Установка. Установка такая же, как описана в задаче 80.
Дополнение к ней заключается в следующем: лампочка от карманного фонаря закрепляется в штативе. Ее электроды подвешиваются к горизонтальной планочке, которая прикрепляется к тому же штативу.
Электроды опущены в раствор (Раствор наполняет банку ниже ее края приблизительно на 0,5 см)и устанавливаются на таком расстоянии один от другого, чтобы нить лампочки накаливалась при очень малой концентрации соли в растворе.
Условие задачи. Включите ванночку с очень слабым раствором хлористого натрия в сеть электрического освещения.
Вы увидите, что при этом накаливается лампочка от карманного фонаря.
Каким образом, не касаясь электродов и не выливая раствора из ванночки, можно прекратить свечение лампочки?
Если для решения этого вопроса вам что-нибудь понадобится, чего нет в установке задачи, спросите у учителя. Никаких изоляторов для опыта применять нельзя.
Дополнения. 1.Чем больше сопротивление раствора в ванночке, тем сильнее становится накал лампочки. Почему это происходит?
2. Каким другим способом можно решить задачу, не нарушая ее условия?
Решение и пояснения
81. (7, 10-й кл.) Требуется соль (NaCl) и ложка для размешивания раствора. Установка выключается из сети и концентрация раствора увеличивается до тех пор, пока лампочка от карманного фонаря не перестанет светить. Пробу приходится делать несколько раз.
Дополнения 1. Увеличивается разность потенциалов на электродах, соединенных с лампочкой. Предел этому кладет убывающая сила тока.
2. Первый способ дается в решении задачи. Второй – заключается в применении обратного процесса: ослабления концентрации раствора (прибавлением чистой воды в ванночку). В последнем случае нить лампочки перестает накаливаться вследствие ослабления силы тока.
Разветвленная цепь.
Установка. Тонкая голая проволока высокого сопротивления, укрепленная на двух стойках, как указано на рис. 20.
К концам проволоки прикреплен шнур для включения ее в сеть электрического тока.
К средней части нижней половины проволоки высокого сопротивления присоединена в двух ее точках лампочка накаливания от карманного фонаря. Вся установка рассчитана так, что при включении ее в сеть лампочка светится не полным накалом.
Отрезок той же проволоки высокого сопротивления, длина которого несколько больше расстояния между нижней и верхней половинами проволоки. К хорошо зачищенным концам этой проволоки присоединены мятые кусочки алюминиевой фольги.
Условие задачи. Включите установку в сеть электрического освещения. Ответвлённый электрический ток пойдет через лампочку, и она начнет светить.
Как, ничего не меняя в установке, можно с помощью лежащего перед вами отрезка проволоки усилить и ослабить свечение лампочки?
Дополнения. 1. Каким другим способом можно ослабить свет лампочки, не меняя по–прежнему ничего в самой установке?
2. Какая причина заставила учителя присоединить к концам отрезка проволоки, с которыми вы экспериментировали, мятые кусочки алюминиевой фольги?
Решение и пояснения
82. (7–10-й кл.) Присоединить отрезок проволоки с помощью кусочков алюминиевой фольги к двум проволокам высокого сопротивления: вблизи лампочки, между ней и сетью (накал лампочки ослабеет или прекратится) и за лампочкой (накал увеличится).
Дополнения. 1. Первый способ указан в решении задачи. Второй – включить отрезок проволоки параллельно лампочке.
2. Тонкие проволоки высокого сопротивления, наложенные непосредственно одна на другую, имеют очень большое контактное сопротивление. Вследствие этого, во-первых, из-за сильного нагревания контакта их не удержать в руке, и, во-вторых, изменения в свечении лампочки будут незначительны.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 278.