Классификация типов политических лидеров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
По масштабу социальной базы: 1. Общенациональный; 2. Больших социальных групп; 3. Общественной организации или движений.
По отношению руководителя к подчинённым: 1. Авторитарное предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. 2. Демократическое выражается в учёте руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
По имиджу 1) Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования. 2) Лидер-служитель — наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. 3) Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить. 4) Лидер-пожарный — обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Примеры лидеров: большинство лидеров в современных обществах.
По ресурсам лидерства (классификация по М. Веберу): 1. Традиционное: опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. 2. Легальное:опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определённых властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами. 3. Харизматическое: основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Выборы — это тип политического участия граждан. Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения и определения результатов голосования и распределением мандатов (юридическое отношение представительства, вакантное место, занимаемое посредством избрания) между партиями.

Компоненты избирательной системы:

  1. Избирательное право — это принцип и условие участия граждан в формировании выборных органов, комплекс правовых норм о порядке выборов. Избирательное право может быть активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным). Избирательное право может быть ограниченно цензами: возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.
  2. Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными.

  1. Всеобщий характер избирательного права выражается в том, что участвовать в выборах могут все граждане, достигшие определенного возраста, независимо от пола, расы, социального происхождения и других факторов.
  2. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях.
  3. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.
  4. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Этапы избирательного процесса:

  1. Назначение выборов.
  2. Организация избирательных округов.
  3. Создание избирательных комиссий.
  4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.
  5. Выдвижение кандидатов.
  6. Предвыборная агитация.
  7. Процесс голосования.
  8. Подведение итогов голосования.
  9. Установление результатов и распределение мест в выборных органов по итогам голосования.

Избирательными системами называют порядок формирования выборных органов государства.

Избирательные системы могут быть двух типов — мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.

Пропорциональная избирательная системаэто способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там, исключаются из федеральных списков.

Типы избирательных систем:

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональная система — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть — с пропорциональной.

Достоинства

  • прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата, а не за список представителей партии);
  • формирование устойчивого правительства.
  • широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств);
  • гарантия представительства мелких и средних партий.
формирование действительно представительного органа власти.

Недостатки

  • мелкие партии могут быть не представлены в сформированном органе власти;
  • не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять до 49%).
  • отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями;
  • избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций, что затрудняет его работу.
  усложненный процесс проведения выборов.      

Орган государственной власти (государственный ор­ган) — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установ­ленном им порядке.

Законодательная власть в РФ

Федеральное собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представи­тельный и законодательный орган.

Палаты Федерального собрания

Государственная Дума (нижняя палата) Совет Федерации (верхняя палата)

Особенности формирования

Состоит из 450 депутатов, избирае­мых всем населением страны сро­ком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достиг­ший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. 24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один пред­ставитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти, а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ).

Предмет ведения

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президен­ту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. 7) Решение вопроса о доверии (не­доверии) Правительству РФ. 8) Назначение на должность и осво­бождение от должности: 1) Председателя Центрального банка РФ; 2) Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий); 3) Уполномоченного по правам че­ловека в РФ (омбудсмена). 9) Объявление амнистии. 10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности - импичмент.   6) Утверждение изменения границ между субъектами РФ. 7) Утверждение указов Президен­та РФ о введении военного и чрез­вычайного положения. 8) Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России. 9) Назначение выборов Президен­та РФ. 10) Отрешение Президента РФ от должности. 11) Назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего судов РФ. 12) Назначение на должность и осво­бождение от должности:
  • Генерального прокурора РФ;
  • заместителя Председателя Счёт­ной палаты и половины состава — её аудиторов;
  • части членов Центральной изби­рательной комиссии.

Исполнительная власть в РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Полномочия Правительства РФ

Содержание полномочий Средства осуществления
  • Разработка и представление Фе­деральному собранию федерального бюджета и обеспечение его испол­нения; предоставление Государ­ственной Думе отчёта об исполне­нии федерального бюджета.
Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.
  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.
Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, дру­гие структуры.
  • Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, другие структуры.
  • Осуществление управления феде­ральной собственностью.
Управление осуществляют мини­стерства, государственные корпо­рации.
  • Осуществление мер по обеспече­нию обороны страны, государствен­ной безопасности, реализации вне­шней политики РФ.
Обеспечивают министерства: обо­роны, внутренних дел, по чрезвы­чайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопас­ности, Федеральная служба охраны, другие структуры.
  • Осуществление мер по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учрежде­ния.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Пред­седателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государствен­ной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассмат­ривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Го­сударственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. Пос­ле трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, рас­пускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент на­значает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства от­носятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в РФ

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Изменения: 21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) с Верховным судом РФ. 6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Институт Президентства в РФ

Президент РФ (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предо­ставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые не­обходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов РФ.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и осво­бождает от должности заместителей Председа­теля Правительства РФ и федеральных минист­ров. Принимает решение об отставке Прави­тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных её местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведёт переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Срок полномочий Президента РФ — 6 лет.

Основные функции Президента РФ

1) Является гарантом (от фр. garant — поручитель) Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимо­сти и государственной целостности.

3) Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

4) Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

5) Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». Конститу­ция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: гражданство РФ; постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; возраст не младше 35 лет.

 

 

В соответствии с Указами Президента РФ созданы девять феде­ральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Се­веро-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский, Крымский. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Принадлежность предмета ведения и полномочий Перечень вопросов Особенность действия нормативных правовых актов
Российская Феде­рация Внешняя политика и международные отноше­ния РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопро­изводство; уголовное, гражданское право и др. Федеральные законы, имеющие прямое дей­ствие на всей террито­рии РФ.
Российская Феде­рация и её субъек­ты (совместное ве­дение) Защита прав и свобод че­ловека и гражданина; ко­ординация международ­ных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов; охрана окружающей сре­ды; общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры; адми­нистративное, трудовое, семейное, жилищное право. Федеральные законы, в соответствии с которы­ми субъекты Федерации принимают уже свои за­коны и иные норматив­ные правовые акты. Правовые акты субъек­тов РФ должны соот­ветствовать федераль­ным законам поданным вопросам.
Субъекты Россий­ской Федерации Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совмес­тного ведения РФ и её субъектов, которые Кон­ституция РФ не ограни­чивает и не конкретизи­рует в полной мере. Нормативные правовые акты субъектов РФ, из­данные по данным воп­росам, не рассматрива­ются с точки зрения их соответствия Конститу­ции РФ, так как они на­ходятся вне пределов компетенции Федера­ции. В случае противо­речия между федераль­ным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ.

Структура правоохранительных органов:

1. Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением граж­данских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

2. Прокуратура — осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуж­дает уголовные дела, поддер­живает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.

3. Органы внутренних дел (милиция, пожарная служ­ба, Государственная инс­пекция безопасности до­рожного движения и др.) — занимаются вопросами за­конности и правопорядка.

4. Органы государственной безопасности — осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы­вательная деятельность, борь­ба с преступностью и терро­ристической деятельностью, разведывательная деятель­ность, пограничная деятель­ность, обеспечение информа­ционной безопасности.

5. Органы таможни — ведают контролем над вво­зом и вывозом товаров, взи­манием пошлин и сборов.

6. Органы налоговой полиции — осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.

7. Нотариат — осуществляет удостоверение всевозможных сделок (догово­ров), оформление наследственных прав, заверение копий доку­ментов, принимает на хранение документы и др.

8. Адвокатура — оказание юридической помощи гражда­нам и организациям.

Функции правоохранительных органов:

Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции, основными из которых являются:

1) Охрана государственного и общественного строя.

2) Укрепление законности и правопорядка.

3) Защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.

5) Борьба с преступностью.

Конституция (в переводе с латинского constitutio — установление, устройство) — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.


Дата: 2019-02-24, просмотров: 831.