Раздел 1. Общие основы педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 2. Теория обучения

Тема«Процесс обучения как целостная система»

Процесс обучения - это развития обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Процесс обучения включает деятельность ученика и деятельность учителя.

Учение - это целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданию учителя или на основе собственных познавательных интересов.

 Преподавание - это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов: учение, организации восприятия, осмыслению излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями, полученными данными и умениями приобретению знаний самостоятельно.

Задачи процесса обучения:

1. стимулированию учебно-познавательной активности учащегося

2. формирование познавательных потребностей

3. организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками.

4. развитие познавательных и творческих способностей учащихся

5. формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности.

формирование научного мировоззрения и воспитания нравственно эстетической культуры.

Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.

К ним относятся:

1) Противоречия между требованием педагога и возможностями учащихся.

2) Противоречия, возникающие между отдельными аспектами содержания учебного предмета и соотношение учебной дисциплине.

3) Противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта учащихся и его недостаточностью для решения теоретических и практических познавательных задач.

Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое на данный момент актуализировано задачей процесса обучения и сформированным уровнем готовности личности к их решению.

Тема «Дидактика – теория обучения и образования, её основные категории»

Дидактика – часть педагогики, разрабатывает закономерности обучения и образования, т.е. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатах.

 Предметом исследования дидактики является процесс преподавания и учения условий, в которых он протекает, а также результатов, к которым он приводит.

Дидактика изучает обучение в тесном единстве с воспитанием, эти два процесса неразрывны в педагогическом процессе.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности.

Основные задачи дидактики – разработка научного знания чему и как учить, кого и когда, где и зачем учить. Основатель дидактики-Ян Амос Коменский. Любая педагогическая деятельность основывается на категориях дидактики. В настоящее время в спортивно-образовательных учреждениях усиливается ориентация на конечный результат - повышение уровня подготовленности занимающихся. Особое место в этом процессе занимает дидактическая культура тренера-преподавателя как важная составляющая его профессионально-педагогической культуры, позволяющая ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Для решения этой задачи необходимо не только совершенствовать методику тренировочного процесса и обучения, но и выходить на уровень дидактического формирования новых педагогических технологий. Из дидактики выделяются различные дисциплины, изучающие частные методики, например, методика обучения избранному виду спорта, основы теории и методики спортивной тренировки. Эти две специальные дисциплины изучают способы формирования техники и тактики спортсменов, разрабатывают закономерности обучения спорту.

Тема «Методы обучения»

Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителей и учеников, направленный на достижение целей и задач обучения. Методы должны обеспечивать вооружение учащихся прочными научными знаниями и умениями, формировать мировоззрение, развивать познавательный интерес. Метод сам по себе не обеспечивает полностью успеха. Важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. Методы классифицируются. Словесные и наглядные методы обучения дают возможность организации учебно-познавательной деятельности. К словесным методам обучения относятся – 1. рассказ- используется для расширения кругозора уч-ся по изучаемой теме, формирует отношение к учебному материалу, 10-15 мин. урока. 2. лекция – устное изложение материала большого объема и высокой научности; объяснение- раскрытие сущности явлений, правил, законов; 3. беседа – разговор учителя с учениками по заранее составленному плану вопросов по теме.

Наглядные методы обучения – это иллюстрация учебного материала (таблицы, плакаты, схемы), демонстрация учебного материала (опыта, упражнения, диафильма), видеометод, мультимедийные методы. Наглядные методы развивают абстрактное мышление.

Для обучения спорту используются объяснение, иллюстрация и демонстрация физических упр., технических приемов, а также видеометод для изучения техники и разработки тактики спортивной борьбы.

Тренер должен поставить определенную дидактическую цель и эта цель достигается при помощи имеющихся средств. В процессе формирования методов физического воспитания, широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности (типичные для игры и спорта). Важно помнить, что ни один метод, каким бы он хорошим ни был, взятый в отрыве от других, не может быть единственно полноценным. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешное выполнение комплексных задач физического воспитания.

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры и др.

Практические методы позволяют выработать умения и навыки применения знаний. К ним относятся метод упражнения - многократное повторение действий с целью овладения навыком действий (практического применения) либо повышение их качества. Этот метод обучения имеет наибольшую эффективность. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнении, соблюдая ряд требований: 1) овладение двигательным действием должно быть сознательным, 2) необходимо предупреждать появление ошибок и их закрепление в процессе многократных повторений, 3) новое двигательное действие нужно включать в систему ранее приобретенных, 4) упражнения должны быть разнообразными, правильно чередоваться и разумно распределяться во времени. Этот метод используется постоянно при обучении спорту. Есть разные упражнения (физические, технические, тактические и др.); метод лабораторных и практических работ, основан на самостоятельном применении экспериментов и практическом выполнения действий. При обучении спортивной технике практический метод используется постоянно и состоит из объяснения, показа, проб, упражнений, контроля выполнения спортивных упр.; метод познавательных игр - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, стимулирует познавательный процесс, например, в спорте во время тренировки имитация соревнований. В учебно-тренировочном процессе практический метод обучения один из основных, его эффективность зависит от методической подготовки и способностей тренера организовывать и разнообразить их использование.

Тема «Образование как функция общества»

Образование происходит от слова "образ" в буквальном обозначении образовании образа. Под образованием понимается формирование образа личности.

В педагогике сформировались две теории образования:

1.Формальная

2.Материальная

1) Формальное образование - развитие умственных способностей и познавательный интерес учащихся их внимание, память и мышление. Источник знаний-разум.

Основные недостатки: одностороннее использование знаний в подборе учебного материала, недооценка их ценностного значения.

2) Материальное образование

Цель: передача учащихся большего объёма знаний из разных областей науки, необходимых в жизни.

Энциклопедизм - источник знаний, опыт.

Основные недостатки: перегруженность учащихся информацией, слабая связь между курсами.

Структура системы образования в РБ

1.Дошкольное воспитание (детский сад)

2.Общее среднее образование (начальная школа), основная школа (базовая, средняя)

3.Внешкольное обучение (воспитание)

4.Проффесионально-техническое образование (ПТУ)

5.Среднее специальное образование (колледж)

6.Среднее высшее образование (ВУЗ)

7.Подкотовка научных и педагогических кадров (аспирантура)

8.Повышение квалификации (переподготовка кадров)

Раздел 3. Теория воспитания

 Тема «Задачи и содержание воспитания»

Воспитание - процесс целена­правленного влияния, целью которого выступает усвоение человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи воспитания:

· целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

· формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

· приобщение к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

· воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

· развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

· организацию познавательной деятельности личности, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

· организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

· развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

У понятия воспитания много значений, оно рассматривается педагогикой в разных смыслах. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодоле­вать трудности, встречающие на его пути.

В широком педагогическом смысле воспитание – это формирование заданных качеств личности учеников, их характеров, мотивов, самооценки, способностей под влиянием педагогов, т.е. специально подготовленных для этого процесса людей. Педагоги в учебных учреждения воспитывают людей, нужных и полезных обществу. Процесс воспитания носит двусторонний характер, потому что он идет в двух направлениях, от воспитателя к воспитаннику в виде воспитательных воздействий и от воспитанника к воспитателю в виде обратной связи, выражаемой в поведении воспитанников, в их отношениях ко всем сторонам жизни, понимании и исполнении предъявляемых к ним требований. Проблемы воспитания квалифицированных спортсменов заключаются в том, что результат в спорте зависит от индивидуальных особенностей личности спортсмена, от его мотивации. Со спортсменов молодежь берет пример, поэтому воспитание спортсмена – это социальная задача.

Тема «Методы воспитания»

Методы воспитания -- общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отно­шений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

1. Методы формирования сознания личности — методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок.

2. Методы организации деятельности, формирование опыта поведения — пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

3. Методы педагогического стимулирования— методы воздей­ствия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положи­тельной мотивации поведения.

4. Методы педагогической коррекции – устранение какого-либо недостатка поведения или нарушений, вызванных какой-то причиной.

5. Методы самовоспитания — методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на фор­мирование навыков психической и физической саморегуляции.

Раздел 1. Общие основы педагогики

 Тема«Педагогика – наука о воспитании человека»

Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика". Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей. Предметом педагогики является процесс воспитания человека. Воспитание, как передача опыта младшим поколениям, неотделимо от развития общества. Если бы культурно - исторический опыт не передавался, человечество не развивалось бы. Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды. С усложнением производства опыт увеличивается, и возникает необходимость отбирать опыт для передачи подрастающим поколениям, воспитание превращается в обязанность общества, возникают школы, появляются педагоги, идеи, как воспитывать, то есть появляются мысли о педагогике. Педагогика находится в составе философии, психологии, методики, этики, физиологии, но передовые идеи посвящены воспитанию, ее предмету. Тренер, работая с юными спортсменами, вносит существенный вклад в подготовку поколений, поэтому изучает педагогику, чтобы работать грамотно, приносить пользу. Во взаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежит тренеру. Важную роль играют педагогические особенности личности тренера. Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности - т.е. на педагогические знания, навыки и умения, и педагогический опыт тренера, что, является обязательным для успешной педагогической деятельности.

Тема «Основные категории: воспитание, обучение, образование»

Задачи: 1. Накопление и систематизация научных знаний о законах воспитания, обучения и образования подрастающих поколений. 2. Подготовка педагогов- профессионалов. 3. Создание новейших технологий обучения и воспитания. 4. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

Объект педагогики – это развивающийся человек, его формирующиеся личность в течении всей жизни.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Основные категории педагогики:

Воспитание – это целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности.

Знания – это отражение человека объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законом наук.

Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющийся при выполнении необходимых действий, доведенных до автоматизма путем многократного упражнения.

Связь Педагогики с другими науками:

- Философия

- Психология

- Социология

- Этика

- Физиология человека

- История

- Медицина

- Технические науки

Философия – методологическая база для осмысления целей воспитания и обучения в современном обществе.

Психология – предоставляет материал о психологических особенностях, познавательных процессах, мотивации, методики проведения занятий, а педагогика разрабатывает законы управления развития личности.

Физиология – значение закономерности функционирования организма, условно-рефлекторной деятельности, помогает в управлении физическими и психическим развитием обучающимся.

Социология – решение вопросов организации внешкольного, студенческого воспитания и образования в соответствии с социальным развитием общества.

История – формирования основ обучения, воспитания и образования, играет роль исторических достижений, цивилизации и культуры.

 


Тема«Выдающиеся деятели педагогической науки: Сократ, Аристотель, Платон, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др.»

До нашей эры известны педагогические взгляды древнегреческих философов Сократа (автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к самопознанию), Платона (ценные мысли о дошкольном воспитании, о последовательности государственной системы воспитания), Аристотеля (идея о единстве формы и содержания; 3 сторонам души, растительной, волевой и разумной , соответствуют 3 вида воспитания: физическое, нравственное и умственное). Особенно богата на мысли и дела по воспитанию подрастающих поколений эпоха Возрождения: Эразм Роттердамский (критика пороков феодальных школ, палочной дисциплины и грубых учителей), Джон Локк (теория воспитания джентльмена, основанная на принципах пользы и интересов личности), Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци (одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях, выступал за содействие гармоническому развитию каждого ребенка, сочетание умственного, физического, нравственного и трудового воспитания), И.Ф. Гербарт (ввел понятие «воспитывающего обучения», обосновал теорию ступеней обучения: ясность, ассоциация, система, метод).

Среди русских мыслителей выделяются труды Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, которые выступали за бессословное образование и против насилия над ребенком. Русская педагогика славится именем К.Д.Ушинского (основатель научной педагогики и народной школы в России, создатель системы подготовки народных учителей), а советская - Антоном Семеновичем Макаренко (воспитание личности в коллективе, основное средство воспитания - труд). Активно развивалась педагогическая мысль в Беларуси.

Труды Франциска Скорины (первопечатник, просветитель, гуманист; книга – важнейшее средство распространения знаний), Алоизы Пашкевич (инициатор открытия народных школ), Я. Коласа (выступал за демократизацию школы, всеобщее обязательное обучение, права учителя)   внесли весомый вклад в педагогику того времени.

Выделение педагогики в науку связано с именем великого чешского педагога Я.А.Коменского (1592 – 1670). Его труд «Великая дидактика», в котором он обосновал принцип и метод наглядного обучения, классно - урочную форму обучения, актуален и сегодня. С появлением «Великой дидактики» Коменского наука о воспитании, педагогика, начинает быстро развиваться, так как о передаче опыта подрастающим поколениям заботиться каждое общество. Чем быстрее идет общественное развитие, тем более необходимы знания о воспитании. Вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе, совершенствуется и развивается сам человек, он обладает возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные свойства и качества.

Тема«Личность как субъект и объект воспитания»

Социализация – это процесс формирования и становления личности через овладение ею социальным опытом.

Социализация личности – это процесс усвоения человеком социального опыта, т.е. социальных норм, ценностей, установок и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учиться жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Стадии развития личности в процессе социализации:

Стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Происходит овладение знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение основных видов деятельности. Человек обучается быть личностью.

Стадия индивидуализации (подростковый и юношеский возраст). Данная стадия способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого, проявлению своей уникальной индивидуальности, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем и проявляется его личность. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

Стадия интеграции. Период личностного и профессионального становления. Принадлежность человека к определенной социальной группе. Появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него.

Трудовая стадия (период зрелости человека). Человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность. Человек реализует себя в трудовой деятельности.

Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Передача социального опыта новым поколениям.

Механизмы социализации:

· Подражание, идентификация;

· Полоролевая идентификация и типизация (ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения);

· Социальная оценка желаемого поведения (осуществляется в процессе социального контроля);

· Конформность (некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии).

Издержки социализации (негативные последствия):

1. Личность, которая легко адаптируется в новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности.

2. Нарушения могут приводить к асоциальному или девиантному поведению, т.е. отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе.

Тема«Периодизация возрастного развития личности»

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического и духовного развития. Существует возрастная педагогическая периодизация, которая основывается на выделении возрастных особенностей, учет которых необходим для лучшего обучения и воспитания. Младший школьный возраст – 6-7 - 9-10 лет (основы нравственного поведения закладываются именно в этом возрасте), средний шк. возр. – 10-11 – 14-15 лет (система оценочных суждений неустойчива, ее легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни, роль правильно организованного воспитания является решающей) и старший шк. возр. – 14-15 – 17-18 лет (время самоутверждения, активного осмысления будущего, взрослым следует проявлять терпимость и заинтересованность).

В каждом возрасте есть проблемы, но особенно они ощущаются в среднем школьном возрасте, когда происходит переход от детства к взрослости как в физ. так и в духовном развитии. Если этот период пройдет неблагополучно, то это определит дальнейший жизненный путь человека как проблематичный. Этот возраст педагоги называют трудным. У подростков быстро растет скелет, а внутренние органы отстают, кроме этого половое созревание. Такие дети ощущают физический дискомфорт, но так как они ощущают себя взрослыми, то и желания у них как у взрослых, а реализовать эти желания в обществе еще нельзя, у подростков нет прав. В этом и проблема. И если к подросткам относится с непониманием, то их можно перегрузить физически и психически, тогда они стремятся убегать от педагогического воздействия, что плохо сказывается на их характере и жизни, задерживает их в подростковой группе.

Следует помнить, что это разделение на периоды весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития, здоровьем ребенка. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами: социально-экономическими условиями, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагогов и тренеров учета этого явления. Спортом начинают более серьезно заниматься в школьном возрасте. Учет возрастных особенностей – один из педагогических принципов, опираясь на который нужно дозировать учебную и спортивную нагрузку, выбирать формы и методы педагогического воздействия.

Тема«Педагогический процесс как система и целостное явление»

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и учащегося, целью которого является передача (обучающим - педагог, тренер) и освоение (учащимся) социального опыта, необходимого для деятельности и жизни в обществе. Педагогический процесс - это целостный процесс, выполняющий и реализующий цели обучения, воспитания и образования в условиях учебно-воспитательных учреждений.

В педагогическом процессе участвуют педагог, тренер (определяет цель, содержание, формы и методы воспитания, а также оценивает результаты) и обучающийся (воспитанник) (воспринимает и осознает цель совместной деятельности, воспринимает и корректирует собственным опытом информацию, активно участвует в совместной деятельности, оценивает собственные достижения). 

Взаимодействие субъектов (учителей и учеников) в ходе педагогического процесса проявляется в том случае, когда педагоги направлены на то, чтобы учить и воспитывать учеников, а ученики в свою очередь охотно, с желанием выполняют то, что от них требуется. С одной стороны – взрослые – директор, завучи, классные руководители, учителя, тренеры, а с другой – ученики, классы, команды. Между этими двумя сторонами должна быть взаимная активность, то есть учителя учат, а ученики отзываются и стараются учиться, и только тогда это педагогическое взаимодействие, а если наоборот, педагоги учат, а ученики не хотят, то педагогического взаимодействия нет, что не способствует успешности реализации целей педагогического процесса.

В училищах олимпийского резерва педагогический процесс направлен как на подготовку спортсменов – будущих олимпийских победителей, так и на образование юных спортсменов, и сущность его в том, чтобы учащиеся сочетали учебу и спорт, так как спортсмен-неуч опасен для общества- физически развит, а духовно нет.


Раздел 2. Теория обучения

Тема«Процесс обучения как целостная система»

Процесс обучения - это развития обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Процесс обучения включает деятельность ученика и деятельность учителя.

Учение - это целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданию учителя или на основе собственных познавательных интересов.

 Преподавание - это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов: учение, организации восприятия, осмыслению излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями, полученными данными и умениями приобретению знаний самостоятельно.

Задачи процесса обучения:

1. стимулированию учебно-познавательной активности учащегося

2. формирование познавательных потребностей

3. организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками.

4. развитие познавательных и творческих способностей учащихся

5. формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности.

формирование научного мировоззрения и воспитания нравственно эстетической культуры.

Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.

К ним относятся:

1) Противоречия между требованием педагога и возможностями учащихся.

2) Противоречия, возникающие между отдельными аспектами содержания учебного предмета и соотношение учебной дисциплине.

3) Противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта учащихся и его недостаточностью для решения теоретических и практических познавательных задач.

Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое на данный момент актуализировано задачей процесса обучения и сформированным уровнем готовности личности к их решению.

Тема «Дидактика – теория обучения и образования, её основные категории»

Дидактика – часть педагогики, разрабатывает закономерности обучения и образования, т.е. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатах.

 Предметом исследования дидактики является процесс преподавания и учения условий, в которых он протекает, а также результатов, к которым он приводит.

Дидактика изучает обучение в тесном единстве с воспитанием, эти два процесса неразрывны в педагогическом процессе.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности.

Основные задачи дидактики – разработка научного знания чему и как учить, кого и когда, где и зачем учить. Основатель дидактики-Ян Амос Коменский. Любая педагогическая деятельность основывается на категориях дидактики. В настоящее время в спортивно-образовательных учреждениях усиливается ориентация на конечный результат - повышение уровня подготовленности занимающихся. Особое место в этом процессе занимает дидактическая культура тренера-преподавателя как важная составляющая его профессионально-педагогической культуры, позволяющая ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Для решения этой задачи необходимо не только совершенствовать методику тренировочного процесса и обучения, но и выходить на уровень дидактического формирования новых педагогических технологий. Из дидактики выделяются различные дисциплины, изучающие частные методики, например, методика обучения избранному виду спорта, основы теории и методики спортивной тренировки. Эти две специальные дисциплины изучают способы формирования техники и тактики спортсменов, разрабатывают закономерности обучения спорту.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 181.