Вопрос «Вопрос о сущности истины и ее критериях»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой какая она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с т. з. их объективного содержания. Объективная истина исторически развивается, с каждым новым открытием ее полнота возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности , строгости и полноты, которая достигнута на данном этапе познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и точное знание о каком либо явлении называют абсолютной истиной. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной

Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно - исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов. Понятие З фиксирует состояние значения качественно отличное как от истины так и от лжи. В противоположность истине З. Есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. В отличии от лжи З. Есть непреднамеренное искажение действительности. Заблуждение может быть следствием как необдуманных, поспешных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Ложь – преднамеренное искажение действительности.

3 концепции истины:

1) Корреспондентная - соответствие теории экспериментальным данным. Теория проверяется верифицируется экспериментом. Либо она проходит проверку, либо нет. Поппер нашел здесь пробел: т. к. теории рано или поздно опровергаются, фальсифицируются, то он считает. Что соответствия эксперименту не являются проверками.

2) Когерентная – все научные утверждения образуют единое целое. Новые теории и эксперименты д - е проходят проверку на соответствие с уже известными доказательствами.

3) Прагматическая – практика – критерий истины.

Критерии научности: 1) Последовательность, обоснованность и желательность доказуемости результатов. 2) Логический – отсутствие противоречий 3) Воспроизводимость результата 4) Отсутствие чего - либо сверхъестественного в соответствии с существующей картиной мира. 5) Простота (эстетический критерий) 6) Соц - психологический (авторитет, когда нет информации).

Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.

Автор классической концепции истины – Аристотель. Ее суть: истина – соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина понимается как отношение, а не как самостоятельная сущность.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектического материализма: познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная, научная истина и т. д. Истина также бывает абсолютной и относительной, объективной и субъективной.

Классически истина может быть только одна. Истина – понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками, убравшими грань между объектом и субъектом. Знание может быть разнообразно, т. к. субъект в процессе познания получает субъективные знания. При познании объекта мы не просто должны включать знание субъекта, мы не можем исключить субъекта из результата знания.

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины: одна истина может иметь множество измерений (толкований). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина – не результат, а процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 355.