Формы территориально-государственного устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.
3. Территория Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов установленном конституцией порядке. Отсутствие единой территории.
4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза. Государств-участников.
6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства- участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

Политический режимсовокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

Линии

Сравнения

Типы режимов

Демократический

Недемократический

Тоталитарный Авторитарный 1. Формы Непосредственная и представительная демократия. Итальянский фашизм, немецкий национал- социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота и др. От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока. 2.Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности. Опора на массовые движения люмпенизированных слоёв населения. Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь. 3.Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения. «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни. Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни. 4. Партийная система Многопартийность. Господство одной партии. Правящая партия огосударствлена. 5. Оппозиция Действует легально. Отрицается. Ее деятельность ограничена жёсткими рамками. 6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом. Запрещено все, что не разрешено законом. Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью. 7. Права и свободы граждан Большой объём прав и свобод граждан, которые не только, провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. 8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер. Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жёсткая производственная дисциплина. Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой. 9. Идеология Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный). Существует единственная обязательная официальная идеология. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений. 10. Карательные органы Строго подчиняются закону. Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.  

Политическая система обществаэто сложная разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Функции политической системы:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению по­ставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование различных интересов субъектов политиче­ского процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм пове­дения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм по­ведения, пресечение попыток их нарушения.

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества

Наименование подсистемы Её сущность
Институциональная Включает: 1) государствоэто единая политическая ор­ганизация общества, которая распрост­раняет свою власть в отношении всего насе­ления на закреплённой за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех ве­ления и обладает суверенитетом.Это глав­ный институт политической системы; 2) политические партииэто организован­ные группы единомышленников, выражаю­щие интересы определённых социальных сло­ев и стремящиеся к достижению определён­ных политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении); 3) общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; 4) иные политические институты.
Нормативная Включает: политические принципы, политиче­ские традиции, нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила по­ведения в политике.
Функцио­нальная Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Коммуника­тивная Совокупность связей и взаимодействий: 1) между подсистемами политической системы; 2) между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; 3) между политическими системами различных стран.
Культурно­-идеологиче­ская Охватывает: 1) политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологи­ческих стереотипов, отражающих непо­средственное отношение людей к сложив­шейся политической системе общества, политике, политическим институтам; 2) политическую идеологию (от гр. idea — по­нятие, logos — учение, слово) — систему идей, взглядов на политическую жизнь, концепций, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориента­ции на те или иные политические явления, процессы, структуры; 3) политическую культуру — систему сло­жившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о поли­тических идеалах, справедливом государ­стве, смысле политической жизни, значимос­ти политической борьбы, способов оценива­ния и объяснения политических явлений.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Принципы демократии:

  1. Признание народа источником власти и носителем су­веренитета.
  2. Равноправие граждан (правда, только формаль­но-юридическое), равная возможность участия в поли­тической жизни.
  3. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны го­сударства.
  4. Принцип большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.
  5. Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства).
  6. Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конку­ренции.
  7. Правовое государство — вид демократического госу­дарства, политический режим которого опирается на стро­гое соблюдение законности, правовых норм, закрепляю­щих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свобо­ды человека и народов.
  8. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры.
  9. Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного конт­роля за ними со стороны общества.
  10. Выборность основных органов власти на основе всеоб­щего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
  11. Развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии:

  1. Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.
  2. Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.
  3. Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

Признаки демократии:

Наименование признака Его содержание
Народ — источник власти (суверенитет народа) Граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.
Свободные выборы Граждане сами, без какого-либо давления извне принимают решение на выборах.
Наличие независимых средств массовой информации (СМИ) СМИ доносят до граждан разные политические альтернативы и их вероятные последствия. В пределах разумного каждый член общества информирован по основным вопросам жизни общества и государства.
Идеологическое многообразие и плюрализм мнений Ни одна идеология не должна иметь преимуществ и не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Многопартийность В обществе существуют оппозиционные партии, которые критикуют и выявляют недостатки и просчёты в деятельности представителей государственной власти. Оппозиция всячески поддерживается и культивируется.
Широкие и гарантированные права и свободы граждан Гарантии в реализации своих прав и свобод предоставляются всем гражданам. Личность достаточно социально защищена и имеет достойный уровень жизни.
Принятие политических решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства В основе принятия решений лежит общая воля, вырабатываемая с помощью консенсуса (общего согласия), а если его достичь не удается, то принимается компромиссное решение (соглашение на основе взаимных уступок), устраивающее и большинство, и меньшинство.
Повышение значимости морали как средства социального регулирования Люди становятся более гуманными и нравственными; значение морали в отношениях между ними возрастает.

Виды демократии:

  1. Прямая демо­кратия ( непо­средственная ) — граждане сами непосредствен­но участвуют в подготовке и принятии реше­ний (использу­ется главным образом на уров­не местного самоуправления).
  2. Плебисцитная (от лат. plebs — простой народ, scitum — решение, пос­тановление) демократия — граждане могут только поддержать или отверг­нуть предлагаемое реше­ние, однако сами при­нять участие в его подго­товке и контролировать его выполнение гражда­не не в силах (референ­дум, прямое голосова­ние, всенародное обсуж­дение и др.).
  3. Представи­тельная демо­кратия — граждане опос­редованно (не­прямо) участву­ют в принятии решений (выбо­ры своих пред­ставителей (де­путатов), главы государства и др.).

Гражданское общество — это: 1) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

2) совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 215.