Методы опроса: понятие, виды, специфика применения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Опрос - это метод сбора информации, который основан на очном или заочном взаимодействии с респондентом. Опрос является одним из самых популярных методов получения информации о респонденте .

При проведении опроса исследователь задает перечень специальных вопросов, ответы на которые могут дать ему необходимую для исследования информацию, опирающуюся на цели и задачи исследования.

Отличительной чертой данного метода также является возможность его массового использования при относительно небольших затратах.

Виды опросов:

- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;

- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опра­шиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контак­тирует с опрашиваемым;

- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;

- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в на­чале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипо­тезы;

- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);

- стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы',

- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как сво­бодный разговор людей, один из которых говорит, а другой тер­пеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;

- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспи­танники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специаль­ную выборку опрашиваемых.

По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, кото­рые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, пере­вода в заранее разработанну шкалу;

- закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;

- полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбо­ром готового ответа дать свой вариант.

9)Тест: понятие, виды, требования.

Тесты— это стандартизированные и обыч­но краткие и ограниченные во времени ис­пытания, предназначенные для установления количественных и ка­чественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Виды тестов:

Вербальный тест — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.

Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.

Тесты личности (психология) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности.

Тест достижений — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора.

Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается

Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений.

Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

требования:

Во-первых, необходимость их социокультурной адаптации, т.е. соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившейся в том или ином обществе.

Во-вторых, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, исключающих их различное толкование.

В-третьих, ограниченное время выполнения тестовых заданий (общее время выполнения заданий на один тест не должно превышать полутора-двух часов).

В-четвертых, необходимость наличия тестовых норм для данного теста (т.е. репрезентативные средние показатели по данному тесту, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психического развития).

Требования к тесту:
Стандартизация;

Репрезентативность – адекватность заданий выборке испытуемых;

Надёжность – согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании;

Валидность – соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям;

Объективность – заданное процентное соотношение степени трудности – лёгкости для большинства испытуемых.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 214.