Философское учение о природе ценностей, их структуру и место в жизнедеятельности человека называется аксиологией (от гр. Аксис - ценность и логос - учение). Начиная с освоения орудий труда, а затем совершенствуя их, человек научился удовлетворять собственные элементарные потребности, начала выделять главное и второстепенное, необходимое, постоянное и временное в своей жизни.
Постепенно осмыслялась значимость предметов и явлений окружающего мира для отдельного индивида, группы, общества, то есть определялась их ценность. Ценность указывает на человеческую, социальную и культурную значимость определенных явлений и предметов деятельности. Ценность является особым типом мировоззренческой ориентации человека, представлениями, которые сложились в той или иной культуре об идеале, нравственности, добре, красоте. Любые события и явления в природе, обществе, жизни индивида воспринимаются им не только с помощью научно обоснованных теорий, но и пропускаются через призму собственного отношения к ним.
Древнегреческая философия заявляла, что высшим мерилом ценности и высшей ценностью является человек. Известный тезис Протагора: "Человек есть мера всех вещей".
В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в саму жизнь, рассматривались как присущие ей, неразрывны с реальностью. Исследование ценностей как таковых стало возможным тогда, когда понятие реальности расщепилось в реальность в собственном смысле и ценность как объект человеческих привязанностей, страстей и стремлений.
Категория ценности наиболее основательно была разработана классической немецкой философией, особенно И. Кантом. Кант понятие ценности связывает с понятием доброй воли. Сама по себе добрая воля имеет цениться несравненно выше, чем что-либо совершенное им в пользу какой-то склонности. Важным в кантовском анализе понятие ценности является то, что это понятие он соотносит с человеком как целью, ее развитием, а такой аспект ценности, как полезность, - с миром природы желаний. Этот аспект Кант называет относительной, обусловленной ценностью. Основное внимание он обращает на субъективный аспект ценности, который и стремится осветить. В то же время подчеркивает наличие и объективного аспекта, но детально его не разрабатывает. Кантовскую концепцию ценности восприняли в основном, с некоторыми изменениями, все представители классической немецкой философии.
Современная социально-философская литература характеризуется разнообразием взглядов на природу ценностей и их понимание. Они в конце концов есть или конкретизацией проблемы, намеченной в немецкой классической философии, или разрабатываются через противопоставление последний.
Наиболее аргументированным, распространенным и приемлемым является утверждение, согласно которому ценности являются предметом потребностей и интересов человека. Этими предметами выступают вещи, явления или идеи, мысли. В зависимости от этого выделяют две группы ценностей:
Материальные - это орудия и средства труда, предметы и вещи непосредственного потребления;
Духовные - это идеи, теории, мнения: политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные, экологические и др.
В зависимости от ценностного отношения человека к миру ценности определяются как "предметные" и "субъектные".
«Предметными» ценностями выступает все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений как объектов ценностного отношения. Они оцениваются в плане добра и зла, истины или ложности, красоты или уродства, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и тому подобное.
"Субъектные" ценности - способы и критерии, на основе которых проводятся самые процедуры оценки соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре, выступая ориентирами деятельности человека. Это - установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, которые отражаются в форме нормативных установок.
Разнообразие ценностей предусматривает классификацию по их уровням. Так, выделяются ценности личности, социальных и профессиональных групп, национальные, общечеловеческие.
В настоящее время особое значение приобретают общечеловеческие ценности. Они являются регуляторами поведения человечества, выступая важнейшими критериями, стимулами и орудиями поиска путей взаимопонимания, согласия и сохранения жизни людей планеты. Общечеловеческие ценности должны иметь конкретно-исторический характер. Их понимание в античности или в эпоху Средневековья существенно отличается от их понимания в современном информационном обществе.
В современной философии пока нет единого видения того, что являются общечеловеческими ценностями. Нет основы, которая бы позволяла определить единые, общезначимы ценности для всех народов, систем и культур. Наблюдается чрезвычайное разнообразие мнений относительно понятия "общечеловеческое".
Можно выделить некоторые ценности, которые, несомненно, являются общечеловеческими:
-Ценность человеческой жизни;
-Смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода… ;
- Ценность природы как основы жизнедеятельности человека, предотвращение экологической кризисе, сохранения окружающей среды;
- Предотвращения угрозы термоядерной войны, войн в принцпе;
- Обеспечение свободы, демократизации всех сфер человеческой жизнедеятельности - экономики, политики, культуры и тд.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 235.