В 1977 году Раймонд Моуди опубликовал новую, небольшую по объему книжку «Размышления о жизни после жизни» — продолжение предыдущей своей книги, основные идеи которой мы так широко представили на предыдущих страницах. В ней на основе целого ряда новых рассказов людей, переживших клиническую смерть, он выделяет новые элементы их переживаний. Отметим сразу же, что если в предыдущей книге он достаточно осторожно говорил о возможности жизни после смерти и о существовании загробной жизни, то здесь его взгляды более близки к убеждениям Э. Кюблер-Росс. А она, как мы знаем, уже в предисловии к книге Р. Моуди в 1976 году вполне определенно говорила о своей вере, убеждении в существование человеческих душ, живущих после биологической смерти тела.
Эти новые элементы, которые мы вкратце опишем ниже, не были такими всеобщими, как предыдущие, но встречались в рассказах более чем одного человека. Р. Моуди замечает, что они встречались у тех, кто имел «предсмертный опыт значительной длительности». Вот вкратце новые элементы переживаний бывших «покойников».
Видение знания . Умирающий переживает «момент озарения» и как бы видит «целую отдельную область существования». Хотя после возвращения к жизни это чувство совершенного знания исчезает, однако желание учиться не только сохраняется, но даже усиливается. Такое озарение возникает, по-видимому, после того, как вся жизнь проходит перед глазами умирающего. Как только выбирается путь возврата к земной жизни, это новое совершенное знание, знание «секретов всех веков», исчезает, и человек в обычном состоянии о нем ничего определенного не может сказать.
На вопрос исследователя о том, в какой форме было представлено это знание, одна женщина ответила: «Оно представлено во всех формах связи, в зрелище, в звуках и мыслях… Меня охватывало такое ощущение, как будто не было ничего неизвестного. Там было все знание, не из одной какой-либо области, а все». Эта женщина после своего оживления некоторое время слышала «несколько тайных голосов», о чем она была предупреждена в ходе предсмертных переживаний.
Р. Моуди предполагает существование «…некоего механизма, функция которого состоит в том, чтобы блокировать знание, полученное в этом особом состоянии существования так, чтобы оно не могло быть перенесено в физическое состояние бытия».
Данный «элемент» переживания он сравнивает с тем, что описал солдат Эр в диалоге Платона «Государство»: там тоже говорится, что перед возвращением в этот мир, в том числе в виде реинкарнации в новом теле, душа забывает все, что узнала в том мире.
Как рассказывал другой пациент, потусторонняя школа — «это такое место, которое само по себе является знанием… Знание и информация приобретается без труда — все знания… Вы поглощаете знание… Вы внезапно узнаете ответы…» и т. п.
Город света . Некоторые реанимированные сообщили о видениях, которые Р. Моуди считает возможным назвать «небесными», в том числе о «городе света».
Вот отрывок из рассказа одного мужчины о том, что последовало за образами тоннеля и света: «Внезапно я оказался в каком-то другом месте. Там был везде золотистый свет. Красивый. Я не видел нигде источника этого света. Он заполнял все вокруг, исходя отовсюду. Еще была музыка. И, казалось, я находился за городом среди ручейков, травы, деревьев, гор. Но когда взглянул вокруг — если можно так выразиться — оказалось, что не было деревьев и предметов — таких, какими мы их зпаем. Самым странным мне представляется то, что там были люди. Не в каком-нибудь виде или теле, знакомом мне; просто они там были» [81].
Одна женщина, опять-таки после прохождения по тоннелю и встречи со светоносным существом, видела следующие необычайные картины: своих умерших родных, какое-то светлое и прекрасное место, неописуемо яркие краски.
«Там были люди, счастливые люди… Вокруг были люди, некоторые из них собирались в группы. Некоторые из них что-то изучали…» Более того, в отдалении она видела город, там были здания, которые ярко сверкали… вода, фонтаны, была слышна прекрасная музыка. Ей было сказано, что, если она войдет туда, возвращения не будет и сама должна решать…
Область растерянных духов . Некоторые видели там каких-то «смущенных существ», которые, по мнению вернувшихся к земной жизни людей, «не способны отказаться от привязанности к физическому миру», к какому-либо объекту, личности и т. п. Они имели «отупевший» вид, они должны были решать какую-то задачу. Кроме области сияющего света, по словам одной женщины, там была еще и «унылая область». Эти души внешне были похожи на живых людей, но их головы были опущены, и они были печальны. Эти души выглядели изможденными, грустными и серыми, как каторжники, едва двигались и как будто не знали, куда идти. Они были растеряны и находились, по-видимому, между физическим и другим миром, где-то посредине, до тоннеля. Их можно было видеть насквозь, они были похожи на привидения, и их было очень много. Они пытались завязать контакты с живыми людьми, но те их не замечали.
Одна женщина рассказала об этих «растерянных душах», в частности, следующее. «Одно из этих существ было, по-видимому, женщиной, которая пыталась с огромным трудом попасть к детям и к одной пожилой женщине, находившейся в доме. Мне почему-то казалось, что это была мать этих детей и, возможно, дочь пожилой женщины… и что она пыталась прорваться к ним. По-видимому, смысл всего заключался в том, что она пыталась добраться до детей, а они продолжали играть и не обращали на нее никакого внимания; а пожилая женщина, казалось, ходила по кухне, не сознавая того, что там кто-то находится» [82].
Сверхъестественная помощь . В жизни некоторых людей случаются граничащие с чудом явления. Одно из них следующее: неожиданное спасение в ситуациях, из которых, казалось бы, не было спасения.
Случай, описанный Катрин Маршал в книге «Человек по имени Петер», рассказывает, что в годы своего детства (кажется, в 10-летнем возрасте) Петер Маршал, гуляя, подошел к краю обрыва. Был густой туман, и он не видел опасности. В тот самый момент, когда мальчик собирался сделать роковой шаг, какой-то голос крикнул ему сзади: «Петер!» Он повернулся, но никого не увидел. Но был спасен. Этот случай оказал на него такое сильное впечатление, что он решил стать священником.
Р. Моуди описывает ряд других случаев, хотя это переживание спасения не так часто встречается, как остальные элементы.
Приведем рассказ одного мужчины из этой же книги и завершим рассмотрение данного вопроса.
«Это происходило во время Второй мировой войны… я служил в пехоте в Европе. Со мной произошел случай, о котором я никогда не забуду… Я видел вражеский самолет, который пикировал на здание, где мы находились, и открыл огонь по нему… Пыль от пуль приближалась прямо к нам. Я очень испугался и подумал, что все мы будем убиты. Я ничего не видел, но я чувствовал там со мной чье-то чудесное приятное присутствие, и добрый нежный голос сказал: „Я здесь с тобой, Райд. Твое время еще не пришло“. Я совсем успокоился, мне была очень приятна эта близость… С того дня я ничуть не боюсь смерти» [83].
Половые различия. После выхода «Я» из умирающего тела половые различия, биологические половые особенности исчезают. «Там», по-видимому, нет женщин и мужчин. У нас по этому вопросу пока нет комментариев. Скажем только, что, если исходить из нашей концепции о предназначении земной жизни, которую я вкратце изложил в настоящей главе, это утверждение выглядит сомнительным.
Раскаяние и стремление к самосовершенствованию . Одним из часто встречающихся переживаний является чувство того, что ты в ответе не только за свои действия, но и за их последствия для других. И когда по указанию светоносного существа человек видит всю свою жизнь, он переживает удовлетворение за то хорошее, что сделал для людей, переживая стыд и раскаяние за эгоистические действия и вред, нанесенный другим.
После таких переживаний многие, вернувшись к земной жизни, чувствуют в себе импульс к улучшению, самосовершенствованию.
«Когда я очнулся после всего этого, — говорит другой мужчина, — я решил, что лучше измениться. Я чувствовал сильное раскаяние. Я не был удовлетворен жизнью, которую вел до тех пор, и хотел начать лучшую жизнь» [84].
Но о таких изменениях личности — отдельно.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.