Опрос - это метод сбора информации, который основан на очном или заочном взаимодействии с респондентом. Опрос является одним из самых популярных методов получения информации о респонденте .
При проведении опроса исследователь задает перечень специальных вопросов, ответы на которые могут дать ему необходимую для исследования информацию, опирающуюся на цели и задачи исследования.
Отличительной чертой данного метода также является возможность его массового использования при относительно небольших затратах.
Виды опросов:
- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;
- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опрашиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым;
- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;
- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы;
- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);
- стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы',
- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как свободный разговор людей, один из которых говорит, а другой терпеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;
- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых.
По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанну шкалу;
- закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;
- полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.
9)Тест: понятие, виды, требования.
Тесты— это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Виды тестов:
Вербальный тест — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
Тесты личности (психология) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности.
Тест достижений — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора.
Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается
Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений.
Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.
требования:
Во-первых, необходимость их социокультурной адаптации, т.е. соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившейся в том или ином обществе.
Во-вторых, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, исключающих их различное толкование.
В-третьих, ограниченное время выполнения тестовых заданий (общее время выполнения заданий на один тест не должно превышать полутора-двух часов).
В-четвертых, необходимость наличия тестовых норм для данного теста (т.е. репрезентативные средние показатели по данному тесту, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психического развития).
Требования к тесту:
Стандартизация;
Репрезентативность – адекватность заданий выборке испытуемых;
Надёжность – согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании;
Валидность – соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям;
Объективность – заданное процентное соотношение степени трудности – лёгкости для большинства испытуемых.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 245.