Вопрос «Основные философские концепции бытия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бытие — это философская ка­тегория, которая обозначает единство всего существующего (при­рода, общество, человек с его духовным миром). В содержание этого понятия входят материальный мир (вещественный и предметный), соци­альные процессы (общественное бытие и общественное сознание) и твор­ческие акты (память, чувство, воля, идеальное моделирование). Таким образом, марксистская философия не сводит проблему бытия ни к пред­метно-вещественному (чувственному) миру, ни к сознанию человека (объективно-идеалистический подход), признается не только единство нескольких уровней бытия, но и первичность природного (материаль­ного бытия) в рамках основного вопроса философии.

Основные формы бытия. Различают несколько взаимосвязан­ных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) и природы, "вто­рой природы", общества, человека и всего духовного (идеального), ко­торое делится на индивидуализированное и внеиндивидуализированное духовное.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира, но рас­сматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосущест­вующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке таких категорий, как субстанция и материя.

Проблема субстанции. Представления о субстанции и материи нельзя разделить на какие-то отдельные моменты. В процессе исторического развития эти понятия формировались парал­лельно, дополнялись друг другом.

субстанция философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений ипроцессов, основу и сущность всего существующего (бытия).

В философии рядом с материалистическим складывалось и ре­лигиозно-идеалистическое понимание субстанции. Так, представитель объективного идеализма Платон весь реальный мир делил на мир идей (первопричина) и мир чувственных вещей (материальный). Спиноза, отождествляя субстанцию с Богом, а Бога с природой (пантеизм), сделал вывод, что природа - это единая, вечная и бесконечная субстанция, ко­торая не требует какого-либо иного начала. Она - причина единичных вещей и причина самой себя.

Таким образом, идеализм отрицает понятие материальной суб­станции и первичность ее бытия. Первопричиной бытия признается ду­ховная субстанция: сознание индивида (Беркли) или "абсолютная идея" (Гегель).

Марксистское, диалектико-материалистическое учение о субстан­ции связано с отождествлением в определенном смысле субстанции и материи. Материя выступает как субстанция тогда, когда противопос­тавляется всем конкретным формам своего существования, включая и такое ее свойство, как сознание. В качестве субстанции материя высту­пает как "объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внут­реннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообраз­ным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует"1. Значит, признание субстанциональности и абсолютности материи эквивалентно принципу материального единства мира.

В истории философии можно выделить два противоположных подхода в решении вопроса о субстанции: монизм и дуализм.

Монизм - философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего. В рамках основного вопроса философии мате­риалистический монизм характеризуется тем, что в качестве первоосно­вы мира признает материю, а сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее, сознание признается как свойство материи. Для идеалистическо­го монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея.

Дуализм - философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное. Декарт как основопо­ложник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.

Диалектический материализм, являясь наиболее развитой формой материалистического монизма, исходит из того, что все явления реаль­ного мира представляют собой разные виды и проявления движущейся материи. Тем самым преодолеваются как идеалистический монизм, так и дуализм.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 238.