РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Современные проблемы экологии и природопользования
Направление подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование
шифр и название направления подготовки
Направленность (профиль) – для всех направлений подготовки
___________________________________________
При наличии: название направления подготовки
Квалификация (степень) – магистр
Санкт–Петербург
2018
Рекомендована учёным советом экологического факультета
(Протокол №___ от ___ __________ 2018 г.)
Составила:
Степанова Анастасия Борисовна – доцент кафедры прикладной и системной экологии.
Рецензент:
Субетто Дмитрий Александрович, д-р географических наук, профессор, заведующий кафедрой физической географии и природопользования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Ó А.Б. Степанонова, 2018.
Ó РГГМУ, 2018.
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» является подготовка магистров по направлению 05.04.06 «Экология и природопользование», владеющих знаниями в объеме необходимом для формирования комплексного подхода к анализу и решению экологических проблем и проблем современного природопользования.
Дисциплина изучается всеми студентами, обучающимися в магистратуре на экологическом факультете.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» для направления подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование является частью фундаментальной подготовки магистров, и относиться к базовым дисциплинам профессионального цикла.
Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны освоить разделы дисциплин: «Общая экология», «Биоразнообразие», «Геоэкология», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Ландшафтоведение», «Социальная экология», «Основы природопользования», «Биоиндикация и биотестирование», «Методы обработки и анализа геоэкологической информации», «Экологический мониторинг», «Устойчивое развитие». Обучающиеся должны иметь представление об основных свойствах экосистем, о компонентах окружающей природной среды и их взаимосвязи, о разнообразии природных факторов. Обучающиеся должны знать основные свойства атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и педосферы. Иметь представление об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду.
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» является базовой для освоения дисциплины «Устойчивое развитие и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции | Компетенция |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ПК-1 | способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований |
ПК-6 | способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития |
В результате освоения компетенций в рамках дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– базовые законы экологии и их роль в жизни природы и общества;
– основные закономерности и механизмы функционирования биосферы;
– экологические последствия роста численности человечества и потребления им природных ресурсов;
Уметь:
– оценивать последствия воздействия природных и антропогенных факторов на состояние биосферы;
– изучать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы и воздействием на них антропогенного фактора;
Владеть:
– теоретическими основами концепции устойчивого развития и возможностями ее применения в образовательном процессе для различных групп учащихся и в конкретной территориально-производственной обстановке;
– теоретическими представлениями об базовых закономерностях изменения биологического разнообразия и основных стратегиях его сохранения;
– теоретическими представлениями об экологическом законодательстве и основах региональной политики в РФ;
Должен иметь представление о последствиях социальных и биологических изменений человечества, порождающих потребительское отношение к биосфере, а также о международном сотрудничестве в области обеспечения экологической безопасности.
Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» сведены в таблице.
Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
Этап (уровень) освоения компетенции | Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня) | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
минимальный | не владеет | слабо ориентируется в терминологии и содержании | Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой | Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой | Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала |
не умеет | не выделяет основные идеи | Способен показать основную идею в развитии | Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами | Может соотнести основные идеи с современными проблемами | |
не знает | допускает грубые ошибки | Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике | Понимает специфику основных рабочих категорий | Способен выделить характерный авторский подход | |
базовый | не владеет | плохо ориентируется в терминологии и содержании | Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал | Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций | Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит проблем | Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее | Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой | Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике | |
не знает | допускает много ошибок | Может изложить основные рабочие категории | Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области | Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области | |
продвинутый | не владеет | ориентируется в терминологии и содержании | В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой | Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению | Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит их в развитии | Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания | Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа | Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области | |
не знает | допускает ошибки при выделении рабочей области анализа | Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа | Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить | Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах
Объём дисциплины | Всего часов | ||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоёмкость дисциплины | 72 | 72 | - |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: | 54 | 26 | - |
в том числе: | |||
лекции | 18 | 8 | |
практические занятия | 36 | 18 | |
семинарские занятия | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) – всего: | 18 | 46 | - |
в том числе: | - | ||
курсовая работа | - | - | |
контрольная работа | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) | зачет | зачет | - |
4.1. Структура дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1 | Введение | 2 | 2 | 4 | 2 | устный опрос, задание творческого уровня, дискуссия | 2 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
2 | Основные экологические закономерности | 2 | 2 | 4 | 2 | устный опрос, доклады, раздел теста | 2 | ПК-1 |
3 | Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты | 2 | 4 | 4 | 2 | устный опрос, доклады, дискуссия, раздел теста | 4 | ПК-1 |
4 | Биологическое разнообразие: основные пути сохранения | 2 | 2 | 6 | 4 | доклады, дискуссия, задание репродуктивного уровня, раздел теста | 6 | ПК-1 ПК-6 |
5 | Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям | 2 | 2 | 6 | 2 | доклады, дискуссия, раздел теста | 6 | ПК-1 ПК-6 |
6 | Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения | 2 | 2 | 4 | 2 | устный опрос, раздел теста | 0 | ПК-1 ПК-6 |
7 | Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения | 2 | 4 | 8 | 4 | доклады, дискуссия, задания репродуктивного и реконструктивного уровня, раздел теста | 6 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
ИТОГО | 2 | 18 | 36 | 18 | 26 |
Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1 | Введение | 2 | 1 | 2 | 4 | устный опрос, задание творческого уровня, дискуссия | 2 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
2 | Основные экологические закономерности | 2 | 1 | 2 | 6 | устный опрос, доклады, раздел теста | 2 | ПК-1 |
3 | Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты | 2 | 1 | 2 | 6 | устный опрос, доклады, дискуссия, раздел теста | 2 | ПК-1 |
4 | Биологическое разнообразие: основные пути сохранения | 2 | 1 | 2 | 8 | доклады, дискуссия, задание репродуктивного уровня, раздел теста | 2 | ПК-1 ПК-6 |
5 | Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям | 2 | 1 | 4 | 8 | доклады, дискуссия, раздел теста | 4 | ПК-1 ПК-6 |
6 | Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения. | 2 | 1 | 2 | 6 | устный опрос | 0 | ПК-1 ПК-6 |
7 | Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения | 2 | 2 | 4 | 8 | доклады, дискуссия, задание реконструктивного уровня, раздел теста | 4 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
ИТОГО | 2 | 8 | 18 | 46 | 16 |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Введение
Современная экология, как огромная междисциплинарная область. Основные этапы развития экологии, изменение целей и предмета исследования. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. Эволюция философских представлений человека: от «антропоцентризма» к «экоцентризму». Экология как общенаучный подход. Экологизация современных научных знаний, экономики и производственной деятельности. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.
Современные проблемы экологии и природопользования и подходы к их изучению и оценке. Глобальные последствия влияния человека на биосферу. Представления К. Лоранца о социальных и биологических причинах глобальных проблем человечества. «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».
Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и прикладная научная дисциплина. Основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в рамках природопользования. Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы.
Освоения и истощения
Роль природных ресурсов в развитии общества. Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). Факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации ПРП; ландшафтная обусловленность ПРП. Природная, экономическая и технологическая лимитированность освоения ПРП. Представления А.И. Воейкова о "ёмкости Земли для человека". Причинно-следственные связи между истощением природно-ресурсного потенциала и возникновением кризисных ситуаций в природопользовании и жизнеобеспечении общества.
Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине.
Формами текущего контроля являются:
− экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия);
− проверка выполнения заданий на практические занятия;
– собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия;
– проверка отчётов по выполнению разноуровневых заданий, собеседование по теоретической части;
– доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий - реферат;
− письменное тестирование.
Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию.
а). Описание разноуровневых заданий текущего контроля
Задание творческого уровня (№1) выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделам 1 - 2 , а так же к дискуссии и включает три вопроса. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Для ее подготовки необходимо внимательно ознакомиться с работой К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», а так же привлечь дополнительные источники для обоснования собственного мнения по поставленным вопросам.
Вариант вопросов:
1. Какие из «смертных грехов», рассмотренных в работе привели к возникновению и усугублению глобальных экологических проблем (Обоснуйте Ваш ответ)
2. Какие базовые экологические закономерности были нарушены, по мнению автора в процессе развития цивилизованного человечества. Может ли это привести к вымиранию человека, как биологического вида или к серьезным изменениям его биологических особенностей.
3. В процессе развития цивилизации, по мнению К. Лоренца, у современного человека произошли изменения целого ряда биологических и психологических особенностей. Это, по мнению автора, и порождает экологические проблемы человечества. Согласны ли Вы с К. Лоренцем. Обоснуйте свой ответ.
Задание репродуктивного уровня (№2) для текущего контроля раздела 4. Для выполнения работы студент должен самостоятельно провести анализ Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России. Для выполнения работы необходимо привлечь дополнительные источники.
Вариант вопросов:
1. Перечислите основные особенности биоразнообразия в РФ. (Обязательно дайте определение).
2. Как реализуется концепция устойчивого развития при формировании Национальной Стратегии в РФ
3. Перечислите основные принципы и подходы к сохранению биоразнообразия
4. Сопоставьте эффективность основных социально - экономических механизмов реализации стратегии в РФ
5. Дайте характеристику основных приоритетов действия на федеральном уровне. На каких критериях основываются эти приоритеты.
6. Как организован контроль эффективности выполнения программ в рамках данной стратегии.
Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Основные требования:
· Работа должна содержать формулировку (формулировки) понятия «биологическое разнообразие.
· В работе должны быть рассмотрены различные уровни формирования (и соответственно, изучения) биоразнообразия.
· Работа должна содержать описание основных принципов концепция устойчивого развития и их соответствие Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России.
· В заключении должны быть рассмотрены основные проблемы (по мнению автора), возникающие при реализации концепции.
Задание репродуктивного уровня (№3). Работа выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 7 , а так же к дискуссии. Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Для ее подготовки необходимо внимательно ознакомиться с работой с Э. У. Вайцзеккера с соавторами «Фактор 5. Формула устойчивого роста: Доклад Римскому клубу».
Вариант вопросов:
1. Основные положения концепции устойчивого роста (концепции Фактора 5).
2. Какие возможности создаёт концепция Фактора 5 по преодолению противоречий между сохранением окружающей среды и развитием экономики.
3. Какие экономические инструменты позволяют реализовать стратегии "Фактор 5'' и "Фактор 4".
4. Какие правовые механизмы предлагаются для реализации стратегий "Фактор 4" и "Фактор 5".
Работа должна содержать титульный лист и список использованных источников. Основные требования:
Четкое, краткое изложение положений концепции, новых возможностей, создаваемых в результате ее применения в различных сферах жизнедеятельности
Экономические выгоды должны быть рассмотрены на примере конкретной отрасли промышленности
Задание реконструктивного уровня (№4). Работа выполняется в ходе самостоятельной подготовки к занятиям по разделу 7 , а так же к дискуссии и докладам. Для выполнения работы студент должен самостоятельно провести анализ одной из глобальных экологических проблем человечества (на выбор студента). Работа выполняется в формате презентации (желательно PowerPoint), она должна содержать титульный лист и список использованных источников. Основные требования:
· В работе должна быть показана связь выбранной проблемы с другими глобальными экологическими проблемами человечества;
· Должно быть дано обоснование «глобальности» выбранной проблемы. Для этого необходимо использовать отчеты, подготовленные ЮНЕР (GEO-4 и GEO-5), а также международные нормативные акты, разработанные для решения выбранной проблемы;
· В работе необходимо рассмотреть проявление проблемы на региональном и локальном уровнях;
· В работе должны быть приведены четко сформулированные подходы решения проблемы на глобальном и региональном уровнях.
Желательно при выполнении задания показать связь выбранной глобальной экологической проблемы с темой магистерской диссертации, при возможности привлекая данные собственных исследований.
Оценка выполненной работы проводится по результатам доклада с использованием следующих критериев оценки:
Студенты принимают активное участие в оценке работы, заполняя предложенные им оценочные таблицы с причисленными выше критериями, при исходной оценке используется 10-ти бальная шкала (максимально возможный балл – 40). В дальнейшем преподаватель учитывает усредненное мнение студенческой аудитории, в случае существенного не соответствия мнения аудитории и педагога проводится подробный анализ оценок по всем критериям. После представления работы студент получает возможность ее доработки с учетом всех сделанных замечаний к установленному ранее сроку.
б). Темы для дискуссий
1. Социальные и биологические причины глобальных проблем человечества (на основе эссе К.Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»).
2. Роль экологии в формировании представлений об эволюции биосферы.
3. Принципы и подходы к сохранению биологического разнообразия.
4. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы и его ценность для человечества.
5. Экологизация общественного сознания. Основные результаты создания системы международной экологической безопасности.
6. Реализация концепции устойчивого развития при формировании Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия в РФ.
7. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга.
8. Образование для устойчивого развития. Роль общественных организаций.
в) Примерная тематика рефератов, докладов
1. Экологические особенности организмов различных таксономических групп.
2. Основные законы функционирования экосистем.
3. Пределы устойчивости биологических систем различного уровня.
4. Механизмы адаптации живых организмов к стрессовым воздействиям среды.
5. Механизмы восстановление естественных экосистем после их разрушения
6. Панбиосферная парадигма и основные следствия из нее. Представления о авторегуляции процесса эволюции (по работам Я.И. Старобогатова и В.Ф. Левченко).
7. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.
8. Круговороты от основных биогенных элементов и их роль в поддержании стабильности биосферы.
9. Основные законы формирования биологического разнообразия, роль географических факторов.
10. Принципы и подходы к сохранению биологического разнообразия
11. Понятие и структура природно-ресурсного потенциала (ПРП). Факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации ПРП
12. Современные экологические проблемы человечества: причины возникновения и основные пути преодоления (студент самостоятельно выбирает одну из проблем для подробного анализа, см. раздел 5.1 а, задание №4)
г) Образец тестового контрольного задания
Итоговый тест:
Вариант 1.
Дата
Кафедра прикладной и системной экологии, дисциплина – «Современные проблемы экологии и природопользования»
ФИО________________________________________________________________________
Группа_______________________________________________________________________
Дидактическая единица: Основные экологические закономерности
1. Выберите правильные утверждения
Для экосистем характерен круговорот вещества, при этом движение энергия однонаправлено | |
Для экосистем характерен круговорот вещества и энергии |
Дидактические единицы: Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты.
2. Во вселенной значительная часть вещества находится в виде двух элементов, это
Водород и Гелий | |
Водород и Углерод | |
Гелий и Неон |
3. Основной источник энергии для синтеза органических молекул на «примитивной» Земле:
Солнечное излучение в ультрафиолетовом спектре | |
Электрические разряды | |
Радиоактивность |
4. В составе живых организмов преобладают следующие элементы. Порядок следования элементов отражает их содержание
Водород, кислород, углерод, азот, фосфор, сера | |
Водород, кислород, углерод, кальций, калий, азот | |
Углерод, кислород, водород, азот, сера, кальций |
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГГМУ)
Экологический факультет
ЗАЧЕТ ПО КУРСУ «Методы полевых экологических исследований»
по направлению подготовки 05.04.06 «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
БИЛЕТ № 1
1. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.
2. Тенденции и прогнозы дальнейших изменений природной среды. Основные итоги GEO-4 и GEO-5. Перспективы системы глобального мониторинга
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. ГЕО-4: Глобальная экологическая перспектива 4. ЮНЕП, 2007. 572 с.
2. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Издательство Московского университета, 2007. 624 с.
3. Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России, М., Товарищество науч. изд. КМК, 2006.
4. Современные проблемы экологии и природопользования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авторы-составители Т.Г. Зеленская, И.О. Лысенко, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 124 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514687
б) дополнительная литература:
1. Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелс Т. Ведение в химию окружающей среды. М.: Мир, 1999 - 271 с.
2. Белозерский Г.Н. Ведение в глобальную экологию. Учебник. СПб.: С.-Петербургского университета, 2001. 461 с.
3. Браун Л. Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М.: «Вест мир», 2003. 391 с.
4. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977, 327с.
5. ВайцзеккерЭ.У., Харгроуз К., Смит М. и др. Фактор 5. Формула устойчивого роста: Доклад римскому клубу. М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2013. 368 с.
6. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Под ред. Р. К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2004
7. Галимов Э.М. Феномен жизни: Между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 256 с.
8. Заварзин Г.А. Лекции по природоведческой микробиологии. М.: «Наука», 2003, 348 с.
9. Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. 431 с.
10. Левин А.С. Введение в общую экологию. Силлламяэ, 1998, 315 с.
11. Левченко В.Ф. Биосфера: Этапы жизни. СПб.: «Свое издательство», 2012, 264 с.
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. С 7 – 86.
12. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. 30 лет спустя: Учебное пособие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Пангея, 2007. 342 с.
13. Методология формирования моделей взаимодействия человека с окружающей средой : монография / В.М. Пищулов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 218 с. Режим доступа: http:// znanium.com/catalog.php?bookinfo=924685
14. Одум Ю. Экология, в двух томах, 1986.
15. Проблемы зарождения и эволюции биосферы / Под ред. Э.М. Галимова. М.: Либроком, 2008. 552 с.
16. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства / О.И. Крассов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 816 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=505325
17. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человека: Концептуальная экология. М.: ИЦ «Россия молодая», 1992, 367с.
18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987, 242 с.
19. Фолсом К. Происхождение жизни. Маленький теплый водоем. М. – Ижевск: НИЦ»Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 160 с.
20. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум (под ред. В.Г.Сурдина, Н.С. Кардашева и Л.М. Гиндилиса) — М.: АНО Журнал «Экология и жизнь», 2006. 312 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., ВИНИТИ, 1995 470 с. – http://www.bioticregulation.ru/pubs/pubs5_r.php
2. Сайт Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – http://www.unep.org/geo
3. Сайт российского национального комитета содействия Программ ООН по окружающей среде НП «ЮНЕПКОМ» – http://www.unepcom.ru/
4. GEO5 Глобальная экологическая перспектива – 5 – http://www.unep.org/geo/pdfs/geo5/GEO5_report_full_en.pdf
5. Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ – http://www.mnr.gov.ru/
6. Информационно-справочная система "ООПТ России" – http://oopt.info/
7. Всемирный фонд дикой природы (WWF) – http:// www.wwf.ru/
8. Электронная библиотека «Природа России» – http://www.priroda.ru/lib/
9. Справочный портал BioDat (создан в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия России») – http://www.biodat.ru
10. Сайт журнала «Экология и жизнь» –http://www.ecolife.ru
11. Сайт Научного центра «Охрана биоразнообразия» – http://www.ecoexpertcenter.ru/
12. Конвенции о биологическом разнообразии РФ - http://www.ruschm.ru
13. Нормативно-правовая база данных Консультант Плюс – http://www.consultant.ru/;
14. Нормативно-правовая база данных Гарант – http://www.garant.ru/.
15. Интернет-ресурс Яндекс карты: https://yandex.ru/maps
16. Интернет-ресурс Google maps: https://maps.google.ru/
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекции | В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки основных дефиниций, законов, процессов, явлений. Подробно записывать математические выводы формул. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. После лекций рекомендуется: 1) проверить термины и понятия, введенные в лекциях, с помощью энциклопедий, словарей, справочников; 2) выявить материалы, которые вызывают трудности в понимании, и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопросы и задать их преподавателю на практическом занятии. |
Практические занятия | Практическое занятие − это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную литературу, обращая внимание на практическое применение теории. Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается. |
Внеаудиторная работа | Представляет собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует самостоятельно. Самостоятельная работа студентов включает: − самостоятельное изучение разделов дисциплины; – подготовка к практическим занятиям, разработка и написание практических работ; − выполнение дополнительных индивидуальных творческих заданий; − подготовку рефератов, сообщений и докладов. |
Подготовка к зачету | Зачет служит формой проверки усвоения материала практических занятий, выполнения студентами практических работ и других заданий текущего контроля. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы. |
8. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Тема (раздел) дисциплины | Образовательные и информационные технологии | Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем |
Введение | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | OpenOffice |
Основные экологические закономерности | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Нормативно-правовая база данных Консультант, Гарант |
Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
Биологическое разнообразие: основные пути сохранения | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения | лекция-визуализация, семинар, самостоятельная работа студентов | Open Office, Нормативно-правовая база данных Консультант, Гарант, Яндекс-карты, Google maps |
Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения | лекция-визуализация, семинар, дискуссия, самостоятельная работа студентов | Open Office, Яндекс-карты, Google maps |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Компьютер для демонстрации презентаций с использованием проекционного оборудования. Читальные залы библиотеки для самостоятельной работы студентов, оборудованные вычислительной техникой, доступом к сети Интернет и электронно-библиотечным системам.
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются:
- лекции-визуализации;
- на занятиях дискуссиях выступления студентов с докладами сопровождаются соответствующими слайд-презентациями;
- для работы с нормативно-правовыми актами в ходе практических занятий используется выход через Интернет на электронные ресурсы СПС Консультант Плюс (http://www.consultant.ru/) или СПС Гарант (http://www.garant.ru/).
Организация взаимодействия преподавателя со студентами для осуществления консультационной работы по подготовке к практическим занятиям и подбору необходимой литературы, помимо консультаций в аудитории и на кафедре, осуществляется посредством электронной почты.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Современные проблемы экологии и природопользования
Направление подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование
шифр и название направления подготовки
Направленность (профиль) – для всех направлений подготовки
___________________________________________
При наличии: название направления подготовки
Квалификация (степень) – магистр
Санкт–Петербург
2018
Рекомендована учёным советом экологического факультета
(Протокол №___ от ___ __________ 2018 г.)
Составила:
Степанова Анастасия Борисовна – доцент кафедры прикладной и системной экологии.
Рецензент:
Субетто Дмитрий Александрович, д-р географических наук, профессор, заведующий кафедрой физической географии и природопользования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Ó А.Б. Степанонова, 2018.
Ó РГГМУ, 2018.
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» является подготовка магистров по направлению 05.04.06 «Экология и природопользование», владеющих знаниями в объеме необходимом для формирования комплексного подхода к анализу и решению экологических проблем и проблем современного природопользования.
Дисциплина изучается всеми студентами, обучающимися в магистратуре на экологическом факультете.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» для направления подготовки 05.04.06 – Экология и природопользование является частью фундаментальной подготовки магистров, и относиться к базовым дисциплинам профессионального цикла.
Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны освоить разделы дисциплин: «Общая экология», «Биоразнообразие», «Геоэкология», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Ландшафтоведение», «Социальная экология», «Основы природопользования», «Биоиндикация и биотестирование», «Методы обработки и анализа геоэкологической информации», «Экологический мониторинг», «Устойчивое развитие». Обучающиеся должны иметь представление об основных свойствах экосистем, о компонентах окружающей природной среды и их взаимосвязи, о разнообразии природных факторов. Обучающиеся должны знать основные свойства атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и педосферы. Иметь представление об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду.
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» является базовой для освоения дисциплины «Устойчивое развитие и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции | Компетенция |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ПК-1 | способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований |
ПК-6 | способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по ее охране и обеспечению устойчивого развития |
В результате освоения компетенций в рамках дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– базовые законы экологии и их роль в жизни природы и общества;
– основные закономерности и механизмы функционирования биосферы;
– экологические последствия роста численности человечества и потребления им природных ресурсов;
Уметь:
– оценивать последствия воздействия природных и антропогенных факторов на состояние биосферы;
– изучать взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы и воздействием на них антропогенного фактора;
Владеть:
– теоретическими основами концепции устойчивого развития и возможностями ее применения в образовательном процессе для различных групп учащихся и в конкретной территориально-производственной обстановке;
– теоретическими представлениями об базовых закономерностях изменения биологического разнообразия и основных стратегиях его сохранения;
– теоретическими представлениями об экологическом законодательстве и основах региональной политики в РФ;
Должен иметь представление о последствиях социальных и биологических изменений человечества, порождающих потребительское отношение к биосфере, а также о международном сотрудничестве в области обеспечения экологической безопасности.
Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» сведены в таблице.
Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
Этап (уровень) освоения компетенции | Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня) | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
минимальный | не владеет | слабо ориентируется в терминологии и содержании | Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой | Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой | Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала |
не умеет | не выделяет основные идеи | Способен показать основную идею в развитии | Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами | Может соотнести основные идеи с современными проблемами | |
не знает | допускает грубые ошибки | Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике | Понимает специфику основных рабочих категорий | Способен выделить характерный авторский подход | |
базовый | не владеет | плохо ориентируется в терминологии и содержании | Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал | Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций | Способен сравнивать концепции, аргументированно излагает материал |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит проблем | Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее | Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой | Аргументированно проводит сравнение концепций по заданной проблематике | |
не знает | допускает много ошибок | Может изложить основные рабочие категории | Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области | Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области | |
продвинутый | не владеет | ориентируется в терминологии и содержании | В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой | Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению | Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит их в развитии | Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания | Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа | Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области | |
не знает | допускает ошибки при выделении рабочей области анализа | Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа | Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить | Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Объем дисциплины (модуля) по видам учебных занятий в академических часах
Объём дисциплины | Всего часов | ||
Очная форма обучения | Очно-заочная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоёмкость дисциплины | 72 | 72 | - |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам аудиторных учебных занятий) – всего: | 54 | 26 | - |
в том числе: | |||
лекции | 18 | 8 | |
практические занятия | 36 | 18 | |
семинарские занятия | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) – всего: | 18 | 46 | - |
в том числе: | - | ||
курсовая работа | - | - | |
контрольная работа | - | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен) | зачет | зачет | - |
4.1. Структура дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1 | Введение | 2 | 2 | 4 | 2 | устный опрос, задание творческого уровня, дискуссия | 2 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
2 | Основные экологические закономерности | 2 | 2 | 4 | 2 | устный опрос, доклады, раздел теста | 2 | ПК-1 |
3 | Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты | 2 | 4 | 4 | 2 | устный опрос, доклады, дискуссия, раздел теста | 4 | ПК-1 |
4 | Биологическое разнообразие: основные пути сохранения | 2 | 2 | 6 | 4 | доклады, дискуссия, задание репродуктивного уровня, раздел теста | 6 | ПК-1 ПК-6 |
5 | Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям | 2 | 2 | 6 | 2 | доклады, дискуссия, раздел теста | 6 | ПК-1 ПК-6 |
6 | Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения | 2 | 2 | 4 | 2 | устный опрос, раздел теста | 0 | ПК-1 ПК-6 |
7 | Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения | 2 | 4 | 8 | 4 | доклады, дискуссия, задания репродуктивного и реконструктивного уровня, раздел теста | 6 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
ИТОГО | 2 | 18 | 36 | 18 | 26 |
Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в активной и интерактивной форме, час. | Формируемые компетенции | ||
Лекции | Лабораторные работы, практические или семинарские занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1 | Введение | 2 | 1 | 2 | 4 | устный опрос, задание творческого уровня, дискуссия | 2 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
2 | Основные экологические закономерности | 2 | 1 | 2 | 6 | устный опрос, доклады, раздел теста | 2 | ПК-1 |
3 | Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты | 2 | 1 | 2 | 6 | устный опрос, доклады, дискуссия, раздел теста | 2 | ПК-1 |
4 | Биологическое разнообразие: основные пути сохранения | 2 | 1 | 2 | 8 | доклады, дискуссия, задание репродуктивного уровня, раздел теста | 2 | ПК-1 ПК-6 |
5 | Устойчивость биосферы к антропогенным воздействиям | 2 | 1 | 4 | 8 | доклады, дискуссия, раздел теста | 4 | ПК-1 ПК-6 |
6 | Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и истощения. | 2 | 1 | 2 | 6 | устный опрос | 0 | ПК-1 ПК-6 |
7 | Глобальные экологические проблемы и основные пути их решения | 2 | 2 | 4 | 8 | доклады, дискуссия, задание реконструктивного уровня, раздел теста | 4 | ОК-2 ПК-1 ПК-6 |
ИТОГО | 2 | 8 | 18 | 46 | 16 |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Введение
Современная экология, как огромная междисциплинарная область. Основные этапы развития экологии, изменение целей и предмета исследования. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. Эволюция философских представлений человека: от «антропоцентризма» к «экоцентризму». Экология как общенаучный подход. Экологизация современных научных знаний, экономики и производственной деятельности. Роль экологии в разработке парадигмы устойчивого развития человечества.
Современные проблемы экологии и природопользования и подходы к их изучению и оценке. Глобальные последствия влияния человека на биосферу. Представления К. Лоранца о социальных и биологических причинах глобальных проблем человечества. «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества».
Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной средой. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности и прикладная научная дисциплина. Основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в рамках природопользования. Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 263.