Г лобальные экологические проблемы и основные пути их решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные причины возникновения экологических проблем. Научно-техническая революция, деградация биосферы и истощение ресурсов. Потребительское отношение человечества к биосфере.

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь. Общие черты глобальных проблем. Загрязнение окружающей среды. Классификации основные загрязняющих веществ и источников загрязнения. Энергетическая проблема и экологические последствия использования традиционных способов получения энергии. Продовольственная проблема и рост численности человечества. Индикаторы и индексы состояния среды. Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы использования системы глобального мониторинга. Система международной экологической безопасности.

Международное сотрудничество в области устойчивого развития человечества. От "Рио-92" к "Рио+20". Взаимодействие государства и гражданского общества в развитии экологического законодательства и практики его применения. Программы Организации объединенных наций. Проблема подготовки кадров и осуществления просветительско-образовательной политики. Роль экологического образования в формировании экологической нравственности. Десятилетие ООН "Образование для устойчивого развития" (2005-2014). Роль общественных экологических движений.

Инновационные технологии XXI века для рационального природопользования и устойчивого развития. Фактор 4 и Фактор 5. Формула устойчивого роста – концепция системного подхода к увеличению эффективности использования ресурсов. Правовой, государственный и экологический контроль использования возобновляемых ресурсов при сохранении биоразнообразия - необходимое условие устойчивого существования человечества.

 

4.3. Практические занятия, их содержание

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий Форма проведения Формируемые компетенции
1 1 Основные этапы развития экологии. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. устный опрос, дискуссия   ПК-1 ПК-6
2 1 Представления К. Лоранца о социальных и биологических причинах глобальных проблем человечества. дискуссия, обсуждение работ текущего контроля   ПК-1 ПК-6
3 2 Основные закономерности влияния экологических факторов на разных уровнях организации живого. Экологические особенности организмов различных таксономических групп. устный опрос, семинар ПК-1  
4 2 Специфика воздействия антропогенных факторов на организмы и сообщества и адаптации к ним. Пределы устойчивости биологических систем различного уровня. устный опрос ПК-1  
5 3 Происхождение планеты Земля. Формирование биосферы, основные этапы ее эволюции. Совместная эволюция литосферы, атмосферы и гидросферы под влиянием живого. устный опрос ПК-1  
6 3 Панбиосферная парадигма и основные следствия из нее. Представления о авторегуляции процесса эволюции (по работам Я.И. Старобогатова и В.Ф. Левченко). Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова. устный опрос, семинар, дискуссия   ПК-1
7 4 Основные законы формирования биологического разнообразия. Причины его изменения - эволюционный аспект. устный опрос, семинар ПК-1 ПК-6
8 4 Принципы и подходы к сохранению биологического разнообразия, его мониторинг. семинар, дискуссия   ПК-1 ПК-6
9 4 Международные и национальные стратегии сохранения биоразнообразия. семинар, дискуссия, обсуждение работ текущего контроля ПК-1 ПК-6
10 5 Энергетический и термодинамический подходы к оценке устойчивости биосферы. Принцип Ле Шателье-Брауна для саморегулирующихся систем и защитная реакция биосферы. устный опрос, семинар ПК-1 ПК-6
11 5 Воздействие человека на биосферу. Понятие об экологической безопасности. семинар, дискуссия ПК-1 ПК-6
12 5 Учение о ноосфере. Концепция устойчивого развития биосферы и ноосферный подход. семинар ПК-1 ПК-6
13 6 Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). устный опрос, семинар ПК-1 ПК-6
14 6 Природная, экономическая и технологическая лимитированность освоения ПРП. устный опрос, семинар ПК-1 ПК-6
15 7 Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь. Семинар в форме конференции ПК-1 ПК-6
16 7 Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга Семинар в форме конференции, дискуссия ПК-1 ПК-6
17 7 Международное сотрудничество в области устойчивого развития, программы ООН. Образование для устойчивого развития. Роль общественных организаций. Семинар в форме конференции, дискуссия ПК-1 ПК-6

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине.

Формами текущего контроля являются:

− экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия);

− проверка выполнения заданий на практические занятия;

– собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия;

– проверка отчётов по выполнению разноуровневых заданий, собеседование по теоретической части;

– доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий - реферат;

− письменное тестирование.

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию.

а). Описание разноуровневых заданий  текущего контроля

Задание творческого уровня (№1) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделам 1 - 2 , а так же к дискуссии и включает три вопроса. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Для ее подготовки необходимо внимательно ознакомиться с работой К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», а так же привлечь дополнительные источники для обоснования собственного мнения по поставленным вопросам.

Вариант вопросов:

1. Какие из «смертных грехов», рассмотренных в работе привели к возникновению и усугублению глобальных экологических проблем (Обоснуйте Ваш ответ)

2. Какие базовые экологические закономерности были нарушены, по мнению автора в процессе развития цивилизованного человечества. Может ли это привести к вымиранию человека, как биологического вида или к серьезным изменениям его биологических особенностей.

3. В процессе развития цивилизации, по мнению К. Лоренца, у современного человека произошли изменения целого ряда биологических и психологических особенностей. Это, по мнению автора, и порождает экологические проблемы человечества. Согласны ли Вы с К. Лоренцем. Обоснуйте свой ответ.

 

Задание репродуктивного уровня (№2) для текущего контроля раздела 4. Для выполнения работы студент должен самостоятельно провести анализ Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России. Для выполнения работы необходимо привлечь дополнительные источники. 

Вариант вопросов:

1. Перечислите основные особенности биоразнообразия в РФ. (Обязательно дайте определение).

2. Как реализуется концепция устойчивого развития при формировании Национальной Стратегии в РФ

3. Перечислите основные принципы и подходы к сохранению биоразнообразия

4. Сопоставьте эффективность основных социально - экономических  механизмов реализации стратегии в РФ

5. Дайте характеристику основных приоритетов действия на федеральном уровне. На каких критериях основываются эти приоритеты.

6. Как организован контроль эффективности выполнения программ в рамках данной стратегии.

Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Основные требования:

· Работа должна содержать формулировку (формулировки) понятия «биологическое разнообразие.

· В работе должны быть рассмотрены различные уровни формирования (и соответственно, изучения) биоразнообразия.

· Работа должна содержать описание основных принципов концепция устойчивого развития и их соответствие Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России.

· В заключении должны быть рассмотрены основные проблемы (по мнению автора), возникающие при реализации концепции.

 

Задание репродуктивного уровня (№3).  Работа  выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 7 , а так же к дискуссии. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Для ее подготовки необходимо внимательно ознакомиться с работой с Э. У. Вайцзеккера с соавторами «Фактор 5. Формула устойчивого роста: Доклад Римскому клубу».

Вариант вопросов:

1. Основные положения концепции устойчивого роста (концепции Фактора 5).

2. Какие возможности создаёт концепция Фактора 5 по преодолению противоречий между сохранением окружающей среды и развитием экономики.

3. Какие экономические инструменты позволяют реализовать стратегии "Фактор 5'' и "Фактор 4".

4. Какие правовые механизмы предлагаются для реализации стратегий "Фактор 4" и "Фактор 5".

Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Основные требования:

Четкое, краткое изложение положений концепции, новых возможностей, создаваемых в результате ее применения в различных сферах жизнедеятельности

Экономические выгоды должны быть рассмотрены на примере конкретной отрасли промышленности

 

Задание реконструктивного уровня (№4). Работа  выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 7 , а так же к дискуссии и докладам. Для выполнения работы студент должен самостоятельно провести анализ одной из глобальных экологических проблем человечества (на выбор студента). Работа выполняется в формате презентации (желательно PowerPoint), она должна содержать титульный лист и список использованных источников. Основные требования:

· В работе должна быть показана связь выбранной проблемы с другими глобальными экологическими проблемами человечества;

· Должно быть дано обоснование «глобальности» выбранной проблемы. Для этого необходимо использовать отчеты, подготовленные ЮНЕР (GEO-4 и GEO-5), а также международные нормативные акты, разработанные для решения выбранной проблемы;

· В работе необходимо рассмотреть проявление проблемы на региональном и локальном уровнях;

· В работе должны быть приведены четко сформулированные подходы решения проблемы на глобальном и региональном уровнях.

Желательно при выполнении задания показать связь выбранной глобальной экологической проблемы с темой магистерской диссертации, при возможности привлекая данные собственных исследований.

Оценка выполненной работы проводится по результатам доклада с использованием следующих критериев оценки:

  1. Насыщенность информацией (информативность)
  2. Логика изложения
  3. Оформление (корректное использование таблиц, иллюстраций, схем; наличие ссылок на источники, единообразие в оформлении презентации, в том числе выбор шрифтов, нумерация слайдов и пр.)
  4. Ответы на вопросы

Студенты принимают активное участие в оценке работы, заполняя предложенные им оценочные таблицы с причисленными выше критериями, при исходной оценке используется 10-ти бальная шкала (максимально возможный балл – 40). В дальнейшем преподаватель учитывает усредненное мнение студенческой аудитории, в случае существенного не соответствия мнения аудитории и педагога проводится подробный анализ оценок по всем критериям. После представления работы студент получает возможность ее доработки с учетом всех сделанных замечаний к установленному ранее сроку.

 

б). Темы для дискуссий

 

1. Социальные и биологические причины глобальных проблем человечества (на основе эссе К.Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»).

2. Роль экологии в формировании представлений об эволюции биосферы.

3. Принципы и подходы к сохранению биологического разнообразия.

4. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы и его ценность для человечества.

5. Экологизация общественного сознания. Основные результаты создания системы международной экологической безопасности.

6. Реализация  концепции устойчивого развития при формировании Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия в РФ.

7. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга.

8. Образование для устойчивого развития. Роль общественных организаций.

 

в) Примерная тематика рефератов, докладов

1. Экологические особенности организмов различных таксономических групп.

2. Основные законы функционирования экосистем.

3. Пределы устойчивости биологических систем различного уровня.

4. Механизмы адаптации живых организмов к стрессовым воздействиям среды.

5. Механизмы восстановление естественных экосистем после их разрушения

6. Панбиосферная парадигма и основные следствия из нее. Представления о авторегуляции процесса эволюции (по работам Я.И. Старобогатова и В.Ф. Левченко).

7. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.

8. Круговороты от основных биогенных элементов и их роль в поддержании стабильности биосферы.

9. Основные законы формирования биологического разнообразия, роль географических факторов.

10. Принципы и подходы к сохранению биологического разнообразия

11. Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). Факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации ПРП

12. Современные экологические проблемы человечества: причины возникновения и основные пути преодоления (студент самостоятельно выбирает одну из проблем для подробного анализа, см. раздел 5.1 а, задание №4)

г) Образец тестового контрольного задания

Итоговый тест:

Вариант 1.

Дата

Кафедра прикладной и системной экологии, дисциплина –  «Современные проблемы экологии и природопользования»

ФИО________________________________________________________________________

Группа_______________________________________________________________________

Дидактическая единица: Основные экологические закономерности

1. Выберите правильные утверждения

Для экосистем характерен круговорот вещества, при этом движение энергия однонаправлено  
Для экосистем характерен круговорот вещества и энергии  

 

Дидактические единицы: Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты.

2. Во вселенной значительная часть вещества находится в виде двух элементов, это

Водород и Гелий  
Водород и Углерод  
Гелий и Неон  

 

3. Основной источник энергии для синтеза органических молекул на «примитивной» Земле:

Солнечное излучение в ультрафиолетовом спектре  
Электрические разряды  
Радиоактивность  

 

4. В составе живых организмов преобладают следующие элементы. Порядок следования элементов отражает их содержание

Водород, кислород, углерод, азот, фосфор, сера  
Водород, кислород, углерод, кальций, калий, азот  
Углерод, кислород, водород, азот, сера, кальций  

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 315.