Розничная торговля как отрасль социально-потребительского комплекса РБ
Торговля – одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,2%, численность занятых в розничной торговле и общественном питании – 14,3% занятых в экономике (2007г.).
Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».
За 1991 – 2012 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990г. почти в 1,5 раза, однако в 2012 г. к уровню 1990г. вырос в 1,6 раза и составил 38168 млрд. рублей в действующих ценах.
Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8%, а частной – 34,2% (в основном потребительская кооперация), то в 2003г. доля государственной собственности уменьшилась до 18,4%, а частной, наоборот, возросла до 79,8%. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2003г. – 10,2%), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2003г. составила 1,8% .
Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991 – 2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002г. она достигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90% норматива), сельского населения – 263 м2 при нормативе 300 м2 (88%).
Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации па 2005 – 2010 годы.
Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий в переходной экономике Беларуси
Нет в конспекте
Участие РБ в международных интеграционных процессах
Нет в конспекте
42. Сущность, основные этапы и проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
42-45 вопросы – 6 тема полностью
Розничная торговля как отрасль социально-потребительского комплекса РБ
Торговля – одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,2%, численность занятых в розничной торговле и общественном питании – 14,3% занятых в экономике (2007г.).
Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».
За 1991 – 2012 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990г. почти в 1,5 раза, однако в 2012 г. к уровню 1990г. вырос в 1,6 раза и составил 38168 млрд. рублей в действующих ценах.
Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8%, а частной – 34,2% (в основном потребительская кооперация), то в 2003г. доля государственной собственности уменьшилась до 18,4%, а частной, наоборот, возросла до 79,8%. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2003г. – 10,2%), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2003г. составила 1,8% .
Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991 – 2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002г. она достигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90% норматива), сельского населения – 263 м2 при нормативе 300 м2 (88%).
Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации па 2005 – 2010 годы.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 215.