Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что такое власть?

Власть— это отношение между людьми, при котором одни командуют, указывают, а другие подчиняются, выполняют».

«Власть — это механизм организации и регулирования совместной деятельности».

Компоненты власти

Важно понять, что власть — это отношения двух сторон: субъекта и объекта, которые характеризуются степенью возможности первого навязать свою волю второму.

В зависимости от задач, которые субъекты власти ставят в отношении объектов власти, вырисовываются функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т. п.

Наиболее распространенные источники власти — это сила, наследство, деньги (капитал), возможность распоряжения каким-то общественным продуктом или благами, владение знаниями, информацией, тайна, авторитет, социальный статус, харизма (не путать с авторитетом и статусом!) и пр.

С источниками власти тесно связаны основания власти — база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания (конституция, законы страны и пр.).

В свою очередь наиболее распространённые механизмы власти (ресурсы власти) — это прямое внушение (суггестия), принуждение (насилие), поощрение, право, шантаж, манипуляция, санкции, убеждение, традиции, мифы и пр.

Политическая (от гр. politike — искусство управления государством, от гр. polis — город-государство) власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти.

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. 2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями. 3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории. 4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества. 5) Действует на основе права от имени всего общества.

Признаки государства

  1. Территориальная целостность — четко ограниченная территория государства, на которой функционируют его органы власти и действуют его законы.
  2. Государственный суверенитет — верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны. Сюда же попадает и независимость в отношениях с другими странами.
  3. Исключительное право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие, взимать налоги, эмиссию денег.
  4. Наличие публичной власти — выделенной из общества и наделённой определёнными властными полномочиями группы людей (чиновников) для управления делами государства.
  5. Наличие органов принуждения (армия, полиция, службы правопорядка), наделённых соответствующими полномочиями.
  6. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
  7. Обязательность членства в государстве (гражданство).
  8. Символы государства — герб, флаг, гимн, девиз.

Дополнительные признаки государства:

  1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.
  2. Единая оборонная и внешняя политика.
  3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Внутренние Внешние
1. Политическая — управление обществом через различные институты власти и процесс нормотворчества (создание законов). 2. Экономическая — регулирование экономических отношений и проведение структурных преобразований. 3. Социальная — развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения общества. 4. Идеологическая — воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные СМИ. 1. Обеспечение национальной безопасности. 2. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. 3. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях. 4. Участие в решении глобальных проблем человечества.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

  • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
  • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
  • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);
  • социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

  • защита границ и оборона страны при нападении извне;
  • внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;
  • организация экономических связей с другими странами.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима. О них надо говорить подробнее.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

1) Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству .

Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Любопытно проследить эволюцию монархии с древности до наших дней, так как это поможет понять, почему эта, казалось бы, анахроническая форма власти существует по сей день. Самой ранней формой монархии была деспоти́я (от др.-греч. δεσποτία — неограниченная власть, которое, в свою очередь, произошло от δεσπότης — глава семьи). Деспотия представляла собой такую форму правления, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или у узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Впервые термин был введён Аристотелем, который описал деспотию в своём сочинении «Политика» как форму правления, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. Классическими деспотиями в своё время являлись государства Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия). Кроме того, деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Практически параллельно шло развитие и теократических представлений о природе монархии (теократия — от греч. θεος — бог и κρατειν — управлять). В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или, по крайней мере, наместник бога. В разное время элементы теократической монархии имели место в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов), и пр. Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царём и самодержцем. Русское слово самодержец — это грубый перевод греческого слова autokratos (от греч. αυτός — сам и греч. κρατέω — править, властвовать, то есть «сам властвует», «сам держит власть»), которым именовали византийских императоров. В наше время самодержавие часто приравнивают к абсолютизму, а автократию к деспотии, что есть грубейшая ошибка. Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной (абсолютизм) и, как следствие, самодурной (деспотичной) властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе складывается представление об абсолютной монархии (от лат. absolutus — безусловный, лучший, превосходная степень чего либо). Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV — «короля-солнца».

Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма. Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. е. власть правителя. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой была власть монарха, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к праву государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами.

То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в., где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались и заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII в., ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Наиболее яркими представителями просвещённого абсолютизма стали такие европейские правители, как Фридрих II (1740−1786) в Пруссии, Иосиф II (1780−1790) в Австрии и Екатерина II (1762−1796) в России.

Современные монархии принято делить на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан .

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия (от лат. dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, <правом — доб. автора> абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций». Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке — Лесото.


Линии

Сравнения

Типы режимов

Демократический

Недемократический

Тоталитарный Авторитарный 1. Формы Непосредственная и представительная демократия. Итальянский фашизм, немецкий национал- социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота и др. От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока. 2.Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности. Опора на массовые движения люмпенизированных слоёв населения. Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь. 3.Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения. «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни. Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жёсткого контроля определённых секторов общественной жизни. 4. Партийная система Многопартийность. Господство одной партии. Правящая партия огосударствлена. 5. Оппозиция Действует легально. Отрицается. Ее деятельность ограничена жёсткими рамками. 6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом. Запрещено все, что не разрешено законом. Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью. 7. Права и свободы граждан Большой объём прав и свобод граждан, которые не только, провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство. Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности. 8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер. Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жёсткая производственная дисциплина. Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой. 9. Идеология Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный). Существует единственная обязательная официальная идеология. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений. 10. Карательные органы Строго подчиняются закону. Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.  

Политическая система обществаэто сложная разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Функции политической системы:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению по­ставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование различных интересов субъектов политиче­ского процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм пове­дения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм по­ведения, пресечение попыток их нарушения.

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества

Наименование подсистемы Её сущность
Институциональная Включает: 1) государствоэто единая политическая ор­ганизация общества, которая распрост­раняет свою власть в отношении всего насе­ления на закреплённой за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех ве­ления и обладает суверенитетом.Это глав­ный институт политической системы; 2) политические партииэто организован­ные группы единомышленников, выражаю­щие интересы определённых социальных сло­ев и стремящиеся к достижению определён­ных политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении); 3) общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; 4) иные политические институты.
Нормативная Включает: политические принципы, политиче­ские традиции, нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила по­ведения в политике.
Функцио­нальная Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Коммуника­тивная Совокупность связей и взаимодействий: 1) между подсистемами политической системы; 2) между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; 3) между политическими системами различных стран.
Культурно­-идеологиче­ская Охватывает: 1) политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологи­ческих стереотипов, отражающих непо­средственное отношение людей к сложив­шейся политической системе общества, политике, политическим институтам; 2) политическую идеологию (от гр. idea — по­нятие, logos — учение, слово) — систему идей, взглядов на политическую жизнь, концепций, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориента­ции на те или иные политические явления, процессы, структуры; 3) политическую культуру — систему сло­жившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о поли­тических идеалах, справедливом государ­стве, смысле политической жизни, значимос­ти политической борьбы, способов оценива­ния и объяснения политических явлений.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Принципы демократии:

  1. Признание народа источником власти и носителем су­веренитета.
  2. Равноправие граждан (правда, только формаль­но-юридическое), равная возможность участия в поли­тической жизни.
  3. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны го­сударства.
  4. Принцип большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.
  5. Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства).
  6. Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конку­ренции.
  7. Правовое государство — вид демократического госу­дарства, политический режим которого опирается на стро­гое соблюдение законности, правовых норм, закрепляю­щих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свобо­ды человека и народов.
  8. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры.
  9. Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного конт­роля за ними со стороны общества.
  10. Выборность основных органов власти на основе всеоб­щего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
  11. Развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии:

  1. Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.
  2. Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.
  3. Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

Признаки демократии:

Наименование признака Его содержание
Народ — источник власти (суверенитет народа) Граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.
Свободные выборы Граждане сами, без какого-либо давления извне принимают решение на выборах.
Наличие независимых средств массовой информации (СМИ) СМИ доносят до граждан разные политические альтернативы и их вероятные последствия. В пределах разумного каждый член общества информирован по основным вопросам жизни общества и государства.
Идеологическое многообразие и плюрализм мнений Ни одна идеология не должна иметь преимуществ и не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Многопартийность В обществе существуют оппозиционные партии, которые критикуют и выявляют недостатки и просчёты в деятельности представителей государственной власти. Оппозиция всячески поддерживается и культивируется.
Широкие и гарантированные права и свободы граждан Гарантии в реализации своих прав и свобод предоставляются всем гражданам. Личность достаточно социально защищена и имеет достойный уровень жизни.
Принятие политических решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства В основе принятия решений лежит общая воля, вырабатываемая с помощью консенсуса (общего согласия), а если его достичь не удается, то принимается компромиссное решение (соглашение на основе взаимных уступок), устраивающее и большинство, и меньшинство.
Повышение значимости морали как средства социального регулирования Люди становятся более гуманными и нравственными; значение морали в отношениях между ними возрастает.

Виды демократии:

  1. Прямая демо­кратия ( непо­средственная ) — граждане сами непосредствен­но участвуют в подготовке и принятии реше­ний (использу­ется главным образом на уров­не местного самоуправления).
  2. Плебисцитная (от лат. plebs — простой народ, scitum — решение, пос­тановление) демократия — граждане могут только поддержать или отверг­нуть предлагаемое реше­ние, однако сами при­нять участие в его подго­товке и контролировать его выполнение гражда­не не в силах (референ­дум, прямое голосова­ние, всенародное обсуж­дение и др.).
  3. Представи­тельная демо­кратия — граждане опос­редованно (не­прямо) участву­ют в принятии решений (выбо­ры своих пред­ставителей (де­путатов), главы государства и др.).

Гражданское общество — это: 1) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

2) совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Партийная система

Партийная системасовокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийных систем

Наименование партийной системы Её сущность
Однопартийная система В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.
Двухпартийная система В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти (например, Республиканская и Демократическая партии в США). Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти.
Многопартийная система В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Политические движения

Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Отличительные признаки политического движения:

1) Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.

2) Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.

3) Не имеет строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.

4) Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.

5) В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.

Политическая идеологиячётко сформированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формулирования целей политических действий.

Схема 1

Политическая элитаэто относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объём государственной и информационной власти, её отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создаёт механизм воплощения политических замыслов.

Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране.

Функции политического лидера:

1) интегративная — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2) ориентационная — выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальная — определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационная — инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

5) коммуникативная — обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

6) гаранта справедливости, законности и порядка — обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.

Типы избирательных систем:

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональная система — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть — с пропорциональной.

Достоинства

  • прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата, а не за список представителей партии);
  • формирование устойчивого правительства.
  • широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств);
  • гарантия представительства мелких и средних партий.
формирование действительно представительного органа власти.

Недостатки

  • мелкие партии могут быть не представлены в сформированном органе власти;
  • не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять до 49%).
  • отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями;
  • избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций, что затрудняет его работу.
  усложненный процесс проведения выборов.      

Орган государственной власти (государственный ор­ган) — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установ­ленном им порядке.

Законодательная власть в РФ

Федеральное собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представи­тельный и законодательный орган.

Палаты Федерального собрания

Государственная Дума (нижняя палата) Совет Федерации (верхняя палата)

Особенности формирования

Состоит из 450 депутатов, избирае­мых всем населением страны сро­ком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достиг­ший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. 24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один пред­ставитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти, а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ).

Предмет ведения

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президен­ту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. 7) Решение вопроса о доверии (не­доверии) Правительству РФ. 8) Назначение на должность и осво­бождение от должности: 1) Председателя Центрального банка РФ; 2) Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий); 3) Уполномоченного по правам че­ловека в РФ (омбудсмена). 9) Объявление амнистии. 10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности - импичмент.   6) Утверждение изменения границ между субъектами РФ. 7) Утверждение указов Президен­та РФ о введении военного и чрез­вычайного положения. 8) Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России. 9) Назначение выборов Президен­та РФ. 10) Отрешение Президента РФ от должности. 11) Назначение на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего судов РФ. 12) Назначение на должность и осво­бождение от должности:
  • Генерального прокурора РФ;
  • заместителя Председателя Счёт­ной палаты и половины состава — её аудиторов;
  • части членов Центральной изби­рательной комиссии.

Исполнительная власть в РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Полномочия Правительства РФ

Содержание полномочий Средства осуществления
  • Разработка и представление Фе­деральному собранию федерального бюджета и обеспечение его испол­нения; предоставление Государ­ственной Думе отчёта об исполне­нии федерального бюджета.
Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.
  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.
Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, дру­гие структуры.
  • Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образова­ния, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения и социального обеспечения, другие структуры.
  • Осуществление управления феде­ральной собственностью.
Управление осуществляют мини­стерства, государственные корпо­рации.
  • Осуществление мер по обеспече­нию обороны страны, государствен­ной безопасности, реализации вне­шней политики РФ.
Обеспечивают министерства: обо­роны, внутренних дел, по чрезвы­чайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопас­ности, Федеральная служба охраны, другие структуры.
  • Осуществление мер по обеспече­нию законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учрежде­ния.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Пред­седателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государствен­ной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассмат­ривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Го­сударственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. Пос­ле трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, рас­пускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент на­значает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осу­ществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства от­носятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в РФ

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Изменения: 21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) с Верховным судом РФ. 6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Институт Президентства в РФ

Президент РФ (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предо­ставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые не­обходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Назначает и освобождает от должности глав субъектов РФ.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и осво­бождает от должности заместителей Председа­теля Правительства РФ и федеральных минист­ров. Принимает решение об отставке Прави­тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных её местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведёт переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Срок полномочий Президента РФ — 6 лет.

Основные функции Президента РФ

1) Является гарантом (от фр. garant — поручитель) Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимо­сти и государственной целостности.

3) Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

4) Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

5) Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». Конститу­ция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: гражданство РФ; постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; возраст не младше 35 лет.

 

 

В соответствии с Указами Президента РФ созданы девять феде­ральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Се­веро-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский, Крымский. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Принадлежность предмета ведения и полномочий Перечень вопросов Особенность действия нормативных правовых актов
Российская Феде­рация Внешняя политика и международные отноше­ния РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопро­изводство; уголовное, гражданское право и др. Федеральные законы, имеющие прямое дей­ствие на всей террито­рии РФ.
Российская Феде­рация и её субъек­ты (совместное ве­дение) Защита прав и свобод че­ловека и гражданина; ко­ординация международ­ных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов; охрана окружающей сре­ды; общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры; адми­нистративное, трудовое, семейное, жилищное право. Федеральные законы, в соответствии с которы­ми субъекты Федерации принимают уже свои за­коны и иные норматив­ные правовые акты. Правовые акты субъек­тов РФ должны соот­ветствовать федераль­ным законам поданным вопросам.
Субъекты Россий­ской Федерации Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совмес­тного ведения РФ и её субъектов, которые Кон­ституция РФ не ограни­чивает и не конкретизи­рует в полной мере. Нормативные правовые акты субъектов РФ, из­данные по данным воп­росам, не рассматрива­ются с точки зрения их соответствия Конститу­ции РФ, так как они на­ходятся вне пределов компетенции Федера­ции. В случае противо­речия между федераль­ным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ.

Структура правоохранительных органов:

1. Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением граж­данских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

2. Прокуратура — осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуж­дает уголовные дела, поддер­живает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.

3. Органы внутренних дел (милиция, пожарная служ­ба, Государственная инс­пекция безопасности до­рожного движения и др.) — занимаются вопросами за­конности и правопорядка.

4. Органы государственной безопасности — осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы­вательная деятельность, борь­ба с преступностью и терро­ристической деятельностью, разведывательная деятель­ность, пограничная деятель­ность, обеспечение информа­ционной безопасности.

5. Органы таможни — ведают контролем над вво­зом и вывозом товаров, взи­манием пошлин и сборов.

6. Органы налоговой полиции — осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.

7. Нотариат — осуществляет удостоверение всевозможных сделок (догово­ров), оформление наследственных прав, заверение копий доку­ментов, принимает на хранение документы и др.

8. Адвокатура — оказание юридической помощи гражда­нам и организациям.

Функции правоохранительных органов:

Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции, основными из которых являются:

1) Охрана государственного и общественного строя.

2) Укрепление законности и правопорядка.

3) Защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.

5) Борьба с преступностью.

Конституция (в переводе с латинского constitutio — установление, устройство) — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.


Понятие «гражданство»

Гражданство устойчивая правовая связь лица с государством, выража­ющаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

В России вопросы гражданства регулируются соответ­ствующими конституционными нормами, международны­ми договорами и Федеральным законом «О гражданстве в Российской Федерации». Данные акты устанавливают де­мократические принципы гражданства.

 

По Федеральному закону «О гражданстве в РФ» каж­дый человек, живущий в России, имеет право на граж­данство, никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

 

Принципы определения гражданства:

1. «Право крови» — новорожденный получает такое гражданство, какое имели его родители. Место рождения (страна) роли не играет. (Россия)

2. «Право почвы» — новорожденный приобрета­ет гражданство того госу­дарства, на территории ко­торого он родился, независи­мо от гражданства его родителей. (Великобритания, США)

 

В Конституции РФ указывается, что гражданин Рос­сии не может быть выслан за пределы Российской Феде­рации или выдан другому государству. Кроме того, Рос­сийская Федерация гарантирует своим гражданам защи­ту и покровительство за ее пределами.

Участие граждан в политической жизни

Политическое участие — действия гражданина с целью пов­лиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы:

1. Обращения и письма граждан к власти, встречи с политичес­кими деяте­лями.

2. Участие граждан в деятельнос­ти полити­ческих пар­тий, органи­заций, движений.

3. Участие граждан в выборах и референду­мах.

4. Прямые действия граждан (участие в митингах, пикетирова­ниях, де­монстраци­ях и т. д.).

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити­ческой жизни, необходимо стремиться стать политически культурным человеком.

Политическая культура — это совокупность политичес­ких знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Политическая культура включает в себя:

1. Политические знания: знание общественного уст­ройства, государственного строя, политики прави­тельства, различных по­литических организаций, важнейших событий сов­ременности

2. Положительное отноше­ние к политике как виду человеческой деятельнос­ти, понимание ее важной роли в жизни общества.

Патриотизм (от гр. patris — родина, отечество) — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, го­товность служить интересам своей Родины.

Подлинный патриотизм не имеет ничего общего с на­ционализмом.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше лю­бых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межна­циональную вражду.

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан.

Верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни. В правовом государстве создаётся и постоянно поддерживается режим конституционности и законности в обществе. Уважение к закону является важнейшей чертой правово­го государства.

Гарантированность прав и свобод человека. В правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение этих прав и свобод, должны существовать механизмы их защиты. В нынешней Конституции России этот принципиальный признак закреплён в статье 2, которая устанавливает: «Человек, его права и свободы, яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства».

Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином в правовом государстве строятся на началах равенства, законности и справедливости. Подчиняясь праву, государственные органы несут ответственность за нарушения законности.

Разделение властей. О необходимости разделения властей как принципа, предотвращающего возможность сосредоточения власти в одних руках и злоупотребления властью, уже подробно говорилось выше.

Правовая защита собственности. Экономической основой правового го­сударства являются отноше­ния, основанные на правовой защите различных форм собствен­ности и свободы экономической деятельности. Экономические права и свободы являются важнейшей частью общих прав и свобод человека.

Что такое власть?

Власть— это отношение между людьми, при котором одни командуют, указывают, а другие подчиняются, выполняют».

«Власть — это механизм организации и регулирования совместной деятельности».

Компоненты власти

Важно понять, что власть — это отношения двух сторон: субъекта и объекта, которые характеризуются степенью возможности первого навязать свою волю второму.

В зависимости от задач, которые субъекты власти ставят в отношении объектов власти, вырисовываются функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т. п.

Наиболее распространенные источники власти — это сила, наследство, деньги (капитал), возможность распоряжения каким-то общественным продуктом или благами, владение знаниями, информацией, тайна, авторитет, социальный статус, харизма (не путать с авторитетом и статусом!) и пр.

С источниками власти тесно связаны основания власти — база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания (конституция, законы страны и пр.).

В свою очередь наиболее распространённые механизмы власти (ресурсы власти) — это прямое внушение (суггестия), принуждение (насилие), поощрение, право, шантаж, манипуляция, санкции, убеждение, традиции, мифы и пр.

Политическая (от гр. politike — искусство управления государством, от гр. polis — город-государство) власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти.

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. 2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями. 3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории. 4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества. 5) Действует на основе права от имени всего общества.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 525.