По масштабу социальной базы: | 1. Общенациональный; 2. Больших социальных групп; 3. Общественной организации или движений. |
По отношению руководителя к подчинённым: | 1. Авторитарное предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. 2. Демократическое выражается в учёте руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. |
По имиджу | 1) Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования. 2) Лидер-служитель — наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. 3) Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить. 4) Лидер-пожарный — обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Примеры лидеров: большинство лидеров в современных обществах. |
По ресурсам лидерства (классификация по М. Веберу): | 1. Традиционное: опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. 2. Легальное:опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определённых властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. 3. Харизматическое: основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро. |
Выборы — это тип политического участия граждан. Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.
Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения и определения результатов голосования и распределением мандатов (юридическое отношение представительства, вакантное место, занимаемое посредством избрания) между партиями.
Компоненты избирательной системы:
Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными.
Этапы избирательного процесса:
Избирательными системами называют порядок формирования выборных органов государства.
Избирательные системы могут быть двух типов — мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов.
Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.
Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.
При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов.
Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там, исключаются из федеральных списков.
Типы избирательных систем:
Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. | Пропорциональная система — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах. | Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть — с пропорциональной. |
Достоинства
Недостатки
Орган государственной власти (государственный орган) — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Законодательная власть в РФ
Федеральное собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Палаты Федерального собрания
Государственная Дума (нижняя палата) | Совет Федерации (верхняя палата) |
Особенности формирования | |
Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. 24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. | В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти, а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ). |
Предмет ведения | |
1) Обсуждение и принятие законов. 2) Обсуждение и принятие федерального бюджета. 3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование. 4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира. 5) Вопросы статуса и защиты государственных границ. | |
6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. 7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ. 8) Назначение на должность и освобождение от должности: 1) Председателя Центрального банка РФ; 2) Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий); 3) Уполномоченного по правам человека в РФ (омбудсмена). 9) Объявление амнистии. 10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности - импичмент. | 6) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
7) Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.
8) Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.
9) Назначение выборов Президента РФ.
10) Отрешение Президента РФ от должности.
11) Назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего судов РФ.
12) Назначение на должность и освобождение от должности:
|
Исполнительная власть в РФ
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Полномочия Правительства РФ
Содержание полномочий | Средства осуществления |
| Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д. |
| Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, другие структуры. |
| Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, другие структуры. |
| Управление осуществляют министерства, государственные корпорации. |
| Обеспечивают министерства: обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, другие структуры. |
| Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения. |
Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.
Судебная власть в РФ
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Изменения: 21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) с Верховным судом РФ. 6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов. 6 августа 2014 года суд был упразднен.
Институт Президентства в РФ
Президент РФ (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.
По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Сфера деятельности | Основные полномочия Президента РФ |
Правотворческая деятельность | Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подписывает федеральные законы. |
Правовой статус личности | Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилования. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания. |
Федеративное устройство государства | Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов РФ. |
Отношения с парламентом | Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке. |
Отношения с органами исполнительной власти | Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. |
Отношения с органами судебной власти | Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ. |
Оборона и безопасность страны | Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Утверждает военную доктрину. Вводит в случае необходимости на территории РФ или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение. |
Внешняя политика | Ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. |
Срок полномочий Президента РФ — 6 лет.
Основные функции Президента РФ
1) Является гарантом (от фр. garant — поручитель) Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2) Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.
3) Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4) Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: гражданство РФ; постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; возраст не младше 35 лет.
В соответствии с Указами Президента РФ созданы девять федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский, Крымский. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.
Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов
Принадлежность предмета ведения и полномочий | Перечень вопросов | Особенность действия нормативных правовых актов |
Российская Федерация | Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. | Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. |
Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) | Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право. | Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные правовые акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам поданным вопросам. |
Субъекты Российской Федерации | Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере. | Нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ. |
Структура правоохранительных органов:
1. Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
2. Прокуратура — осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
3. Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) — занимаются вопросами законности и правопорядка.
4. Органы государственной безопасности — осуществляют обеспечение безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
5. Органы таможни — ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
6. Органы налоговой полиции — осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
7. Нотариат — осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
8. Адвокатура — оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Функции правоохранительных органов:
Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции, основными из которых являются:
1) Охрана государственного и общественного строя.
2) Укрепление законности и правопорядка.
3) Защита прав и свобод человека и гражданина.
4) Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.
5) Борьба с преступностью.
Конституция (в переводе с латинского constitutio — установление, устройство) — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 865.