· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
· Оперативность получения информации
· Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
· Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения
7) Эксперимент: понятие, виды, достоинства, требования.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого
В зависимости от условий проведения выделяют
1) Лабораторный эксперимент - условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных —устранение. Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
2)Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной.
В зависимости от результата воздействия выделяют
Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
1)те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
2) те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
3) и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Требования:
-чётко сформулировать цель исследования
-определить испытуемых
-тщательно продумать и подобрать методики для проведения эксперимента
-определить место и время и его проведения.
Темп проведения исследования должен соответствовать индивидульно-психологическим особенностям испытуемых.
Эксперимент всегда проходит индивидуально
В экспериментальном исследовании обязателен строгий учёт условий протекания эксперимента( какие раздражители были даны, каковы ответные реакции)
Лабораторный (в проводиться в лабораториях, искусственных условиях); естественный эксперимент (например, исследования памяти можно провести в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо материала будет естественно входит в обычную работу школьника.)
Достоинства эксперимента как метода исследования
Возможность выбрать момент начала события
Повторяемость изучаемого события
Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
Обеспечивается высокая точность результатов
Возможны повторные исследования в аналогичных условиях
Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.