-1- Кризис рождения.
Рождение ребенка – переход от внутриутробного (паразитарного) типа существования к внеутробному (индивидуальному) образу жизни. Обухова Л.Ф. называет этот период “кризисом новорожденности” или “кризисом рождения”.
Новорожденность– период от рождения до появления “комплекса оживления” (2,5 -–3 месяца), характеризующийся первичной адаптацией ребенка к новому окружающему миру.
Явление импринтинга объясняет важность первых контактов ребенка и матери сразу после рождения:
1) возникает запечатление образа матери у ребенка и образа ребенка у матери. При первом контакте важны тактильные впечатления ребенка и матери, зрительный контакт их глаз, кормление грудью, а также запах матери.
2) совместное пребывание матери и ребенка создает ситуацию бактериального симбиоза: молозиво (незрелое молоко) содержит витамины, ферменты и антитела, необходимые ребенку для формирования первичного иммунитета к инфекциям и более быстрому адаптированию к новому миру.
Основной признак кризиса рождения – резкое снижение веса (потеря в весе в первые дни) – 4-6% от первоначального веса теряет доношенный ребенок в первые 3-4 дня, 10-12% недоношенный или переношенный ребенок. Потеря больше 14% у недоношенных и более 10% у доношенных – признак заболевания или недостаточного ухода за малышом. Первоначальный вес восстанавливается на 6 день (в норме).
-2- Психофизиологическая оценка новорожденного.
Сразу после рождения и необходимых медицинских процедур проводится оценка состояния ребенка по шкале Апгар. Результат берется в 1 минуте после рождения и через 5 минут после первой пробы, выражается в баллах (максимум – 10 баллов) и отражает общее состояние новорожденного на момент рождения.
1. Окраска кожи | Белая или синюшная | Розовая, конечности синюшные | Вся кожная поверхность розовая |
2. Пульс | не прощупывается | менее 100 ударов в минуту | более 100 ударов |
3. Рефлекторная возбудимость | нет реакции на раздражения (шлепок) | гримаса | голодный крик |
4. Активность (мышечный тонус) | нет или очень вялая | слабые движения конечностей | большая активность |
5. Дыхание | отсутствует | редкое, неравномерное | хорошее (крик) |
0-3 балла – требуется экстренная помощь по спасению ребенка.
4-6 баллов – удовлетворительное состояние, возможно требуются отдельные реанимационные процедуры.
7-10 баллов – хорошее и превосходное состояние ребенка, которому требуется обычный уход.
Важнейшей особенностью новорожденных является наличие комплекса безусловных рефлексов специфичных только для данного периода.
Основные безусловные рефлексы новорожденного (норма)
Название рефлекса | Способ вызывания | Рефлекторный ответ | Сроки выявления | |
1. Оральные рефлексы | ||||
1. Поисковый | Поглаживание пальцем вокруг рта (не губ!) | Опускает угол рта, поворачивает голову к раздражителю, вытягивает губы | до 3-4 месяцев | |
2. Сосательный | Раздражение губ поглаживанием или прикосновением, вкладыванием в рот пальца, пустышки или соска. | сосательные движения вместе с глотательными | до 1 года | |
3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) | Поглаживание щечки ребенка | Поворачивается к раздражителю с готовностью сосать, рука с этой стороны тела сжимается в кулачок и медленно подносится ко рту | до 3 месяцев | |
2. Двигательные рефлексы | ||||
1. Хватательный (Робинзонов рефлекс) | Прижать палец к ладони новорожденного, лежащего на спине | Схватывание пальца | до 7 недель (2 месяцев) | |
2. Ползания (Бауэра) | Подкладывание ладони к ступням лежащего на спине ребенка | Спонтанное ползание, через отталкивание от ладони | с 3 дней до 4 месяцев | |
3. Рефлекс Моро (обнимание) | Удар по поверхности, на которой лежит ребенок, создание ощущения падения | Запрокидывание головы, отведение рук в стороны, открывание кулачков и возвращение в исходное положение | до 4-5 месяцев | |
4. Рефлекс автоматической ходьбы | Удерживание ребенка вертикально на весу, поставить его на опору, слегка наклонить вперед | сгибание ног в суставах, попытка устойчиво стоять на полной стопе, шаговые движения | до 1-1,5 месяцев | |
5. Рефлекс Бабинского | Легко погладить подошву ребенка в направлении от пятки к пальчикам | Пальцы резко выпрямятся вверх, ступни повернуться внутрь | от 6 месяцев до 2 лет (после пальцы сгибаются внутрь) | |
6. Плавательный | Опускают головой в воду | Задерживает дыхание и готов делать плавательные движения | после 6 месяца | |
3. Защитно-ориентировочные | ||||
1. Зрачковый | направить яркий свет на лицо ребенка | Быстро закрывает глаза | перманентный (всегда) | |
2. Защитный | Положить ребенка на живот | Поворот головы в сторону | до 3 месяцев | |
3. Ориентировочный | Неожиданный звук, предмет или явление | замрет на мгновение, как бы прислушается и повернет голову в сторону раздражителя | с 2-3 недель до 2 месяцев | |
4. Рефлекс Ландау | Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз | Начинает поднимать голову, а затем разгибать спину и ноги | до 4-5 месяцев | |
Итак, новорожденный является активным индивидом, приспосабливающимся к новой среде с помощью безусловных рефлексов.
-3- Психофизические возможности новорожденного и их динамика.
Исследования последнего десятилетия сильно изменили представления ученых о психофизических возможностях новорожденного ребенка.
СЛУХ
Сразу после рождения ребенок реагирует на множество звуков: отличает известные от ранее не слышимых, различает ударения в словах и эмоциональную окраску речи, предпочитает сложные звуки монотонным, человеческие голоса выделяет как особые, в первую очередь голос матери.
Новорожденный ребенок способен отличать до 150 различных звуков, однако к концу первого года жизни теряет эту способность ограничиваясь звуками родного языка. Американские ученые выяснили, что ребенок 4-х дневного возраста различает разные языки и способен игнорировать чужой язык. В возрасте 3-х месяцев ребенок способен различать несколько сотен слов.
Таким образом, эти способности объясняют необходимость активной речи, обращенной к ребенку со стороны взрослых.
ЗРЕНИЕ
видит с момента рождения, но в 20 раз слабее, чем взрослый. Способен сфокусировать взгляд на предмете на расстоянии 20-30 см, но видит только его очертания. Активно реагирует на свет, цвет и форму.
Новорожденные способны различать крест и круг. В 1 месяц способны воспринять консистенцию объекта, в 8 недель воспринимает константность формы объекта.
В 1 месяц ребенок производит следящие движения глаз, сначала в горизонтальной плоскости, затем по вертикали, к 2 месяцам – криволинейные движения глаз.
Младенцы предпочитают фиксировать взгляд на человеческих лицах и движущихся объектах. С 2-х недель у ребенка существует единый образ лица и голоса матери и если в этом образе одна часть не совпадает с другой ребенок испытывает дискомфорт.
ОБОНЯНИЕ И ВКУС
Присутствуют с первого дня рождения. С 4-х дней ребенок различает по запаху груди свою мать. Новорожденный не просто ощущает запах, но и реагирует поворотом головы, изменением сердцебиения и дыхания.
Новорожденные демонстрируют предпочтение сладкого вкуса, безразличны к безвкусным предметам, и выражают вкусовые предпочтения, как и взрослые с помощью мимики. К 4-м месяцам ребенок начинает позитивно реагировать на соленый вкус, т.е. появляется готовность принимать подсоленную пищу.
ОСЯЗАНИЕ
Новорожденный не любит прикосновения твердых, шершавых или колючих предметов; чувствительны к предметам с более низкой температурой, чем тело самого ребенка и менее чувствительны к более теплым предметам.
Считалось, что новорожденные не чувствительны к болевым ощущениям, однако исследования показали, что это не так.
Тактильная чувствительность новорожденных объясняет почему установление контакта “кожа к коже” между матерью и ребенком является важным условием нормального психического развития.
ПАМЯТЬ
Переживания и события первых дней жизни, по мнению современных психоаналитиков, оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Данные подтверждают способность маленького ребенка хранить пережитый опыт в своей памяти всю жизнь. Исследования с недоношенными детьми выявили даже у них наличие памяти.
СОЗНАНИЕ
Ребенок, родившийся 1 час назад, способен повторить гримасу взрослого если она включает движения (например, высунуть язык). Исследования с восьминедельными детьми показало, что ребенок не только повторяет движения сразу, но и спустя 24 часа при появлении того же взрослого, хотя тот уже не демонстрирует то выражение лица.
Некоторые когнитивные психологи считают, что дети обладают врожденным чувством числа, но скорее всего речь идет о наличии у человека биологической основы для счета и измерения.
ТАКИМ ОБРАЗОМ,
уже с момента рождения новорожденный обладает ощущениями всех элементарных форм отражения окружающего мира, благодаря которым происходит его дальнейшее познавательное развитие. Эти формы представляют собой генетически заданные структуры сенсорных систем, из которых в последующем в ходе прижизненной модификации формируются сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов включены механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, механизмы слежения за объектом, их сличения, локализации, сохранения в памяти и даже обработки следов их воздействий. С первых минут жизни ребенок реагирует на социальные явления.
Это означает, что он изначально наделен способностью реагировать на мир человека, т.е. рождается уже с уникальными человеческими возможностями.
-4- “Комплекс оживления”.
“Комплекс оживления” – это основное новообразование первого критического периода в развитии ребенка, который свидетельствует о возникновении индивидуальной психической жизни ребенка, знаменует собой конец периода новорожденности (2-3 месяца).
Предпосылки “комплекса оживления” и его элементы:
- фиксация взгляда и замирание,
- сосредоточение,
- улыбка,
- двигательное оживление ручек и ножек,
- гуление,
- крик и плач для привлечения внимания.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.