Цели и задачи государственного регулирования экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планирование как метод регулирования экономики.

Макроэкономическое планирование - это целенаправленная деятельность органов государственного управления по обеспечению пропорционального и динамичного развития общества, определение основных параметров экономики в будущем и достижения их с наименьшими затратами общественного труда. Планирование является важной сферой практической деятельности, средством реализации экономической политики, учитывает внутренние и внешние условия развития страны.

Планирование предусматривает разработку и обоснование плановых показателей, характеризующих развитие экономики в будущем; экономических нормативов, которые определяют взаимоотношения с государством, финансово-бюджетной системой. Оно охватывает все аспекты социально-экономического развития, науку, культуру, образование, здравоохранение и т.д.

В современной экономической литературе выделяются несколько типов макроэкономического планирования: директивное (административно-командное) и индикативное; системное; протекционистское; аполитичное; стратегическое и тактическое.

Директивное планирование действовало в большинстве стран с централизованной системой управления экономикой. Его суть заключалась в том, что централизованно разработаны плановые показатели разрабатывались выше уровнем звеном управления народным хозяйством и доводились ней более низкой по уровню звене для обязательного исполнения. Выполнение доведенных плановых показателей обеспечивалось выделением соответствующих фондов, трудовых ресурсов и стимулировалось премиями и наградами дом щитовой 7 , хостенг сайта . За невыполнение плановых заданий руководители несли персональную административную и партийную ответственность.

 

Индикативное планирование предусматривает процесс формирования мероприятий рекомендательного характера, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства и создание таких условий для субъектов хозяйствования, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное планирование характерно для смешанной экономики.

Системное планирование предусматривает системный подход к национальной экономики, формирования плановых заданий с учетом всех факторов развития, сфер экономики, территорий; глубокий анализ способов достижения целей и задач и выбор оптимального варианта развития экономики, анализ результатов реализации плана.

Протекционистское планирования направлено на защиту интересов групп и лиц, которые получают определенные выгоды от реализации предусмотренного плана мероприятий.

Аполитичное планирования рассматривается как чисто техническая деятельность органов государственного управления, направленная на поиск консенсуса интересов, определенных компромиссов для обеспечения поступательного развития экономики, достижения наилучшего результата.

Стратегическое планирование предусматривает концентрацию усилий и ресурсов государства на решении самых актуальных, стратегически важных проблем развития национальной экономики.

Тактическое планирование рассматривается как инструмент реализации стратегических целей и задач. В тактических планах предусматривается совокупность мероприятий, порядок и сроки их реализации, ресурсы и т.д.



21.

Цели и задачи государственного регулирования экономики.

Необходимость государственного вмешательства в чисто рыночные отношения, а так же особенности формирования рыночных отношений в переходный период определяют цели государственного регулирования в переходной экономике:

1 Экономические:

- преодоление экономического спада и обеспечение условий для экономического роста;

- осуществление структурных преобразований в экономике страны;

- стимулирование деловой активности реального сектора;

- достижение успеха на мировом рынке;

- повышение благосостояния нации.

2 Социальные

- в долгосрочной перспективе- приближение уровня и качества жизни людей к стандартам постиндустриального общества;

- в среднесрочном периоде- достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления;

- в настоящий момент- обеспечение условий для социальной безопасности и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

3 Организационно- правовые

- совершенствование федерального устройства России и экономического механизма федеративных отношений;

- государственное регулирование отношений собственности, институциональных преобразований и осуществления организационно- управленческих реформ.

Для достижения указанных целей государство применяет инструменты или средства государственного регулирования экономики. Их разделяют на административные и экономические.

Административные средства основаны на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения .

Экономические средства связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или возможных финансовых наказаний, например в виде штрафов. Экономические средства подразделяют на средства денежно- кредитной политики и средства бюджетной политики.

Бюджетная политика- совокупность мероприятий по использованию доходов и расходов бюджета в целях регулирования экономики.

Денежно – кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.

 

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны.

Можно выделить следующие функции государства:

Стимулирование сбалансированного экономического роста

Обеспечение занятости

Регулирование цен

Создание правовой основы

Распределение ресурсов

Регулирование рынка труда

Обеспечение социальной защиты

Сохранение и улучшение окружающей среды

Региональная политика

Реализация национальных интересов



Планирование как метод регулирования экономики.

Макроэкономическое планирование - это целенаправленная деятельность органов государственного управления по обеспечению пропорционального и динамичного развития общества, определение основных параметров экономики в будущем и достижения их с наименьшими затратами общественного труда. Планирование является важной сферой практической деятельности, средством реализации экономической политики, учитывает внутренние и внешние условия развития страны.

Планирование предусматривает разработку и обоснование плановых показателей, характеризующих развитие экономики в будущем; экономических нормативов, которые определяют взаимоотношения с государством, финансово-бюджетной системой. Оно охватывает все аспекты социально-экономического развития, науку, культуру, образование, здравоохранение и т.д.

В современной экономической литературе выделяются несколько типов макроэкономического планирования: директивное (административно-командное) и индикативное; системное; протекционистское; аполитичное; стратегическое и тактическое.

Директивное планирование действовало в большинстве стран с централизованной системой управления экономикой. Его суть заключалась в том, что централизованно разработаны плановые показатели разрабатывались выше уровнем звеном управления народным хозяйством и доводились ней более низкой по уровню звене для обязательного исполнения. Выполнение доведенных плановых показателей обеспечивалось выделением соответствующих фондов, трудовых ресурсов и стимулировалось премиями и наградами дом щитовой 7 , хостенг сайта . За невыполнение плановых заданий руководители несли персональную административную и партийную ответственность.

 

Индикативное планирование предусматривает процесс формирования мероприятий рекомендательного характера, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства и создание таких условий для субъектов хозяйствования, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное планирование характерно для смешанной экономики.

Системное планирование предусматривает системный подход к национальной экономики, формирования плановых заданий с учетом всех факторов развития, сфер экономики, территорий; глубокий анализ способов достижения целей и задач и выбор оптимального варианта развития экономики, анализ результатов реализации плана.

Протекционистское планирования направлено на защиту интересов групп и лиц, которые получают определенные выгоды от реализации предусмотренного плана мероприятий.

Аполитичное планирования рассматривается как чисто техническая деятельность органов государственного управления, направленная на поиск консенсуса интересов, определенных компромиссов для обеспечения поступательного развития экономики, достижения наилучшего результата.

Стратегическое планирование предусматривает концентрацию усилий и ресурсов государства на решении самых актуальных, стратегически важных проблем развития национальной экономики.

Тактическое планирование рассматривается как инструмент реализации стратегических целей и задач. В тактических планах предусматривается совокупность мероприятий, порядок и сроки их реализации, ресурсы и т.д.



Дата: 2019-02-24, просмотров: 199.