Массовые беспорядки - это негативное социальное явление, которое представляет серьезную опасность для общества, а также это уголовно-наказуемое преступление, которое регламентируется ст. 285 Уголовного Кодекса РМ. Там сообщается, что организация или руководство массовыми беспорядками, активное участие в них, а также призывы к активному насильственному неповиновению законным призывам властей влекут за собой уголовную ответственность.Причины их возникновения могут быть различными:
1. социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.)
2. политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.)
3. этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей не коренной национальности и т. д.)
4. религиозными (разногласия между представителями различных конфессий)
5. криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками)
6. иными (например, в последнее время достаточно широкий размах стали принимать вылазки экстремистских группировок, акции антиглобалистов и столкновения между футбольными «фанатами»).
В основе массовых беспорядков лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. Они могут быть преднамеренные - вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные - возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов.Специалисты в сфере выживания рекомендуют следующие общие правила поведения в толпе, способные помочь выжить в экстремальной ситуации9.
1. Главное для человека в толпе – не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не стать пешкой в толпе. Для этого необходимо отключить эмоции и полагаться только на свой разум, ибо в этой ситуации он единственная надежда на спасение, т.к. только он может подсказать верную линию поведения. Эмоции (инстинкт) поведут нас туда, куда побегут все. Поэтому – анализируйте ситуацию, ищите наиболее перспективные пути спасения.
Простейшие приемы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовому психозу, заключаются в том, что, - во-первых, нельзя принимать на веру слухи, муссирующиеся в толпе, необходимо проверять навязываемую информацию с помощью фактов, а, во-вторых, - не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколько бы верным оно не казалось, принимать решение необходимо, исходя из только из того, что вы видите.
2. Не следует высказывать свое несогласие с мнением и действиямитолпы публично. Ваша внутренняя позиция не должна проявляться внешне, т.к. инакомыслящих и инакодействующих толпа уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов.
Бурные массовые настроения и чувства (радость, ненависть, страх и пр.), как уже ранее отмечалось, очень заразительны, поэтому необходимо сопротивляться массовому психозу. Если чувствуете, что «заводитесь» попробуйте взглянуть на себя со стороны. Самокритика, ирония и стыд – хорошие тормоза и начинающейся истерии.
Отвлекаться от массового психоза необходимо любым возможным способом. Главное – сохранить ясность ума.
36. Единая государственная система предупреждения и ликвидация чс.
Силы и средства ГО
СИЛЫ И СРЕДСТВА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
силы и средства территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 к силам и средствам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС отнесены следующие службы и формирования различных федеральных органов исполнительной власти.
силы и средства наблюдения и контроля: службы (учреждения и организации) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ вредных воздействий на здоровье населения; формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства сельского хозяйства РФ; геофизической службы Российской Академии наук; оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также подразделения Федерального агентства по атомной энергии; Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций: военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и уч-реждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; формирования гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; аварийно-технические центры Федерального агентства по атомной энергии; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта; восстановительные и пожарные поезда Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ; аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного транспорта (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательно-координационные центры), другие федеральные органы исполнительной власти.
38. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Коллективные и индивидуальные средства защиты работников – это технические средства, которые используют, чтобы предотвратить или уменьшить воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защитить их от загрязнения (ч. 7 ст. 209 ТК РФ).
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников
За безопасные условия и охрану труда сотрудников отвечает работодатель. Он должен за счет собственных ресурсов обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 219 ТК РФ).
Обязанности работника перечислены в части 1 статьи 214 Трудового кодекса. В частности, сотрудник обязан соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
Если работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной и коллективной защиты, он не вправе требовать от работника исполнять трудовые обязанности. И обязан оплатить простой, возникший по этой причине (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
40. Основные способы защиты населения.
В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:
-укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;
-рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;
-своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.
Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:
-по назначению (для населения или для размещения органов управления);
-по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);
-по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);
-по характеру (убежища или укрытия).
Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.
41. Органы эвакуации и эвакуационные мероприятия.
Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является его эвакуация. В отдельных случаях (возникновение катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с высокой плотностью и тому подобное) этот способ защиты является наиболее эффективным.
Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
42. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.[1]:Ст.1
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.[1]:Ст.1
Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.[2]
Аварийно-спасательные работы связаны с факторами, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.[1]:Ст.1 Даже в случае крайней необходимости к аварийно-спасательным работам могут быть привлечены только аттестованные люди. К проведению неотложных работ на добровольной основе могут быть привлечены люди, не являющиеся спасателями.[1]:Ст.14
В России перечень аварийно-спасательных работ установлен законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и может дополнятся решениями правительства.[1]:Ст.5
43. Организация работы систем предупреждения и оповещения о ЧС
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются:
на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
Дата: 2019-02-19, просмотров: 3120.