К группе методов организации исследования относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод предполагает такую организацию исследования, при которой сопоставляются группы испытуемых, различающиеся по каким-либо параметрам (пол, возраст, социальное положение, выраженность каких-либо психологических качеств и т.д.). С помощью сравнительного метода можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, однако при этом данные усредняются без учета индивидуальных особенностей и не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы.
При лонгитюдном методе организации исследования происходит систематическое изучение развития одних и тех же людей с помощью одних и тех же методик на протяжении длительного времени. При этом устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины, но при этом результаты опасно распространять на всех детей.
Комплексный метод организации исследования предполагает разностороннее исследование одной группы испытуемых с помощью различных методов, что дает возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.
К группе эмпирических методов (методов сбора материала) относятся обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, интервью, беседа, социометрия), праксиметрические (хронометрия, анализ продуктов деятельности), биографический(анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств).
К группе методов обработки данных относятся количественный и качественный анализ. Количественный анализ осуществляется с помощью методов математической статистики (описательной статистики, индуктивной статистики и корреляционного анализа). Качественный анализ предполагает дифференциацию материала по группам, вариантам и описание конкретных случаев.
Методы интерпретации данных включают в себя генетический метод (интерпретация собранного материала в характеристиках развития, устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития) и структурный (устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками).
6)Наблюдение: понятие, виды, требования. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Виды наблюдения
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Обычно различают следующие виды наблюдения:1. Объективное – самонаблюдение.2. Полевое – лабораторное.3. Индивидуальное – коллективное.4. Случайное – преднамеренное.5. Систематическое – несистематическое.6. Полное – неполное.7. Сплошное – выборочное.8. Констатирующее – оценивающее.9. Стандартизированное – нестандартизированное.10. Открытое – скрытое.11. Включенное – не включенное.12. Прямое – косвенное.13. Спровоцированное – неспровоцированное.
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 305.