроза. Формы. Основные формы и методы психологической коррекции дисгармонического развития личности.
12 2.8.Этапы деятельности психолога и оценка результатов изучения ребенка Сферы деятельности специального психолога. Основные положения проведения психологического обследования. Психологический анамнез и его основные разделы. Технологии составления заключения по результатам психологического обследования. Психолого-медико-педагогического консилиум: его цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения. Особенности семейного воспитания детей с проблемами в развитии.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Специальная психология»

1. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи.

2. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами.

3. Основные принципы специальной спихологии.

4. Методы специальной психологии.

5. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.

6. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

7. Теории компинсации психических функций ( Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации).

8. Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского).

9. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации.

10. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации

11. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития.

12. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.

13. Закономерности атипичного развития, их причины, механизмы и особенности выраженности.

14. Особенности применения методов сбора информации в специальной психологии: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности.

15. Специфика проведения эксперимента в специальной психологии. Достоинства обучающего эксперемента.

16. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития.

17. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах (до 1-го года жизни, 2-3 год, 3-7 дошкольный возраст

18. Особенности составления психологического заключения по материалам изучения мышления и речи.

19. Психокоррекционные технологии для детей с ЗПР.

20. Экспериментальное исследование детей с СДВГ.

21. Методы диагностики дисгармоничного развития.

22. Методы работы с детьми имеющими сложные нарушения.

23. Методы работы с детьми имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата. Понятие «умственная отсталость».

24. Формы умственной отсталости. Причины возникновения умственной отсталости.

25. Особенности психического развития при олигофрении.

26. Особенности физического развития умственно отсталых детей.

27. Деменция. Причины. Виды.

28. Понятие ЗПР. Причины возникновения.

29. Классификация ЗПР.

30. Дифференция ЗПР и умственной отсталости.

31. Психологическая диагностика умственной отсталости и психического недоразвития. Особенности использования теста Векслера.

32. Предмет и задачи психологии детей с РДА.

33. Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма.

34. Взгляды на природу детского аутизма.

35. Изменение проявлений раннего детского аутизма с возрастом. Асинхрония развития аутичных детей.

36.  Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

37. Психологические особенности детей с СДВГ.

38. Эксперементальное исследование детей с СДВГ.

39. Предмет и задачи сурдопсихологии. Классификация нарушений слуха.

40. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом.

41. Возможности развития детей с нарушением слуха.

42. Предмет и задачи тифлопсихологии. Классификация нарушений зрения. Причины нарушений зрения.

43. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением.

44. Предмет и задачи логопсихологии. Понятие речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений.

45. Классификация речевых нарушений.

46. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата. Формы ДЦП.

47. Психологические особенности детей с нарушениями ОДА.

48. Понятие и причины сложных нарушений развития.

49. Классификация детей со сложными нарушениями развития.

50. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

51.  Развитие психики слепоглухонемых.

52. Дисгармоничное развитие. Причины дисгармоничного развития личности.

53. Психопатия как форма дисгармонии личности.

54. Акцентуация личности.

55. Неврозы у детей и подростков. Понятие невроза. Формы.

56. Основные формы и методы психологической коррекции дисгармонического развития личности.

57.  Основные положения проведения психологического обследования.

58. Психологический анамнез и его основные разделы.

59. Составления заключения по результатам психологического обследования.

60. Психолого-медико-педагогического консилиум: его цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.

61. Особенности семейного воспитания детей с проблемами в развитии

 

Уровни и критерии оценки результатов освоения дисциплины «Специальная психология» и сформированности компетенций

 

 

Уровни

Критерии выполнения заданий ОС Итоговый семестровый балл[1] Итоговая оценка

Недостаточный

Имеет представление о содержании дисциплины, но не знает основные положения (темы, разделы, законы и т.д.), к которому относится задание, не способен выполнить задание с очевидным решением, не владеет категориальным аппаратом дисциплины и навыками проведения элементарной диагностической процедуры. Менее 41 Неудовлетворительно (не зачет)

Базовый

Знает и воспроизводит основные положения дисциплины, может рассказать о содержании ее основных разделов и дать определения основных рассматриваемых категорий, знаком с основными диагностическими приемами, но не владеет самостоятельными навыками проведения диагностики. 41 -60 Удовлетворительно (зачет)

Повышенный

ПУ 1 Знает, понимает основные положения дисциплины, демонстрирует умение применять их в практической диагностической работе, знаком с основными диагностическими приемами, владеет самостоятельными навыками проведения диагностики. Анализирует полученные в исследовании данные, устанавливает связи между ними.   61 -80 Хорошо
ПУ 2 Знает, понимает основные положения дисциплины, демонстрирует умение применять их в практической диагностической работе, знаком с основными диагностическими приемами, владеет самостоятельными навыками разработки, планирования и проведения новых диагностических приемов. Анализирует полученные в исследовании данные, устанавливает связи между ними, способен выдвинуть идею и презентовать свой проект. 81 - 100 Отлично

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет «Психология, педагогика и дефектология»

Кафедра «Психофизиология и клиническая психология»

           


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению курса

 «Специальная психология»

                                                        

Ростов-на-Дону

2018

Составитель: к.психол.н. Крючкова А. С.

 

Методические рекомендации содержат: введение, тематический план семинарских занятий, темы курсовых работ, вопросы к экзамену, перечень вопросов для самоконтроля, информационно – методическое обеспечение.


 



ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Цели и задачи дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Специальная психология» являются формирование у студентов специальности 37.04.01 «Психология» системы профессиональных знаний в области специальной психологии путем изучения базовых представлений о закономерностях и механизмах развития психики детей в условиях нарушенного развития, а также изменениях в психике, которые происходят в процессе коррекционной работы специалистов.

                                       

Задачи:

1) Овладеть категориальным аппаратом  специальной психологии.

2) Рассмотреть основные положения специальной психологии, ее методологию, взгляды на особенности атипичного развития с позиции различных психологических школ и направлений.

3) Ознакомить с развитием проблем специальной психологии в отечественной и зарубежной науке, ее связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.  

4) Изучить основные закономерности развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии.

5) Выделить основные причины атипичного развития детей и пути их предотвращения

6) Проанализировать  обусловленность атипий нарушением мозговых процессов

7) Изучить методы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, используемые современной специальной психологией.

 

1.1 Связь с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями, практиками, научно-исследовательской работой (НИР) в соответствии с ОПОП.

Дисциплина «Специальная психология» входит в блок обязательных дисциплин для подготовки специалистов психологии.

Учебным планом очной формы обучения предусмотрено 216 часов (6 ЗЕТ) для освоения дисциплины, из них 68 часа – аудиторных (34 лекц., 34 практ.). Форма контроля знаний – экзамен, курсовая работа.

       Для успешного освоения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Общая психология», «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Введение в клиническую психологию: основы нейро- и патопсихологии», «Психофизиология», «Анатомия и физиология ЦНС».

       Успешное освоение дисциплины «Специальная психология» будет способствовать эффективному усвоению последующих дисциплин, практик, НИР: «Дифференциальная психология», «Патопсихология», «Психология отклоняющегося поведения».

Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре очной формы обучения.

 

2. Компетенции обучающегося,формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы: готовностью квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК-8);

готовностью сопровождать инновации, направленные на повышение качества жизни, психологического благополучия и здоровья людей (ПК-14);

Овладение способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях (ПСК-3.1).

 

Тематический план практических (семинарских) занятий по дисциплине «Специальная психология» для специалистов очной формы обучения

Семинар 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. (2 ч.)

1. Специальная психология как наука ее предмет, обьект и задачи.

2. Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими дисциплинами.

3. Основные принципы специальной спихологии (единства сознания и деятельности, комплексности, системного структурно-динамического изучения, качественного анализа).

4. Методы специальной психологии.

5. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. М.:Флинта, 2010. Тема 1

5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2010. Рздел 1, Глава 1-2

 

Семинар 2. Проблема компенсации в специальной психологии. (2 ч.)

1. Виды и принципы компенсации при нарушении функций.

2. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

3. Теории компенсации психических функций ( Л.С. Выготский, Лурия о дефекте и компенсации).

4. Проблемы компенсации психических функций в трудах отечественных психологов (Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского).

5. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова как естественно – научная основа компенсации.

6. Стадии возрастной периодизации и стадии развития процессов компенсации.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

2. Усанова О.Н. Специальная психология.СПБ.: Питер, 2006. Глава 1

3. Ридецкая О.Г. Специальная психология. M.: Евразийский открытый институт, 2011.Тема 1-2

4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002.Глава1

 

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 217.