В современном понимании для обучения характерны следующие закономерности: 1) двусторонний характер (совместная деятельность (педагогов и обучаемых)); 2) руководство со стороны педагога, тренера (специальная планомерная организация и управление; соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся; управление развитием и воспитанием обучающихся). Обучение оказывает влияние на развитие интеллекта личности, а воспитание на развитие нравственных чувств, мотивов, характера.
Принципы обучения:
1. Принцип научности - предполагает соответствие содержанию образования, уровню развития современной науки и техники, опыту накопленные мировой цивилизации.
2. Принцип доступности - требует чтобы содержание, объём изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, физического развития учащегося, их возможности усвоить предполагаемый материал.
3. Принцип сознательности и активности - требует осознанного усвоения знаний, в процессе активной познавательной и практической деятельности учащегося. Сознательность в обучении, это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание или сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости полученных знаний.
4. Принцип наглядности - реализуется путём демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях в естественных условиях в трудовой и производственной деятельности.
5. Принцип систематичности и последовательности - предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.
6. Принцип прочности - усвоение знаний, предполагающий их стойкое закрепление в памяти учащегося.
7. Принцип соответствия обучения с возрастными и индивидуальными особенностями требуют, чтобы содержание формы и метода обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых.
Тема «Методы обучения»
Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителей и учеников, направленный на достижение целей и задач обучения. Методы должны обеспечивать вооружение учащихся прочными научными знаниями и умениями, формировать мировоззрение, развивать познавательный интерес. Метод сам по себе не обеспечивает полностью успеха. Важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. Методы классифицируются. Словесные и наглядные методы обучения дают возможность организации учебно-познавательной деятельности. К словесным методам обучения относятся – 1. рассказ- используется для расширения кругозора уч-ся по изучаемой теме, формирует отношение к учебному материалу, 10-15 мин. урока. 2. лекция – устное изложение материала большого объема и высокой научности; объяснение- раскрытие сущности явлений, правил, законов; 3. беседа – разговор учителя с учениками по заранее составленному плану вопросов по теме.
Наглядные методы обучения – это иллюстрация учебного материала (таблицы, плакаты, схемы), демонстрация учебного материала (опыта, упражнения, диафильма), видеометод, мультимедийные методы. Наглядные методы развивают абстрактное мышление.
Для обучения спорту используются объяснение, иллюстрация и демонстрация физических упр., технических приемов, а также видеометод для изучения техники и разработки тактики спортивной борьбы.
Тренер должен поставить определенную дидактическую цель и эта цель достигается при помощи имеющихся средств. В процессе формирования методов физического воспитания, широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности (типичные для игры и спорта). Важно помнить, что ни один метод, каким бы он хорошим ни был, взятый в отрыве от других, не может быть единственно полноценным. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешное выполнение комплексных задач физического воспитания.
Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры и др.
Практические методы позволяют выработать умения и навыки применения знаний. К ним относятся метод упражнения - многократное повторение действий с целью овладения навыком действий (практического применения) либо повышение их качества. Этот метод обучения имеет наибольшую эффективность. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнении, соблюдая ряд требований: 1) овладение двигательным действием должно быть сознательным, 2) необходимо предупреждать появление ошибок и их закрепление в процессе многократных повторений, 3) новое двигательное действие нужно включать в систему ранее приобретенных, 4) упражнения должны быть разнообразными, правильно чередоваться и разумно распределяться во времени. Этот метод используется постоянно при обучении спорту. Есть разные упражнения (физические, технические, тактические и др.); метод лабораторных и практических работ, основан на самостоятельном применении экспериментов и практическом выполнения действий. При обучении спортивной технике практический метод используется постоянно и состоит из объяснения, показа, проб, упражнений, контроля выполнения спортивных упр.; метод познавательных игр - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, стимулирует познавательный процесс, например, в спорте во время тренировки имитация соревнований. В учебно-тренировочном процессе практический метод обучения один из основных, его эффективность зависит от методической подготовки и способностей тренера организовывать и разнообразить их использование.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 171.