Государственное регулирование рынка труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.

Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.


  1. Административные средства государственного регулирования экономики.

Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.

Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.

Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму

Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.

Лицензия представляет собой разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым относятся лишь те виды деятельность., осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых невозможно иными методами, кроме как лицензированием. Вид деятельности, на выполнение которого на территории государства требуется получение лицензии в соответствии с законом является лицензируемым.

Запрещение — это запрет какой либо деятельности, признание общественно вредными , ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

 

Экономические средства государственного регулирования экономики не менее разнообразны, чем административные. Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития государства представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям, ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.

Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования.Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.


  1. Эмиссия денег. Причины и последствия.

Эмиссия денег-выпуск в обращение денежных знаков, осуществляемый центральным государственным банком страны. Решение об эмиссии денег принимается руководством госбанка в соответствии с экономической политикой законодательной и исполнительной властей. Эмиссия проводится также в плановом порядке для пополнения денежной массы взамен выбывших из-за ветхости банкнот. Регулирование денежной массы путем сокращения эмиссии денег является инструментом антиинфляционной политики правительства. Эмиссия оправдана при росте объемов производства.

эмиссию денег следует производить в форме дефицита государственного бюджета – растворяя доход от эмиссии в бюджете, при этом в расходах государства будет совершенно неважно, какая часть денег была собрана в виде налогов, а какая – создана для эмиссии.

Объём эмиссии (дефицит бюджета) должен быть таким, чтобы обеспечить поддержание устойчивой и равномерной инфляции на уровне 2-4% в год.

Последствия бесконтрольной (свободной) эмиссии

Таким образом, свободная эмиссия (не «привязанная» к реальным экономическим пропорциям ) неминуемо приведет к росту объема денег в обращении. а значит к росту цен, инфляции.

Если национальная экономика характеризуется низкими или даже нулевыми темпами экономического роста, то общий уровень жизни не способен возрастать. Увеличение уровня цен, скажем, на 10% в год потребует как минимум такого же роста номинальных личных доходов для того, чтобы уровень жизни населения не снизился. Инфляция приводит к ряду социально-экономических проблем.

Перераспределение доходов в обществе. Перераспределение доходов, вызванное инфляцией, осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, потери несут люди, которые получают фиксированные доходы, так как при сохранении постоянных номинальных доходов в условиях инфляции снижаются реальные доходы. Во-вторых, люди, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько повышение их доходов соответствует общему повышению цен в стране. В-третьих, инфляция может способствовать увеличению реальных доходов лиц, занятых производством и продажей товаров, рост цен на которые обгоняет повышение общего уровня цен. В-четвертых, наиболее защищены от инфляции владельцы недвижимости, драгоценностей и т. п., так как рост цен на эти виды богатства, как правило, не уступает темпам инфляции, а порой и превышает их. В-пятых, инфляция способна снижать личные доходы при прогрессивной системе налогообложения. В-шестых, при фиксированной процентной ставке от инфляции теряют кредиторы и выигрывают заемщики.

Платежный баланс. Инфляция способствует ухудшению платежного баланса. Если страна страдает от относительно высокой инфляции, конкурентоспособность ее экспорта снижается, и одновременно импортные товары становятся дешевле отечественных. В результате экспорт снизится, а импорт вырастет. Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту, увеличивается «бегство» капиталов за рубеж.

Государственный бюджет. Сокращаются реальные доходы государственного и региональных бюджетов. Растет бюджетный дефицит и государственный долг.

Ресурсы. Для борьбы с инфляцией необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Фирмы вынуждены нанимать дополнительных специалистов (бухгалтеров и финансовых экспертов) для решения специфических проблем, связанных с факторами неопределенности, вызванными инфляцией. С увеличением инфляции эти проблемы обостряются. С превращением инфляции в «гиперинфляцию», при которой цены растут ежегодно более чем на 100% (и даже более 1000%) в год, угроза нависает над самими основами рыночной системы. Фирмы вынуждены постоянно повышать цены на свою продукцию для покрытия издержек. В свою очередь, рабочие постоянно требуют повышения заработной платы. Таким образом, цены и заработки образуют своеобразную «инфляционную спираль». Склонность к сбережению у людей резко сокращается, и это подрывает нормальное инвестирование.

Политическая стабильность уменьшается, обостряется социальная напряженность.


  1. Изменение Центральным банком учетной ставки и ее функции.

Учётная ставка (англ. Discount rate) — это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Фактически, учётная ставка — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. Как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег. Сама плата в данном случае называется дисконтом.

Также часто учётной ставкой называют размер платы в процентах, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. В российской практике применяется термин ставка рефинансирования. Чем выше учётная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот.

Как правило, коммерческие банки устанавливают процентные ставки по депозитам ниже, а по кредитам — выше учётной ставки центрального банка.

В России есть возможность для дальнейшего сокращения ставки рефинансирования. Однако это выполнимо лишь при условии снижения инфляции в стране до уровня 6,5-7,5% в концу текущего года. Со второй половины прошлого года учетная ставка Банка России сокращалась 13 раз - с 13% до 8,5%. "По мере снижения инфляции будет и впредь снижаться ставка. Центробанк будет, по-видимому, снижать ставки"

Последнее снижение ставки Центробанк осуществил 24 февраля текущего года. Тогда ставка была снижена еще на 0,25 процентного пункта – до 8,5% годовых. Указанное решение было принято "в целях дальнейшего стимулирования активности банковского сектора по кредитованию российской экономики".

Банк России отмечал, что основой для снижения процентных ставок послужили благоприятная динамика индекса потребительских цен, а также отсутствие значимых рисков ускорения инфляции и превышения ее официального прогноза на 2010г.

"Как ожидается, действия Центробанка по снижению процентных ставок будут способствовать созданию благоприятных условий для восстановления устойчивого экономического роста"


  1. Обязательные минимальные резервы и покупка государственных ценных бумаг центральным банком.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения нормы обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Изменение норм минимальных резервных требований - один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам, как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего, неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах, установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами.

Следует отметить, что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на. открытом рынке.

Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг. Объект этих операций - так называемые рыночные ценные бумаги, преимущественно обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком.

В случае покупки центральным банком ценных бумаг на открытом рынке объем собственных резервов банков и банковской системы в целом увеличивается, а в случае продажи, наоборот, уменьшается, что отражается на стоимости кредита и, следовательно, на объеме денежной массы.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование различных технических процедур. Они различаются в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок

(операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев - и долгосрочные - от 1 года и более - операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке, как отмечалось, различаются прямые и обратные операции.

Прямые операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента косвенного регулирования денежной массы. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, - прежде всего средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги.

Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования.


  1. Бюджет и внебюджетные фонды. Цели и виды расходов.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

• Федеральный бюджет

• бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

• бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ. На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные дорожные фонды. Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты

Перечень видов расходов, содержащийся в главе 25 Налогового кодекса, не является исчерпывающим. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Для целей налогообложения не учитываются только некоторые виды расходов

Прямые и косвенные расходы

В налоговом учете расходы на производство и реализацию делятся на прямые и косвенные. Это деление не применяется для внереализационных расходов и не применяется организациями, использующими кассовый метод. Правила деления на прямые и косвенные расходы различны для производственной и торговой деятельности


  1. Государственный бюджет и проблема дефицита. Государственный долг: внутренний и внешний.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

• Федеральный бюджет

• бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

• бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ. На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные дорожные фонды. Финансовые ресурсы внебюджетных фондов образуются за счет распределения в соответствующей пропорции единого социального налога.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты

Перечень видов расходов, содержащийся в главе 25 Налогового кодекса, не является исчерпывающим. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Для целей налогообложения не учитываются только некоторые виды расходов

Прямые и косвенные расходы

В налоговом учете расходы на производство и реализацию делятся на прямые и косвенные. Это деление не применяется для внереализационных расходов и не применяется организациями, использующими кассовый метод. Правила деления на прямые и косвенные расходы различны для производственной и торговой деятельности

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

В мировой практике существуют следующие виды дефицита госбюджета:

§ циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

§ структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга[1]:

§ Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

§ Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний ивнешний не разделяется.

Последствия накопления гос. долга:

§ Переложение налогового бремени на будущие поколения.

§ Перераспределение доходов среди населения.

§ Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).[2] На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд. долларов (5% ВВП). [3]

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %[4].


  1. Налоговая система, источник налога, налоговая база, налоговое бремя. Функции налоговых льгот.

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

ИСТОЧНИК НАЛОГА - резерв, используемый для уплаты налога: доход и капитал налогоплательщика (напр., источник земельного налога - доход, полученный от использования или реализации земельного участка). Налог может быть уплачен и из заемных средств, однако заем погашается тж. за счет либо дохода, либо выручки от реализации имущества. Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то в конце концов капитал иссякнет и исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала. Лишь в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существованию производственной базы как таковой, обращение налога на капитал является обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или войны в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а следовательно, и возможности получения доходов в будущем.

НАЛОГОВАЯ БАЗА (база налогообложения) - 1)совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения; 2) количественное выражение предмета налогообложения. Налоговая база конкретного налога определяется исходя из принятых в налоговой системе страны масштаба налога и единицы налога и, как правило, индивидуальна для каждого вида налога. В зависимости от выбранного масштаба налога налоговые базы подразделяются на: налоговые базы со стоимостными показателями (например, для исчисления налога на имущество юридических или физических лиц используется стоимость имущества); налоговые базы с объемно-стоимостными показателями (например, для исчисления НДС используется объем реализованной продукции); налоговые базы с физическими показателями (например, при исчислении налога на пользователей недр используется объем добытого сырья

Налоговое бремя - в широком смысле - общая сумма уплачиваемых налогов.

Налоговое бремя - в узком смысле - уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на принцип налогообложения получаемых благ и на принцип платежеспособности.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита


  1. Причины формирования государственного сектора в экономике. Критерии эффективности государственного сектора.

Государственный сектор экономики - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами.

Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Государственный сектор играет очень важную регулирующую роль. Государство определяет антимонопольную политику, устанавливает «правила игры» в экономике и т.д.

Заметное место в гос. секторе занимают государственные резервы топлива, сырья и продовольствия. Они обеспечивают национальную безопасность страны и способствуют экономической стабильности.

Понятие госсектора связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

Государственный сектор экономики существовал во многих странах задолго до развития рыночной экономики. К нему относились принадлежащие государству земельные массивы, леса, недвижимость, провиантские и топливные склады, арсеналы, военные базы и другое военное хозяйство, почта, частично транспортная служба, некоторые заводы - прежде всего военные.

По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Критерий эффективности государственного сектора — это максимизация удовлетворения социальных потребностей граждан при рациональном использовании имеющихся возможностей.

При рассмотрении различных аспектов экономической эффективности гос. сектора следует исходить из того, что он создан и существует не по критериям рыночной рентабельности. По определению гос. сектор призван заместит частный капитал в сферах низкой рентабельности или убыточности с момента своего образования в результате национализации, санирования или нового строительства. В дальнейшем в соответствии с целями гос. регулирования экономики государственные объекты могут сознательно идти на снижение собственной рентабельности, руководствуясь не рыночными критериями прибыли, а соображениями стабилизации и укрепления существующего строя.

Обычно основные критерии народнохозяйственной и социальной эффективности функционирования гос. сектора формулирует следующим образом: соответствие обеспеченности общественными благами национальным потребностям; вклад гос. сектора, в частности, в области инфраструктуры, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, энергетики и экологии, в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности; вклад в обеспечение его национальной безопасности.

При оценке эффективности деятельности предприятий, принадлежащих госсектору, следует учитывать ряд обстоятельств: выполнение ими общественных (социальных) обязательств; монопольное положение их в отдельных сферах экономики; гарантированность финансовой поддержки со стороны государства; методы управления государственными предприятиями.


  1. Национализация и приватизация собственности.

Право собственности — центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.

Собственность — это право конкретных субъектов — отдельных лиц или коллективов — использовать определенные имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка. Содержание этого права раскрывается через совокупность исключительных субъективных правомочий собственника, каждое из которых обладает определенной спецификой и известной самостоятельностью. Эти исключительные правомочия: сводятся, как правило, к трем: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

 

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Частный случай приватизации, проводившейся в России в 1990-е — 2000-е гг., — приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При приватизации преследуют три основные цели:

– идеологическую – добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

– экономическую – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

– социальную – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

 

Национализация — это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания

индивидуального порядка. Направлена, как правило, против иностранных монополий и политики неоколониализма. В результате Н. промышленных и др. предприятий создаётся государственный сектор, который играет важную роль в становлении и развитии национальной экономики, в укреплении независимости. Н. в этих странах проводится, как правило, с предоставлением компенсации прежним владельцам. Н. банков даёт возможность молодым государствам создать национальную кредитную систему, освободиться от давления иностранного капитала. В большинстве этих стран после завоевания независимости созданы государственные эмиссионные банки, регулирующие денежное обращение и осуществляющие политику правительства в области кредита.


  1. Государственное экономическое программирование, его объекты, виды государственных экономических программ.

Государственная экономическая программа — это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в установленные сроки, и за контроль, обеспеченный достаточным целевым финансированием и правовой базой.

Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием

Государственные экономические программы существовали всегда, но в расплывчатой форме, в виде социально-экономических разделов программ правящих партий, тронных речей монархов, экономических концепций, которых официально придерживалось правительство. Однако их цели не были увязаны со средствами, отсутствовало правовое и институциональное обеспечение и целевое финансирование.

Единственной финансово обеспеченной программой был государственный бюджет. Однако в конце 50-х гг. экономистам – теоретикам и практикам стало ясно, что для системного регулирования экономики страны государственного бюджета рассчитанного на один год, и отдельных региональных и отраслевых программ недостаточно

В 60-х гг. в ряде развитых стран с рыночной экономикой на базе опыта составления конкретных отраслевых, региональных, а также чрезвычайных программ перешли к общенациональному среднесрочному программированию.

Среднесрочные общенациональные программы охватывают все важнейшие показатели социально-экономического развития страны. Как правило, они составляются сроком на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование).

Задачи, стоящие перед государственным программированием, при всех национальных и временных различиях имеют следующие общие черты:

1) обеспечение максимально возможного достижения четырех основных целей ГРЭ («магического четырехугольника»);

2) осуществление ГРЭ не в ущерб, а на благо существующей системе рыночной экономики;

3) максимально приближенное к действительности прогнозирование развития экономических и социальных процессов внутри страны и на основе этого – разработка иерархии целей государственных программ с точки зрения важности и срочности;

4) выяснение совместимости намеченных целей и сочетаемости инструментов осуществления государственных программ;

5) обеспечение эффективности и экономии расходуемых бюджетных средств.

Государственные программы, направленные на решение отдельных хозяйственных задач, представляют исторически и логически начальный этап и основу программирования. Они подразделяются по различным признакам на несколько видов.

Все рассматриваемые программы носят сугубо целевой характер. Их объектом обычно являются отрасли и регионы, находящиеся в тяжелом положении; социальная сфера, например, положение пенсионеров, ветеранов, многодетных семей, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем; проведение научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные; по времени действия они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Главное их различие в уровне целей, а также в арсеналах используемых средств, сроках осуществления и масштабах финансирования.

Чрезвычайные программы. Чрезвычайные программы разрабатывают и осуществляют во время критических ситуаций, например при угрозе взрыва социального недовольства, стихийных бедствиях, послевоенной разрухе, надвигающемся голоде. Типичные экономические причины для чрезвычайных программ – затянувшийся кризис, массовая безработица, инфляция, достигшая опасных масштабов. Такие программы, как правило, краткосрочны. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

Программы развития транспортной сети. Прежде всего следует отметить среднесрочные или долгосрочные программы по реконструкции, а в некоторых странах и по новому строительству железных дорог, переводу их на новые типы железнодорожного полотна и поездов, обеспечивающие скорость более 200 км/ч. Такие программы успешно развиваются и в Западной Европе и в Японии. Они часто носят международный характер, соединения современными скоростными магистралями несколько стран (Париж — Москва, Берлин — Калининград — республики Балтии, Копенгаген — Рим).

Аграрные программы. Особое место в отраслевом программировании занимает сельское хозяйство. Цели среднесрочного программирования в аграрном секторе следующие:

создать крупные и устойчивые хозяйства, способные увеличить продуктивность отрасли, снизить издержки производства;

увеличить рынок сбыта сельскохозяйственной строительной техники, горючего, строительных материалов;

не допустить массового разорения сельских жителей и переселений их в города;

укрепить социальную и политическую базу существующей власти в деревне.

Региональные программы. Широкое распространение получили региональные программы, которые подразделяются на краткосрочные, например программы помощи районам, временно оказавшимся в тяжелом положении и долгосрочные Среди них встречаются широкомасштабные пpoграммы, влияющие на экономическое будущее страны, например, освоение огромного бассейна верховьев реки Амазонки в Бразилии. Такие программы, наряду с созданием инфраструктуры, предусматривают помощь переселенцам, инвестиционные, налоговые и кредитные льготы.

Кроме перечисленных, среди конкретных государственных программ видное место занимают программы энергетические, экологические, программы в области жилищного строительства

Программы улучшения структуры экономики. Аналогично научно-исследовательским программам в ряде стран парламенты принимают структурные программы, содержащие цели, объекты, субъекты и средства улучшения отраслевой и региональной структур. Частью этих программ является сохранение и создание новых рабочих мест в отраслях или районах, находящихся в состоянии депрессии.











21.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 168.