Социальный атом» и смерть индивида
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В течение своей жизни каждый индивид устанавливает взаимоотношения со многими другими людьми. Некоторые из этих связей оказываются устойчивыми, эмоционально насыщенными и значимыми. Удовлетворяя основные биологические, психологические и социальные потребности человека, они могут сохраняться долгие годы, иногда — до конца жизни.

Часть наших взаимосвязей с другими носит формальный, чисто официальный и функциональный характер. Эти, в эмоциональном отношении бедные, «сухие» отношения и устанавливаются лишь для выполнения наших официальных социальных ролей.

Все социальные связи оказывают влияние на развитие личности и ее психические состояния, на выбор ею стратегии и механизмов поведения, выбор целей и другие психические процессы. Но наиболее глубокое влияние оказывают связи первого типа — непосредственные, психологически наиболее глубокие, так называемые «первичные» социальные связи. Они характерны для семьи, группы близких друзей и единомышленников.

Один из самых известных психологов XX века Джекоб Морено образно называет индивида и тесно связанных с ним на данном отрезке жизни людей «социальным атомом». Это неслучайное название: всю свою жизнь он искал те первичные социальные связи, которые лежат в основе жизни как отдельных людей, так и общества в целом. И, кажется, нащупал какие-то реальности.

В «социальном атоме» человека могут не состоять те люди, с которыми он находится лишь в официальных отношениях. Можно себе вообразить, как от человека исходят волны и излучения, притягивающие к себе одних и отталкивающие других. Именно такие, не видимые, но мощные излучения, согласно Дж. Морено, и связывают человека с входящими в его социальный атом людьми. Возникающие в ходе индивидуальной жизни каждого социальные образования — относительно устойчивые группы, в которых жизнь человека протекает наиболее непосредственно и конкретно.

Эти социально-психологические представления позволяют выдвинуть идею      социальной смерти человека . В ходе старения в социальном атоме человека происходят изменения, некоторые из них необратимы, неизлечимы. Пока человек еще молод и инициативен, он при выходе из среды своих приближенных одного из них быстро заменяет его другим, новым членом. Этому новому члену предписывается примерно такая же роль, как и выбывшему. «Социальный атом» обновляется, причем, как замечает Морено, обычно эти процессы происходят почти автоматически. В этом процессе отмечаются интересные явления. Оказывается, что отсутствующему, например умершему человеку, идет на смену другой индивид, но никогда — целая группа людей. Создается впечатление, что человек, занимающий в этом социально-психологическом образовании центральное место (а ведь каждый из нас — центр своего «социального атома!»), не может терпеть в нем более одного сходного члена.

Кроме того, в окружающем мире существует огромное число других «социальных атомов», и они тоже нуждаются в «ремонте» и «реконструкции», им гоже нужны новые члены. И они притягивают к себе людей, выбивая из других первичных кругов общения.

Несмотря на эти изменения, «социальные атомы», как саморегулирующиеся системы, стремятся к равновесию и взаимоотношения их членов, их симпатии и эмоциональные взаимодействия, в целом, остаются устойчивыми.

Бессознательное стремление «социальных атомов» к равновесию Дж. Морено называет «социостазисом». Определенный уровень контактов остается довольно постоянным. «Частота эмоционального обмена стремится к равновесию», — считает Морено, поэтому эмоциональную экспансивность можно измерить      [1].

Величина, размеры «социального атома» каждого человека обусловлены его психическим качеством, которое получило название «эмоциональной экспансивности»: есть люди, склонные устанавливать многочисленные связи с другими людьми, есть и такие, которые довольствуются малочисленными взаимоотношениями. Некоторые ищут контактов с людьми преимущественно для того, чтобы дать выход своим гуманным, положительным, просоциальным чувствам и мотивам, но есть немало и таких, которым многочисленные социальные связи нужны для разрядки накопленной агрессивности, зависти и других враждебных чувств. Экспансивность первых называют положительной, конструктивной, тогда как свойственная вторым разновидность экспансивности явно носит отрицательный, разрушительный характер.

По мере старения человеку все труднее заменять утраченных членов своего социального атома. Это «социальная смерть извне» — в отличие от смерти индивидуальной психики. «Социальная смерть» бросает свою тень на человека задолго до его физической или духовной смерти. Распад социального атома индивидуума может начаться по многим причинам:

1) потеря любви;

2) замена одного индивидуума другим, менее подходящим;

3) смерть.

Смерть индивидуального члена представляет собой более постоянную потерю, а шок, порожденный ею, редко воспринимается в своем полном значении      [2].

Когда мы переживаем тех, кого любили, то «мы понемногу умираем вместе с ними», мы чувствуем, как призрак смерти движется в нашем «социальном атоме» от одного лица к другому. Заменяющие не полностью восполняют утрату, и даже сам факт замены Морено считает утратой. Человек начинает понимать значение смерти задолго до появления признаков физического и духовного упадка. Морено полагает, что вряд ли можно найти лекарство против шока социальной смерти.

В конце своих рассуждений Дж. Морено высказывает мысль, что небольшие шоки, порожденные опытом социальной смерти, способствуют преждевременному наступлению старости, возрастных болезней и физической смерти      [3].

Эта мысль сегодня подтверждается теми данными, которые касаются механизмов      эмоционального сопереживания (эмпатии) и закономерностей возникновения так называемых      психосоматических болезней . Примеров того, как люди ускоренно старели и умирали после смерти своих близких, очень много. Здесь открываются широкие возможности для исследования глубоких связей между психикой и телом, которые могут иметь огромное практическое значение, особенно для стареющих людей и их родственников.

Отсутствие в жизни человека любви, одиночество и заброшенность ускоряют наступление смерти. Эта истина стала известна из опыта многих поколений людей, но она подтверждена также специальными медицинскими исследованиями. Социальная смерть человека фактически ускоряет процесс его психологической и биологической смерти      [4]. Об этом у нас разговор еще впереди.

 

О «мудрой старости»

 

Как предупреждать или хотя бы отсрочить социальную смерть, а таким путем — также физическую, биологическую смерть человека? Социальные психологи советуют прежде всего восстановить молодость социального атома человека, найти для него достойных его любви или хотя бы симпатии товарищей. Для пожилых людей общение с молодыми, совместная с ними работа — залог сохранения жизненных сил и продления активной и плодотворной деятельности. Следует отказаться от той жестокой и по существу неверной мысли, что любовь, психическое развитие и гибкое социальное поведение — преимущества молодости, а старым людям ничего не остается делать, как только готовиться к смерти.

Современная социальная психология, в том числе такой ее раздел, как      социометрия , дают возможность осуществить на практике эти идеи. Смерть одного человека — это не изолированных! от общества «акт природы», а явление, обладающее социальной реальностью: она связана с жизнью и смертью многих людей. Мы умираем вместе со всеми остальными членами нашего социального атома. «Физическая смерть — это нечто негативное, мы ее не испытываем, ее испытывает другой, тот, который является членом нашего социального атома. Социальная смерть — это позитивная сила»      [5].

Мы все «проталкиваемся» к смерти и зачастую преждевременно толкаем друг друга.

О психологии старения и о способности жить мудрой старостью ряд интересных мыслей высказал философ      Трдат Мурадян (Сирия). В 1986 году в Алеппо он опубликовал книгу под названием «Философский опыт о жизни и смерти», в которой он собрал множество мудрых мыслей известных людей о старении и о «хорошей старости».

Приведем некоторые из них.      Андре Моруа писал, что есть два способа хорошего старения. Первый из них — постоянная деятельность, и именно в этом основной смысл мифа о Фаусте. Второй способ — принятие старости: мудрый человек понимает, что его игра сыграна и он может жить спокойно и счастливо. Человек, живущий мудрой старостью, не завидует молодым, а помогает им и наслаждается тем, что ему доступно.

Есть много способов плохого, недостойного старения. Люди, избравшие такой путь, не отказываются от своих социальных статусов и деятельности даже тогда, когда уже не в состоянии полноценно работать. Они не позволяют своим детям действовать свободно, скрывают накопленные богатства, торгуются с детьми, держат их в стесненных условиях, часто ссорятся. Искусство старения, заявляет Т. Мурадян, в том, чтобы стать опорой для следующих поколений. Не соперником надо быть, а близким человеком      [6].

Мудрый старик сохраняет свою любознательность и способность понимания новых явлений. Он вновь и вновь обращается к трудам великих мыслителей, наслаждается творениями искусства, занимается пусть и ограниченной и неутомительной, но полезной деятельностью.      Т. Мурадян рассказывает об одном канзасском враче, который основал школу для стариков. Здесь 70 -80-летние люди учатся играть и работать, чтобы жить более интересной и приятной жизнью. Средняя продолжительность жизни этих людей, получающих новое «воспитание», превышает средний уровень продолжительности жизни жителей США. Удовольствие продлевает жизнь. Старость может быть бодрой и спокойной, наполненной свойственными возрасту делами и теми приятными переживаниями, которые возникают при их исполнении. Многие старые люди более деловиты, лучше работают и управляют людьми, чем многие молодые. Старый человек, если достоин этого, окружен друзьями. Вера и философия уменьшают страх перед смертью.      Т. Мурадян не верит в существование «потустороннего мира» и не принимает христианскую точку зрения на смерть. Он полагает, что христианство, описывая ад и страдания Христа, укоренило в людях страх перед смертью, в то время как в дохристианские времена люди, например древние римляне, не боялись смерти. Эта точка зрения, безусловно, содержит в себе зерно истины, но следует также знать, что страх перед опасностью — явление наследственное, оно всегда было у людей и является одним из механизмов защиты жизни, собственного существования. То или иное учение может способствовать усилению или ослаблению страха перед возможной смертью, но не может ни создать, ни исключить его. Страх является мощным защитным механизмом как на биологическом, так и на психологическом уровне.

Однако продолжим наши социально-психологические рассуждения о смерти. Смерть отдельного человека, как уже было сказано, никогда не остается изолированным явлением. Смерть человека — социальный факт и в качестве такового оказывает влияние на всех людей, на их жизнь, представления о смерти, на процессы умирания и даже на то, какие цели каждый из них ставит перед собой. Люди умирают совместно с другими: физическую смерть ощущает только умирающий, а социальную чувствуют остающиеся в живых члены его первичной группы. Переживания, возникающие в психике людей под воздействием страданий и смерти другого, оказывают глубокое, хотя и не всегда осознаваемое, влияние на дальнейший ход жизни людей, на их цели, уровень притязаний, на всю жизненную философию и моральные представления. И если мы не заботимся об обновлении и омоложении нашего непосредственного социального окружения, мы как бы сознательно ускоряем наступление нашей смерти.

Казалось бы, что, исходя из своих представлений о «социальном атоме» и о природе социальной смерти, Дж. Морено должен был прийти к естественному выводу, что рождение ребенка является одним из основных факторов, откладывающих социальную смерть, — обстоятельство, которое нетрудно видеть в повседневной жизни во взаимоотношениях дедушек, бабушек и их внуков. Но нет: он полагает, что рождение ребенка вызывает во взрослых людях страх перед смертью. Он не учитывает того, что ребенок наилучшим образом дополняет открытые, «пустые» места социальной среды человека. Требуя от взрослых готовности к самопожертвованию, дети одновременно пробуждают в них волю к физическому и психическому здоровью, стремление жить долго — тем самым предотвращая наступление болезней и пессимистических взглядов.

Иное воздействие оказывает смерть другого человека: она вызывает психический шок, это один шаг вперед в процессе социальной смерти человека, порождает тревогу и предвидение собственной неминуемой смерти. Под воздействием смерти других людей само существование человека, лишаясь своей прежней спонтанности, становится проблематичным, превращаясь в объект сознательного обсуждения. Рождение ребенка тоже толкает человека на рассуждения о жизни и смерти, однако существование собственных детей делает индивидуальную смерть более приемлемой, поскольку человек видит продолжение своей наследственности и в какой-то степени также своего «Я» в своих детях.

Более того, если человек уверен, что после его физической смерти продолжит свое существование тот «социальный атом», которому он принадлежал, то под влиянием осознания этого факта может прийти к принятию идеи      социального бессмертия . В этом смысле вполне приемлема идея о том, что индивидуальную физическую смерть нельзя считать концом жизни: в социально-психологическом смысле человек может продолжать свое существование после своей физической, биологической смерти.

В психологии в последние десятилетия широко исследуется проблема      фрустрации и психической защиты личности [7].

Фрустрацию (от лат. — крушение надежд) рассматривают как такое состояние человека, когда он чувствует, что его цели недостижимы, надежды рухнули, когда он не может самоутвердиться и образовать положительное представление о себе, положительную «Я-копцепцию». Многие проблемы психологической танатологии следует рассматривать с позиций этой теории, поскольку ожидание смерти и ее наступление — самые глубокие, экзистенциальные фрустрации, какие только можно себе представить. Применив теорию фрустрации к проблеме смерти, можно сказать, что смерть другого человека фрустрирует нас трояко:

1) смерть других, которая в какой-то степени есть наша собственная социальная смерть, вызывает у нас глубокую тревогу, а это эмоциональное состояние является убедительным признаком фрустрированности личности;

2) приводит к предвидению нашей собственной смерти, вследствие чего у нас возникает страх перед небытием. Это так называемый      экзистенциальный страх ;

3) фрустрации, вызываемые ожиданием смерти, являются причиной глубоких психосоматических изменений в организме человека. Ускоряется развитие болезней, до этого латентно (скрыто) протекавших. В некоторых случаях фрустрация и связанные с нею шок и стресс могут быть смертельными.

Как видим, уже при рассмотрении феномена социальной смерти возникают многие вопросы психологии личности, социальной психологии, психофизиологии и психосоматической медицины, которые, конечно, в ходе развития танатологии будут исследоваться все более широко и подробно.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 204.