Дидактическая единица: Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

14. Для реализации экологической политики на законодательном уровне в РФ

Создан специальный комитет со сходным названием  
Работают два комитета: 1) по экологии; 2) по природным ресурсам  

 

15. Выберите правильный вариант ответа. Глобальными экологическими проблемами по версии ЮНЕП являются

 

Деградация земельных ресурсов, Изменение климата, Опустынивание, Сокращение площади лесов  
Загрязнение вод мирового океана, Сокращение биологического разнообразия, Перенаселение  

 

5.2. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа включает, как правило, разработку и написание практических работ, подготовку к практическим занятиям.

Работа с литературой предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку докладов, рефератов и других творческих заданий.

При самостоятельной работе над разделами дисциплины, при выполнении практических работ, при подготовке к тестам, дискуссиям и к промежуточному контролю студент должен изучить соответствующие разделы основной и вспомогательной литературы по дисциплине, а также использовать указанные в перечне интернет-ресурсы.

В процессе самостоятельной учебной деятельности формируются умения: анализировать свои познавательные возможности и планировать свою познавательную деятельность; работать с источниками информации: текстами, таблицами, схемами; анализировать полученную учебную информацию, делать выводы; анализировать и контролировать свои учебные действия; самостоятельно контролировать полученные знания.

 

5.3. Промежуточный контроль.

 

Зачет после 2 семестра. К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

Перечень вопросов к зачету:

1. Основные этапы развития экологии

2. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.

3. Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и прикладная научная дисциплина.

4. Основные подходы к исследованиям в области экологии и природопользования

5. Структура сообщества и биоценоза. Понятие экологической ниши и лицензии. 

6. Экологические факторы и закономерности адаптации к ним организмов. Основные закономерности влияния экологических факторов на разных уровнях организации живого.

7. Основные законы функционирования экосистем.

8. Специфика воздействия антропогенных факторов на организмы и сообщества. Пределы устойчивости биологических систем различного уровня. Механизмы адаптации к стрессовым воздействиям среды.

9. Восстановление естественных экосистем после их разрушения. Основные подходы к моделированию экологических процессов.

10. Происхождение планеты Земля и ее основные астрономические особенности. Формирование биосферы, основные этапы ее эволюции. Совместная эволюция литосферы, атмосферы и гидросферы под влиянием живого.

11. Круговороты основных биогенных элементов и их роль в поддержании стабильности биосферы. Гомеостаз биосферы и ее стабильность.

12. Функциональная целостность биосферы. Энергетический баланс Земли.

13. Представления о биосфере П. Тейяра де Шардена и Э. Леруа. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

14. Панбиосферная парадигма и основные следствия из нее. Работы Я.И. Старобогатова о авторегуляции процесса эволюции. Представления В.Ф. Левченко о канализирующих факторах эволюции биосферы.

15. Гипотеза Геи Джеймса Лавлока и ее критика. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.

16. Соотношение понятий стабильности и устойчивости биологических систем. Энергетический и термодинамический подходы к оценке устойчивости биосферы. Принцип Ле Шателье-Брауна для саморегулирующихся систем и защитная реакция биосферы.

17. Устойчивость экологических систем и синергетика. Необратимость процессов и самоорганизация в естественных системах (по работам И. Р. Пригожина).

18. Учение о ноосфере. Концепция устойчивого развития биосферы и ноосферный подход.

19. Уровни изучения биологического разнообразия. Основные законы формирования биологического разнообразия, роль географических факторов.

20. Видовое разнообразие. Современные оценки видового и таксономического разнообразия. Анализ существующего соотношения крупных таксонов и количества видов в водной и наземной средах обитания.

21. Основные причины изменения биологического разнообразия.

22. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы и его ценность для человечества. Принципы и подходы к сохранению биоразнообразия.

23. Международные и национальные стратегии сохранения биоразнообразия. Формирование сети охраняемых территорий на международном и национальном уровнях

24. Мониторинг биологического разнообразия. Основные проблемы сохранения биоразнообразия в России.

25. Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). Факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации ПРП; ландшафтная обус­ловленность ПРП. Природная, экономическая и технологическая лимитированность освоения ПРП.

26. Представления А.И. Воейкова о "ёмкости Земли для человека". Причинно-следственные связи между истощением природно-ресурсного потенциала и возникновением кризисных ситуаций в природопользовании и жизнеобеспечении общества.

27. Основные причины возникновения глобальных экологических проблем.

28. Представления К. Лоранца о социальных и биологических причинах глобальных проблем человечества. «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».

29. Загрязнение окружающей среды. Классификации основные загрязняющих веществ и источников загрязнения.

30. Энергетическая проблема человечества и экологические последствия использования традиционных способов получения энергии.

31. Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга.  

32. Международное сотрудничество в области устойчивого развития человечества.

33. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности. Десятилетие ООН "Образование для устойчивого развития" (2005-2014).

34. Роль общественных экологических движений в решении глобальных экологических проблем.

Образец вопросов к зачету:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГГМУ)

Экологический факультет

ЗАЧЕТ ПО КУРСУ «Методы полевых экологических исследований»

по направлению подготовки 05.04.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

 

БИЛЕТ № 1

1.  Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.

2.  Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

 

1. ГЕО-4: Глобальная экологическая перспектива 4. ЮНЕП, 2007. 572 с.

2. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Издательство Московского университета, 2007. 624 с.

3. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России, М., Товарищество науч. изд. КМК, 2006.

4. Современные проблемы экологии и природопользования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авторы-составители Т.Г. Зеленская, И.О. Лысенко, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 124 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514687

б) дополнительная литература:

1. Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелс Т. Ведение в химию окружающей среды. М.: Мир, 1999 - 271 с.

2. Белозерский Г.Н. Ведение в глобальную экологию. Учебник. СПб.: С.-Петербургского университета, 2001. 461 с.

3. Браун Л. Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М.: «Вест мир», 2003. 391 с.

4. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977, 327с.

5. ВайцзеккерЭ.У., Харгроуз К., Смит М. и др. Фактор 5. Формула устойчивого роста: Доклад римскому клубу. М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2013. 368 с.

6. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Под ред. Р. К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2004

7. Галимов Э.М. Феномен жизни: Между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,  2009. 256 с.

8. Заварзин Г.А. Лекции по природоведческой микробиологии. М.: «Наука», 2003, 348 с.

9. Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. 431 с.

10. Левин А.С. Введение в общую экологию. Силлламяэ, 1998, 315 с.

11. Левченко В.Ф. Биосфера: Этапы жизни. СПб.: «Свое издательство», 2012, 264 с.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. С 7 – 86.

12. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. 30 лет спустя: Учебное пособие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Пангея, 2007. 342 с.

13. Методология формирования моделей взаимодействия человека с окружающей средой : монография / В.М. Пищулов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 218 с. Режим доступа: http:// znanium.com/catalog.php?bookinfo=924685

14. Одум Ю. Экология, в двух томах, 1986.

15. Проблемы зарождения и эволюции биосферы / Под ред. Э.М. Галимова. М.: Либроком, 2008. 552 с.

16. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства / О.И. Крассов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 816 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=505325

17. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человека: Концептуальная экология. М.: ИЦ «Россия молодая», 1992, 367с.

18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987, 242 с.

19. Фолсом К. Происхождение жизни. Маленький теплый водоем. М. – Ижевск: НИЦ»Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 160 с.

20. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум (под ред. В.Г.Сурдина, Н.С. Кардашева и Л.М. Гиндилиса) — М.: АНО Журнал «Экология и жизнь», 2006. 312 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., ВИНИТИ, 1995 470 с. – http://www.bioticregulation.ru/pubs/pubs5_r.php

2. Сайт Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – http://www.unep.org/geo

3. Сайт российского национального комитета содействия Программ ООН по окружающей среде НП «ЮНЕПКОМ» – http://www.unepcom.ru/

4. GEO5 Глобальная экологическая перспектива – 5 – http://www.unep.org/geo/pdfs/geo5/GEO5_report_full_en.pdf

5. Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ – http://www.mnr.gov.ru/

6. Информационно-справочная система "ООПТ России" – http://oopt.info/

7. Всемирный фонд дикой природы (WWF) –  http:// www.wwf.ru/

8. Электронная библиотека «Природа России» – http://www.priroda.ru/lib/

9. Справочный портал BioDat (создан в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия России») – http://www.biodat.ru

10. Сайт журнала «Экология и жизнь» –http://www.ecolife.ru

11. Сайт Научного центра «Охрана биоразнообразия» – http://www.ecoexpertcenter.ru/

12. Конвенции о биологическом разнообразии РФ - http://www.ruschm.ru

13. Нормативно-правовая база данных Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/;

14. Нормативно-правовая база данных Гарант – http://www.garant.ru/.

15. Интернет-ресурс Яндекс карты: https://yandex.ru/maps

16. Интернет-ресурс Google maps: https://maps.google.ru/

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вид учебных занятий  Организация деятельности студента
Лекции В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки основных дефиниций, законов, процессов, явлений. Подробно записывать математические выводы формул. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. После лекций рекомендуется: 1) проверить термины и понятия, введенные в лекциях, с помощью энциклопедий, словарей, справочников; 2) выявить материалы, которые вызывают трудности в понимании, и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и задать их преподавателю на практическом занятии.
Практические занятия Практическое занятие − это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную литературу, обращая внимание на практическое применение теории. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.
Внеаудиторная работа Представляет собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует самостоятельно. Самостоятельная работа студентов включает: − самостоятельное изучение разделов дисциплины; – подготовка к практическим занятиям, разработка и написание практических работ; − выполнение дополнительных индивидуальных творческих заданий; − подготовку рефератов, сообщений и докладов.
Подготовка к зачету Зачет служит формой проверки усвоения материала практических занятий, выполнения студентами практических работ и других заданий текущего контроля. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы.

 

8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Тема (раздел) дисциплины Образовательные и информационные технологии Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Введение лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов OpenOffice
Основные экологические закономерности лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office, Нормативно-правовая база данных Консультант, Гарант
Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office, Яндекс-карты, Google maps
Биологическое разнообразие: основные пути сохранения лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office, Яндекс-карты, Google maps
Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office, Яндекс-карты, Google maps
Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов Open Office, Нормативно-правовая база данных Консультант, Гарант, Яндекс-карты, Google maps
Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов Open Office, Яндекс-карты, Google maps

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Компьютер для демонстрации презентаций с использованием проекционного оборудования. Читальные залы библиотеки для самостоятельной работы студентов, оборудованные вычислительной техникой, доступом к сети Интернет и электронно-библиотечным системам.

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:

- лекции-визуализации;

- на занятиях дискуссиях выступления студентов с докладами сопровождаются соответствующими слайд-презентациями;

- для работы с нормативно-правовыми актами в ходе практических занятий используется выход через Интернет на электронные ресурсы СПС Консультант Плюс (http://www.consultant.ru/) или СПС Гарант (http://www.garant.ru/).

Организация взаимодействия преподавателя со студентами для осуществления консультационной работы по подготовке к практическим занятиям и подбору необходимой литературы, помимо консультаций в аудитории и на кафедре, осуществляется посредством электронной почты.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 175.