Региональный социально-экономический комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов.
Регион (от лат. regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) – это часть территории страны, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориями в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.
Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:
1. как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;
2. система внутриреспубликанских регионов с внутренней структурой экономики в каждом из них.
Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), которые представляет собой совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, имеющих общую систему производственной и социальной инфраструктур.
В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.
В Республике Беларусь наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская и Витебская области, площадь которых составляет соответственно 40,4, 40,2 (вместе с Минском) и 40,1 тыс. км2, в то время как Брестской области — 32,8, Могилевской — 29,1 и Гродненской — 25,1 тыс. км2.
Основой экономического потенциала регионов является промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Гомельская область (22,3 %) и Минск (21,0 %), тогда как доля Гродненской области составляет 8,6 %, а Могилевской — 8,2 %.
По производству сельскохозяйственной продукции наибольший удельный вес в стране имеют Минская (23,7 %), Гродненская (17,7 %) и Брестская (17,5 %) Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог - в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. Высокая плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 км2 территории характерна для Минской и Гродненской, низкая — Гомельской области.
Среди внутриреспубликанских регионов Минская область занимает первое место по количеству промышленных предприятий и производств. Во внутриреспубликанском разделении труда Витебская область выделяется как индустриальный регион. Из восточных регионов Беларуси наименьшим экономическим потенциалом располагает Могилевская область, которая по размерам территории, и по численности населения превосходит только Гродненскую область. Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:
• выгодное географическое положение (Брестская, Гродненская области, г. Минск);
• высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г. Минск, Витебская, Гомельская, Минская области);
• более благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства (Гродненская, Брестская, Минская области);
• наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г. Минск).
Региональная экономическая политика является составной частью государственной социально-экономической политики страны и заключаются в применении высшими органами государственной власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.
Объектами государственной региональной политики являются административно-территориальные образования (области, г.Минск, административные районы, города, посёлки городского типа, сельские Советы).
Субъектами государственной региональной политики выступают республиканские и местные органы власти и управления и местные органы самоуправления.
Главным направлением государственной региональной политики является деятельность государства по обеспечению сравнительно одинаковых условий жизнедеятельности населения во всех регионах страны, всемерное использование благоприятных и ограничение (устранение) действия негативных региональных факторов для достижения стратегических целей социально-экономического развития, а также на поддержку регионов, решение социально-экономических проблем которых невозможно без его вмешательства.
При выработке основных направлений региональной политики необходимо учитывать ряд важнейших принципов: согласование интересов государства и регионов; дифференцированный подход к возможностям и перспективам развития регионов; разграничение сфер влияния органов общегосударственного и территориальных уровней управления региональным развитием; обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов.
Цели государственной региональной политики:
Стратегия государственной региональной политики - обеспечение конкурентоспособности отдельных белорусских регионов и повышении их вклада в укрепление экономического положения страны в мировой экономике путём рационального использования местных экономических условий и преимуществ территориального разделения труда.
Главной целью региональной политики на 2006-2015 гг. должно стать выравнивание экономических условий и возможностей развития регионов. Основными задачами в связи с этим должны стать:
• формирование пространственной структуры регионально экономики, способствующей выравниванию экономических возможностей регионов;
• поддержка регионов, находящихся в более сложных экономических и экологических условиях.
Главной целью региональной политики после 2015 г. должно быть создание благоприятных условий жизнедеятельности и среды обитания для всего населения страны независимо от места его проживания.
Для этого необходима консолидация усилий и средств на следующих основных направлениях регионального развития:
• реализация государственных программ по формированию благоприятной среды обитания и необходимой инфраструктуры отдыха и оздоровления населения в регионах;
• финансовая поддержка территорий, осуществляющих мероприятия по улучшению состояния окружающей среды;
• привлечение частного бизнеса в индустрию отдыха, оздоровления населения, культурного, туристского обслуживания;
• поддержка государством проблемных территорий разных типов.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 191.