14. Для реализации экологической политики на законодательном уровне в РФ
Создан специальный комитет со сходным названием | |
Работают два комитета: 1) по экологии; 2) по природным ресурсам |
15. Выберите правильный вариант ответа. Глобальными экологическими проблемами по версии ЮНЕП являются
Деградация земельных ресурсов, Изменение климата, Опустынивание, Сокращение площади лесов | |
Загрязнение вод мирового океана, Сокращение биологического разнообразия, Перенаселение |
5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа включает, как правило, разработку и написание практических работ, подготовку к практическим занятиям.
Работа с литературой предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку докладов, рефератов и других творческих заданий.
При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении практических работ, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы.
В процессе самостоятельной учебной деятельности формируются умения: анализировать свои познавательные возможности и планировать свою познавательную деятельность; работать с источниками информации: текстами, таблицами, схемами; анализировать полученную учебную информацию, делать выводы; анализировать и контролировать свои учебные действия; самостоятельно контролировать полученные знания.
5.3. Промежуточный контроль.
Зачет после 2 семестра. К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.
Перечень вопросов к зачету:
1. Основные этапы развития экологии
2. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.
3. Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и прикладная научная дисциплина.
4. Основные подходы к исследованиям в области экологии и природопользования
5. Структура сообщества и биоценоза. Понятие экологической ниши и лицензии.
6. Экологические факторы и закономерности адаптации к ним организмов. Основные закономерности влияния экологических факторов на разных уровнях организации живого.
7. Основные законы функционирования экосистем.
8. Специфика воздействия антропогенных факторов на организмы и сообщества. Пределы устойчивости биологических систем различного уровня. Механизмы адаптации к стрессовым воздействиям среды.
9. Восстановление естественных экосистем после их разрушения. Основные подходы к моделированию экологических процессов.
10. Происхождение планеты Земля и ее основные астрономические особенности. Формирование биосферы, основные этапы ее эволюции. Совместная эволюция литосферы, атмосферы и гидросферы под влиянием живого.
11. Круговороты основных биогенных элементов и их роль в поддержании стабильности биосферы. Гомеостаз биосферы и ее стабильность.
12. Функциональная целостность биосферы. Энергетический баланс Земли.
13. Представления о биосфере П. Тейяра де Шардена и Э. Леруа. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
14. Панбиосферная парадигма и основные следствия из нее. Работы Я.И. Старобогатова о авторегуляции процесса эволюции. Представления В.Ф. Левченко о канализирующих факторах эволюции биосферы.
15. Гипотеза Геи Джеймса Лавлока и ее критика. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.
16. Соотношение понятий стабильности и устойчивости биологических систем. Энергетический и термодинамический подходы к оценке устойчивости биосферы. Принцип Ле Шателье-Брауна для саморегулирующихся систем и защитная реакция биосферы.
17. Устойчивость экологических систем и синергетика. Необратимость процессов и самоорганизация в естественных системах (по работам И. Р. Пригожина).
18. Учение о ноосфере. Концепция устойчивого развития биосферы и ноосферный подход.
19. Уровни изучения биологического разнообразия. Основные законы формирования биологического разнообразия, роль географических факторов.
20. Видовое разнообразие. Современные оценки видового и таксономического разнообразия. Анализ существующего соотношения крупных таксонов и количества видов в водной и наземной средах обитания.
21. Основные причины изменения биологического разнообразия.
22. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы и его ценность для человечества. Принципы и подходы к сохранению биоразнообразия.
23. Международные и национальные стратегии сохранения биоразнообразия. Формирование сети охраняемых территорий на международном и национальном уровнях
24. Мониторинг биологического разнообразия. Основные проблемы сохранения биоразнообразия в России.
25. Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). Факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации ПРП; ландшафтная обусловленность ПРП. Природная, экономическая и технологическая лимитированность освоения ПРП.
26. Представления А.И. Воейкова о "ёмкости Земли для человека". Причинно-следственные связи между истощением природно-ресурсного потенциала и возникновением кризисных ситуаций в природопользовании и жизнеобеспечении общества.
27. Основные причины возникновения глобальных экологических проблем.
28. Представления К. Лоранца о социальных и биологических причинах глобальных проблем человечества. «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».
29. Загрязнение окружающей среды. Классификации основные загрязняющих веществ и источников загрязнения.
30. Энергетическая проблема человечества и экологические последствия использования традиционных способов получения энергии.
31. Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга.
32. Международное сотрудничество в области устойчивого развития человечества.
33. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности. Десятилетие ООН "Образование для устойчивого развития" (2005-2014).
34. Роль общественных экологических движений в решении глобальных экологических проблем.
Образец вопросов к зачету:
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГГМУ)
Экологический факультет
ЗАЧЕТ ПО КУРСУ «Методы полевых экологических исследований»
по направлению подготовки 05.04.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
БИЛЕТ № 1
1. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.
2. Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. ГЕО-4: Глобальная экологическая перспектива 4. ЮНЕП, 2007. 572 с.
2. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Издательство Московского университета, 2007. 624 с.
3. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России, М., Товарищество науч. изд. КМК, 2006.
4. Современные проблемы экологии и природопользования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авторы-составители Т.Г. Зеленская, И.О. Лысенко, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 124 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514687
б) дополнительная литература:
1. Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелс Т. Ведение в химию окружающей среды. М.: Мир, 1999 - 271 с.
2. Белозерский Г.Н. Ведение в глобальную экологию. Учебник. СПб.: С.-Петербургского университета, 2001. 461 с.
3. Браун Л. Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М.: «Вест мир», 2003. 391 с.
4. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977, 327с.
5. ВайцзеккерЭ.У., Харгроуз К., Смит М. и др. Фактор 5. Формула устойчивого роста: Доклад римскому клубу. М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2013. 368 с.
6. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Под ред. Р. К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2004
7. Галимов Э.М. Феномен жизни: Между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 256 с.
8. Заварзин Г.А. Лекции по природоведческой микробиологии. М.: «Наука», 2003, 348 с.
9. Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. 431 с.
10. Левин А.С. Введение в общую экологию. Силлламяэ, 1998, 315 с.
11. Левченко В.Ф. Биосфера: Этапы жизни. СПб.: «Свое издательство», 2012, 264 с.
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. С 7 – 86.
12. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. 30 лет спустя: Учебное пособие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Пангея, 2007. 342 с.
13. Методология формирования моделей взаимодействия человека с окружающей средой : монография / В.М. Пищулов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 218 с. Режим доступа: http:// znanium.com/catalog.php?bookinfo=924685
14. Одум Ю. Экология, в двух томах, 1986.
15. Проблемы зарождения и эволюции биосферы / Под ред. Э.М. Галимова. М.: Либроком, 2008. 552 с.
16. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства / О.И. Крассов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 816 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=505325
17. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человека: Концептуальная экология. М.: ИЦ «Россия молодая», 1992, 367с.
18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987, 242 с.
19. Фолсом К. Происхождение жизни. Маленький теплый водоем. М. – Ижевск: НИЦ»Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 160 с.
20. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум (под ред. В.Г.Сурдина, Н.С. Кардашева и Л.М. Гиндилиса) — М.: АНО Журнал «Экология и жизнь», 2006. 312 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., ВИНИТИ, 1995 470 с. – http://www.bioticregulation.ru/pubs/pubs5_r.php
2. Сайт Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – http://www.unep.org/geo
3. Сайт российского национального комитета содействия Программ ООН по окружающей среде НП «ЮНЕПКОМ» – http://www.unepcom.ru/
4. GEO5 Глобальная экологическая перспектива – 5 – http://www.unep.org/geo/pdfs/geo5/GEO5_report_full_en.pdf
5. Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ – http://www.mnr.gov.ru/
6. Информационно-справочная система "ООПТ России" – http://oopt.info/
7. Всемирный фонд дикой природы (WWF) – http:// www.wwf.ru/
8. Электронная библиотека «Природа России» – http://www.priroda.ru/lib/
9. Справочный портал BioDat (создан в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия России») – http://www.biodat.ru
10. Сайт журнала «Экология и жизнь» –http://www.ecolife.ru
11. Сайт Научного центра «Охрана биоразнообразия» – http://www.ecoexpertcenter.ru/
12. Конвенции о биологическом разнообразии РФ - http://www.ruschm.ru
13. Нормативно-правовая база данных Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/;
14. Нормативно-правовая база данных Гарант – http://www.garant.ru/.
15. Интернет-ресурс Яндекс карты: https://yandex.ru/maps
16. Интернет-ресурс Google maps: https://maps.google.ru/
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекции | В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки основных дефиниций, законов, процессов, явлений. Подробно записывать математические выводы формул. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. После лекций рекомендуется: 1) проверить термины и понятия, введенные в лекциях, с помощью энциклопедий, словарей, справочников; 2) выявить материалы, которые вызывают трудности в понимании, и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и задать их преподавателю на практическом занятии. |
Практические занятия | Практическое занятие − это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную литературу, обращая внимание на практическое применение теории. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается. |
Внеаудиторная работа | Представляет собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует самостоятельно. Самостоятельная работа студентов включает: − самостоятельное изучение разделов дисциплины; – подготовка к практическим занятиям, разработка и написание практических работ; − выполнение дополнительных индивидуальных творческих заданий; − подготовку рефератов, сообщений и докладов. |
Подготовка к зачету | Зачет служит формой проверки усвоения материала практических занятий, выполнения студентами практических работ и других заданий текущего контроля. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы. |
8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Тема (раздел) дисциплины | Образовательные и информационные технологии | Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем |
Введение | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | OpenOffice |
Основные экологические закономерности | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Нормативно-правовая база данных Консультант, Гарант |
Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
Биологическое разнообразие: основные пути сохранения | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения | лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов | Open Office, Нормативно-правовая база данных Консультант, Гарант, Яндекс-карты, Google maps |
Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Компьютер для демонстрации презентаций с использованием проекционного оборудования. Читальные залы библиотеки для самостоятельной работы студентов, оборудованные вычислительной техникой, доступом к сети Интернет и электронно-библиотечным системам.
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:
- лекции-визуализации;
- на занятиях дискуссиях выступления студентов с докладами сопровождаются соответствующими слайд-презентациями;
- для работы с нормативно-правовыми актами в ходе практических занятий используется выход через Интернет на электронные ресурсы СПС Консультант Плюс (http://www.consultant.ru/) или СПС Гарант (http://www.garant.ru/).
Организация взаимодействия преподавателя со студентами для осуществления консультационной работы по подготовке к практическим занятиям и подбору необходимой литературы, помимо консультаций в аудитории и на кафедре, осуществляется посредством электронной почты.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 200.