Значение кризисов в психическом развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — условное наименование переходных этапов возрастного развития. К. в. рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Э. Эриксон — К. в. как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд — смена основных стадий психосексуального развития).

В отечественной психологии термин «К. в.» введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому К. в. обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание К. в. Поведенческие критерии К. в. — трудновоспитуемость, упрямство негативизм и др. — Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон кризиса. Д. Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого К. в., служит основой качественно нового типа связи со взрослым и потому К. в. являются необходимыми и закономерными (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет также обнаружили, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

Возрастной кризис - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому К. в. обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику ребенка. Поведенческие критерии в.к. — трудновоспитуемость, упрямство негативизм и др. — Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон кризиса.

Особая динамическая структура кризиса:

· границы кризиса четко не определены

· три фазы: предкритическая, кульминационно-критическая, посткритическая. Негативная фаза: ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе своим возможностям.

· Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными.

· негативный х-р развития: утрата прежних интересов, скучно, подростковая амнезия итп.

· новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный х-р: в подр. возрасте – я взрослый => пить, курить, приходить домой после 11…

Существует и другая точка зрения на негативизм, рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, А. Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при К. в. свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически К. в. определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до 1 мес), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11 — 12 лет), юношеский К.

Отдельными авторами признается также наличие К. в. у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует

(Критические, стабильные и сензитивные периоды в развитии психики ребенка. Характеристики кризисов возрастного развития)
Каждый человек переживает критические, сензитивные, стабильные периоды. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан самим человеком, если он сумеет анализировать свою жизнь.
Кризис 1 года. Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно так называется. Как всякий кризис он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Они обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает все большую актуальность. Установление новых отношений с ребенком, представление ему некой самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, т.е. больше свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, помогает ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. Главное приобретение переходного периода детская речь, называемая автономной. Маленький ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились взрослые понятия. У него слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».
Характеристики кризиса:
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен. Главный мотив действия – сделать наоборот. В три года он впервые способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.
Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так сильно хочется.
Строптивость – она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Своеволие – в принципе это положительное явление, оно часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Протест – бунт, деспотизм, если несколько детей в семье, то ревность, также тенденция к власти.
Обесценивание – то, что раньше было привычно, интересно и дорого. Может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения).
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка.
Кризис 7 лет (смещение к 6, 8 годам). Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокооцениваемой взрослыми учебной работы. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что, было, значимо раньше становится второстепенным. Все, что имеет отношение к учебной деятельности становится ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходит глубокое изменение в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В период кризиса проявляется обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, исключительности. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Такое усложнение эмоционально – мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что – то сделать и разворачивающимися действиями. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность, ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.
Пубертатный кризис (11 – 15 лет). Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Подростки все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо появляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». На образ «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.














Дата: 2019-02-19, просмотров: 238.