Организация методической работы включает в себя обширный круг функций, действий:
· изучение, анализ состояния воспитательной работы;
· целеполагание – выбор цели, задач;
· планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;
· создание рациональной организационной структуры управления;
· постановка воспитательных задач;
· инструктирование, стимулирование, оказание помощи педагогам;
· контроль;
· анализ и оценка результатов и т. д.
Компоненты организаторской деятельности заместителя директора по учебно - воспитательной работе:
· выступления с разъяснениями актуальности и сущности работы по избранной проблеме;
· подготовка документации;
· деятельность педагогического совета, методического объединения и творческих групп по предметам по избранной теме;
· создание творческих групп по обмену педагогическим опытом;
· организация самообразования;
· открытые внеучебные мероприятия;
· личный пример зам. директора;
· оперативная помощь;
· подведение итогов и постановка новых задач;
· поощрение.
Формы организации методической работы
Возможна следующая структура звеньев методической работы: педагогический совет, работающий на базе методического кабинета, методическое объединения учителей, теоретические семинары и семинары-практикумы, педагогические чтения или научно-практические конференции, школы передового опыта.
Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.
Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.
Индивидуальные формы: стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.
Одна из самых важных форм методической работы – это работа над единой методической темой (проблемой)образовательного учреждения (например: «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся, направленное на возрождение национальной культуры, нравственности и духовности» определяет единую методическую тему: «Новая структура методической службы как средство повышения профессионального мастерства педколлектива в эффективной реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся»). Единая методическая тема организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Целесообразно определять единую тему на перспективу (чаще на 5 лет) с разбивкой по годам. Она способствует сплоченности коллектива, что повышает качество работы, результативность.
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения учителей. Заседание МО, как правило, проводится один раз в четверть. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.
В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, подготовка выступлений учителей с обменом опыта на заседаниях педагогического совета, оформление стенда «Из опыта работы ».
На заседаниях МО обсуждают планы , уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности учащихся.
Формы занятий (заседаний):
1) теоретические семинары (доклады, сообщения);
2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
3) диспуты, дискуссии;
4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;
5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;
6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;
7) обсуждение открытых мероприятий;
8) обсуждение и оценка авторских программ;
9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;
10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;
12) конкурсы ( «Учитель года»,«Лучший классный руководитель »);
13) педчтения, научно-практические конференции;
14) педагогические советы и др.
Теоретические семинары
Это форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов воспитания. К выступлениям и докладам должны привлекаться не только ученые, но и опытные педагоги, члены творческих групп. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации с учеными, специалистами, изучение научно-методической литературы.
Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2 – 3 (не чаще) раза в течение учебного года.
Семинары практикумы
Семинары-практикумы требуют серьезной подготовки, т. к. на них знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев.
В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и ценно для роста профессионального мастерства педагогов.
После посещения практической части очень важно умело организовать обсуждение, дискуссию, на которых каждый может высказать свое мнение, свои соображения, дать оценку практикуму.
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.
На таких семинарах необходима связь теории с практикой, они способствуют развитию творческого потенциала, профессионализма.
Необходимо проводить и психолого-педагогические практикумы, во время которых, для большей эффективности следует создавать атмосферу неформального общения, раскованности. Это дает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, педагогическим опытом и заявить о своей позиции.
Диспуты, дискуссии
Диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» обычно на практике обозначаются одним словом – «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т. е. столкновение точек зрения, позиций и т. д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформировавшихся взглядов, позиций.
Дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями, осуществляемый членами проблемных микрогрупп с целью поиска истины. Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников была небольшой, до 10 человек.
В педагогической практике получили распространение различные виды обмена мнениями: «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия и др. (см. материал «Формы работы»).
«Деловые» игры, ролевые игры, игры-имитации, урок-панорама
В педагогике любые игры связаны с определенными правилами (условиями) для играющих (см. материал «Формы работы»).
Следующая форма – научно-практические конференции и педагогические чтения. Данные формы являются своеобразным подведением итогов работы педагогического коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными педагогическими проблемами.
Читательские и зрительские конференции – эта форма работы требует высокого уровня коммуникации педагога, наличие педагогов, обладающих высоким уровнем художественной и педагогической эрудиции и вкуса, т. е. таких, которые могут возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным.
Форма методической работы – школа передового опыта, наставничество. Эта форма используется при наличии одного или нескольких учителей – мастеров педагогического труда.
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.
Эта форма широко применяется в работе с молодыми педагогами и теми, кто испытывает затруднения в работе с классом . В этой работе зам. директора должен хорошо знать возможности, сильные и слабые стороны, затруднения, личные качества педагога, а также уметь анализировать ход и результаты деятельности, формулировать на основе анализа конкретные методические рекомендации по организации учебно - воспитательной работы педагога. Важно обучить самоанализу собственной деятельности.
Следующая форма – методические уголки. Методическая работа требует наглядности – это методические выставки, бюллетени, стенгазеты и т. д.
Важной особенностью современной школы являются такие формы методической работы, как: ролевые игры, творческие микрогруппы, обучающие семинары на основе открытых уроков, внеклассных мероприятий. В творческие группы педагоги объединяются по желанию. Они изучают новые разработки, обмениваются мнениями, а затем реализуют идеи в своей практике.
Обсуждение открытых мероприятий
Обсуждение отдельных открытых мероприятий является предметом серьезного разговора на заседаниях проблемных микрогрупп методобъединения. При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:
1. Умение планировать и определять цели.
2. Умение четко ставить задачи и цели мероприятия.
3. Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.
4. Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда и т. д.
Выставки и отчеты по самообразованию
Отчеты по самообразованию требуют наглядной демонстрации продуктов труда педагога: доклады, рефераты, разработки мероприятий, создание авторских программ, составление тестов-анкет и т. д. – и продуктов труда учащихся, созданных под руководством педагога: выступления, рисунки, поделки, творческие работы.
Администрация школы, чтобы стимулировать деятельность педагогов, должна понимать, изучать, помогать и помнить заповедь Гиппократа – «Не навреди!».
Обсуждение передового опыта и рекомендации по его распространению
При определении критериев оценки передового педагогического опыта методическое объединение должно учитывать:
а) высокую эффективность, результативность;
б) длительность функционирования данного опыта;
в) сбалансированность и комплексность результатов;
г) рациональность затрат времени, усилий и средств;
д) возможность воспроизведения, использования данного опыта другими педагогами.
Очень важно для обобщения опыта умение систематизировать, описать его, представить в виде целостной структуры.
Планирование методической работы
Планирование методической работы – составной элемент общей системы управления деятельностью учебного заведения.
Что такое планирование?
План (от лат. рlanum – плоскость) – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ, какой-либо программы.
Планирование – разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Планирование охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль его выполнения. Различают директивное и рекомендательное (индикативное) планирование: директивное предполагает жесткую централизацию, распределение заданий сверху, которое неукоснительно выполняется снизу; рекомендательное (индикативное) планирование – система регулирования образования на основе комплексных программ развития, отражающих предпочтительный вариант развития общества и концепцию социальной политики. Показатели индикативных программ представляют только общие ориентиры развития.
Планирование – это совокупность действий таких, как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей.
Разрабатывая план, для начала следует ответить на вопросы: что мы планируем? Для чего мы планируем? Какой результат мы хотим получить?
Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Планирование требует аналитического мышления.
Критерии хорошего плана:
План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды.
Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах.
Предполагаемые результаты должны быть четко определены.
Этапы или промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно.
План должен определять четкие сроки для каждой фазы.
Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды. За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель.
Последовательность планирования:
- Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды (слабые и сильные стороны системы учреждения образования, возможности среды и т. п.)
- Формулировка целей и задач.
- Определение средств достижения целей.
- Определение и взвешивание альтернативных возможностей.
- Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.
- Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.
- Разбитие средств на конкретные работы по срокам.
- Контроль.
Причины провала плана:
- бесконечные модификации;
- бесконечные задержки выполнения;
- план нереален с самого начала;
- план, который вначале имел какие-то цели и смысл, оказался не актуален и не нужен;
- провал в результате скопления дополнительных задач;
- план, по мере своей разработки, постепенно отошел от своей цели и не решает поставленных задач.
Цель - указание на то, каким должен быть результат каких-либо действий; осознанный образ предвосхищаемого в сознании результата, который определяет целостность и направленность поведения.
Планирование должно быть творчеством всего коллектива. Каждый педагог осуществляет самоанализ достижений и неудач, формулирует встретившиеся затруднения, затем составляется план и окончательно утверждается педагогическим советом.
Варианты планирования:
- раздел в годовом плане учебно - воспитательной работы;
- отдельное приложение к плану в форме календарно-тематического плана работы на перспективу и текущий год;
- работа над единой методической темой (это не исключает возможности и необходимости освоения двух взаимосвязанных тем).
Необходимо планировать не только конкретные задачи, основное содержание, виды деятельности, но и определять способы учета, контроля, анализа результатов.
Структура и содержание плана методической работы
Структура плана методической работы носит примерный характер и может включать следующие разделы:
1. Характеристика педагогических кадров и методической системы учебного заведения.
2. Проблемный анализ деятельности методической службы за истекший период.
· Над какой основной проблемой работали.
· Какими средствами разрешались проблемы.
· Какие результаты получили.
· Какие противоречия остались неразрешенными и почему.
3. Цели, задачи, основные направления работы в новом учебном году.
4. Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства:
а) определение методических тем для педагогов;
б) организация повышения квалификации;
в) организация целевых взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий;
г) изучение нормативных документов;
д) изучение методик, методов, технологий, форм развития и воспитания;
5. Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
6. Тематика заседаний МО.
7. Разработка методических рекомендаций, пособий и т. п.
8. Совершенствование качества воспитания учащихся:
а) организация и проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся и эффективности воспитательной системы;
б) участие в творческих группах, конференциях, научных выставках и т. п.
9. Укрепление учебно-методической и материальной базы.
Планирование работы МО может также осуществляться по основным направлениям деятельности:
· Организационно-методическое обеспечение системы повышения квалификации;
· Организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности учебно - воспитательного процесса;
· Организация и экспертиза инновационной деятельности педагогов и учреждения в целом;
· Участие в аттестации педагогов;
· Диагностика качества обучения и воспитания.
Форма плана может состоять из следующих разделов:
1 раздел – итоги работы за прошлый год (результаты обучения и развития учащихся сопоставить с имеющимися затруднениями учителя в решении учебно - воспитательных задач).
2 раздел – задачи методической работы в новом учебном году (формулировка основных направлений работы, вытекающих из предложений и результатов диагностики ).
3 раздел – это содержание работы (перечень и тематика коллективных заседаний, разнообразных видов деятельности).
Форма плана работы может определяться на заседании методического совета. Обязательными требованиями являются конкретность понятности целей и планируемых результатов при проведении любого мероприятия, творческие цели, выдвигаемые сегодня на первый план.
Заседания МО могут проходить в виде обсуждения содержания новых документов, положений ; дискуссии по новым методическим пособиям и новинкам педагогической и методической литературы; беседы за «круглым столом»; практических индивидуальных и групповых занятий по работе с учащимися и их семьями; открытых уроков и внеклассных мероприятий; индивидуальной и групповой работы по оборудованию методического кабинета в школе; обсуждения вопросов по содержанию самообразования педагогов в каникулярное время; разработки тематики мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми; распределения поручений с учетом сложившихся интересов; определения материалов, которые в течение года педагог передаст в методкабинет (доклады, методические разработки, сценарные разработки, творческие работы учащихся и т. д.)
В этот раздел может быть включена деятельность по подготовке конкурсов, праздников, организуемых органами ученического самоуправления.
Анализ эффективности методической работы
Исходной позицией при анализе эффективности методической работы является соответствие ее основной цели, роста уровня педагогического мастерства , с конечной целью – повышением качества и эффективности учебно - воспитательного процесса.
Анализ – это специфический вид профессиональной деятельности руководства учебного заведения школы. Он представляет собой необходимый компонент педагогического анализа УВР в учреждении образования.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 223.