Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия Платона

Всякая душа бессмертна

Платон «Федр»

1. ОТ РОДА К ДУХУ

Гайденко П.П. Раздел 1, Глава 1. См.: Философия: Учебник для вузов // Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с. ( http://www.netcabinet.ru/uploads/8/5/0/9/8509295/filosofia_mironov.pdf )

К VI в. до н. э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальных отношений, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология. Сознание человека в мифологическую эпоху еще не вполне индивидуализировано; человек мыслит себя не столько как нечто самостоятельное, сколько как включенный в свое сословие, свою социальную общность, затем — в свой народ, свою религию.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения:

· не через привычку и традицию, а через собственный разум.

· Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам.

· На место обычаев приходило образование,

· место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос.

Функции отца и учителя, таким образом, разделились.

· Между собой сталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, которая представляет всеобщее начало, но данное в его природной непосредственности, а с другой — новый, нарождающийся тип всеобщего, по отношению к которому отдельный род, семья выступают как нечто частное: это — государство, все граждане которого составляют правовое и политическое целое.

 

На протяжении нескольких веков — с VII по IV в. до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

 

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

 

2. ОТ МИФА К ЛОГОСУ

Шелер М. Человек и история. // Макс Шелер. Избранные произведения. М., 1994. С. 75-77.

( https://igiti.hse.ru/data/987/313/1234/3_3_1Schel.pdf )

Классическую древнегреческую культуру характеризует резкое выделение человека из природы (чувства, мысли, теории), а именно идея о Логосе, разуме, духе как о пути возвышения человека над природой и как о возможности соотнесения человека с божеством.

 

Так, в греческой философии все сущее истолковывается посредством категорий позитивной, активно действующей формы-идеи и негативного, страдательного фактора бытия (материи). Благодаря этому человеческое сознание впервые может возвыситься над природой (материей), так как человеческому роду присуще специфическое деятельное начало, свойственное только ему и неразложимое на элементарные начала, которые присущи растительным и животным душам, а именно - разум (logoV, ratio). Благодаря разуму homo впервые получает способность познавать сущее таким, каково оно есть само по себе (идеально), познавать божество, мир и самого себя. Но этот самый разум в человеке - это частичная функция (позднее - как функция творения) божественного, полагающего идеи logoV¢а и nouV¢а, и который все снова и снова порождает этот мир и его порядок - не в смысле творения, но в смысле вечного движения и образования.

 

Характеристики Логоса[2], т.о., суть:

1. активно действующая форма-идея

2. божественное начало, т. е. полагающее идеи logoV¢а и nouV¢а

3. начало, порождающее этот мир и его порядок (не в смысле творения, но в смысле вечного движения и образования)

4. деятельное начало

5. вечное, неизменное

 

Характеристики идеи " homo sapiens":

1. человек наделен божественным началом, которое вся природа субъективно не содержит;

2. это начало и то, что вечно образует и формует мир как мир (рационализирует хаос, "материю" в космос) суть онтологически или по крайней мере по своему принципу одно и то же; поэтому и познание мира истинно;

3. это начало в качестве logoV¢а и в качестве человеческого разума достаточно сильно и могущественно, чтобы претворять в действительность свои идеальные содержания ("власть духа", "самовластие идеи");

4. это начало абсолютно как константно, так и с исторической точки зрения (в плане принадлежности к тому или иному народу и сословию).

Космос[3]:

Гайденко П.П. Раздел 1, Глава 1. См.: Философия: Учебник для вузов // Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с

Красивый (упорядоченный, иерахичный): от хаоса→через логос→к космосу (порядку)

Целесообразный

Самодовлеющее, вечное бытие

Живое, одушевленное целое

Полон чудес и загадок

 

3. ОТ КОСМОСА К БЫТИЮ

От физического[4] (натурфилософского) монизма к метафизическому дуализму

I. Вступление

1. Встреча некоего Аполлодора из Фалера с неким Главконом (не тем, который изображен в "Государстве" в качестве брата Платона), просьба последнего рассказать о пире в доме Агафона и согласие Аполлодора сделать это, со слов некоего Аристодема из Кидафин, лично присутствовавшего на этом пире (172а – 173е).

2. Рассказ Аристодема об обстоятельствах, предшествовавших пиру: встреча Аристодема с Сократом, приглашение его этим последним на пир, опоздание Сократа на пир (Сократ, как известно, часто прерывал разговор ради молчаливого раздумья), любезная встреча Аристодема в доме Агафона и предложение Павсания не просто заниматься пиршеством, но каждому из его главных участников произнести похвальную речь Эроту (Эросу), богу любви (174а – 178а).

Философия Платона

Всякая душа бессмертна

Платон «Федр»

1. ОТ РОДА К ДУХУ

Гайденко П.П. Раздел 1, Глава 1. См.: Философия: Учебник для вузов // Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с. ( http://www.netcabinet.ru/uploads/8/5/0/9/8509295/filosofia_mironov.pdf )

К VI в. до н. э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальных отношений, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология. Сознание человека в мифологическую эпоху еще не вполне индивидуализировано; человек мыслит себя не столько как нечто самостоятельное, сколько как включенный в свое сословие, свою социальную общность, затем — в свой народ, свою религию.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения:

· не через привычку и традицию, а через собственный разум.

· Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам.

· На место обычаев приходило образование,

· место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос.

Функции отца и учителя, таким образом, разделились.

· Между собой сталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, которая представляет всеобщее начало, но данное в его природной непосредственности, а с другой — новый, нарождающийся тип всеобщего, по отношению к которому отдельный род, семья выступают как нечто частное: это — государство, все граждане которого составляют правовое и политическое целое.

 

На протяжении нескольких веков — с VII по IV в. до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

 

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

 

2. ОТ МИФА К ЛОГОСУ

Шелер М. Человек и история. // Макс Шелер. Избранные произведения. М., 1994. С. 75-77.

( https://igiti.hse.ru/data/987/313/1234/3_3_1Schel.pdf )

Классическую древнегреческую культуру характеризует резкое выделение человека из природы (чувства, мысли, теории), а именно идея о Логосе, разуме, духе как о пути возвышения человека над природой и как о возможности соотнесения человека с божеством.

 

Так, в греческой философии все сущее истолковывается посредством категорий позитивной, активно действующей формы-идеи и негативного, страдательного фактора бытия (материи). Благодаря этому человеческое сознание впервые может возвыситься над природой (материей), так как человеческому роду присуще специфическое деятельное начало, свойственное только ему и неразложимое на элементарные начала, которые присущи растительным и животным душам, а именно - разум (logoV, ratio). Благодаря разуму homo впервые получает способность познавать сущее таким, каково оно есть само по себе (идеально), познавать божество, мир и самого себя. Но этот самый разум в человеке - это частичная функция (позднее - как функция творения) божественного, полагающего идеи logoV¢а и nouV¢а, и который все снова и снова порождает этот мир и его порядок - не в смысле творения, но в смысле вечного движения и образования.

 

Характеристики Логоса[2], т.о., суть:

1. активно действующая форма-идея

2. божественное начало, т. е. полагающее идеи logoV¢а и nouV¢а

3. начало, порождающее этот мир и его порядок (не в смысле творения, но в смысле вечного движения и образования)

4. деятельное начало

5. вечное, неизменное

 

Характеристики идеи " homo sapiens":

1. человек наделен божественным началом, которое вся природа субъективно не содержит;

2. это начало и то, что вечно образует и формует мир как мир (рационализирует хаос, "материю" в космос) суть онтологически или по крайней мере по своему принципу одно и то же; поэтому и познание мира истинно;

3. это начало в качестве logoV¢а и в качестве человеческого разума достаточно сильно и могущественно, чтобы претворять в действительность свои идеальные содержания ("власть духа", "самовластие идеи");

4. это начало абсолютно как константно, так и с исторической точки зрения (в плане принадлежности к тому или иному народу и сословию).

Космос[3]:

Гайденко П.П. Раздел 1, Глава 1. См.: Философия: Учебник для вузов // Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с

Красивый (упорядоченный, иерахичный): от хаоса→через логос→к космосу (порядку)

Целесообразный

Самодовлеющее, вечное бытие

Живое, одушевленное целое

Полон чудес и загадок

 

3. ОТ КОСМОСА К БЫТИЮ

От физического[4] (натурфилософского) монизма к метафизическому дуализму

Космологизм и онтологизм ранней греческой философии

Гайденко П.П. Раздел 1, Глава 1. См.: Философия: Учебник для вузов // Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI в. до н. э.), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческого слова physis — природа.

Однако уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив — выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций.

Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения[5]. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от основателя школы — Пифагора, жившего во второй половине VI в. до н. э.), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов — Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI — начало V в. до н. э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового.

Согласно Пармениду, бытие — это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом — важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, — это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говоря, мышление и бытие — это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова Парменида означают: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; существует лишь невидимое, неосязаемое, ибо только оно может быть мыслимо без противоречия[6].

Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые именно школа элеатов с такой четкостью противопоставила истинное бытие как нечто умопостигаемое, доступное разуму — чувственному миру, противопоставила знание — мнению, т. е. обычным, повседневным представлениям. Это противопоставление чувственного мира истинно существующему (миру «знания») стало, по сути, лейтмотивом всей западной философии.

Согласно элеатам, бытие — это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление — это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие. Но это множество, открытое чувственному восприятию, — множество разрозненных признаков.

Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее — у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 262.