Пожаро - и взрывоопасные объекты (ПВОО) - объекты, на которых производятся (хранятся, транспортируются) продукты, приобретающие при некоторых условиях (аварии, инициировании и т.д.) способность к возгоранию или взрыву.
По взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий:
категория А - нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов с температурой вспышки менее 28°С;
категория Б - цеха приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры,
выбойные и размольные отделения мельниц с температурой вспышки более 28°С, с содержанием горючей пыли и волокон в воздухе 65 г/м3;
категория В - деревообрабатывающие, столярные, лесопильные, мебельные производства;
категория Г - литейные, плавильные, кузнечные и сварочные цеха, котельные, главные корпуса электростанций;
категория Д - склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии (мясные, рыбные и др. продукты).
Особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.
Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах
Аварии на ПВОО, связанные с сильными взрывами и пожарами, могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Вызываются они в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, коротким замыканием электропроводки, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов.
Пожары при промышленных авариях вызывают разрушения сооружений из-за сгорания или деформации их элементов от высоких температур.
Наиболее опасны пожары в административных зданиях. Как правило, внутренние стены облицованы панелями из горючего материала. Потолочные плиты также выполнены из горючих древесных плит. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов, особенно пластиков.
Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышленности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, на компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы. Бушующее пламя горящего фонтана поднимается огромным смерчем к небу, тяжелый дым застилает окрестности. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции.
Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как правило, обрываются провода, из-за чего парализуется все движение.
Гидродинамические аварии.
Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие, связанное с выводом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопление обширных территорий.
Гидротехническое сооружение - народно-хозяйственный объект, находящийся на или вблизи водной поверхности, предназначенный для:
использования кинетической энергии движения воды с целью преобразования в другие виды энергии;
охлаждения отработавших паров ТЭС и АЭС;
мелиорации;
защиты прибрежной территории воды;
забора воды для орошения и водоснабжения;
осушения;
рыбозащиты;
регулирования уровня воды;
обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий, судоходства;
подводной добычи, хранения и транспортировки (трубопроводы) полезных ископаемых (нефти и газа).
Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
К основным гидротехническим сооружениям относятся: плотины, водообразные водосборные сооружения, запруды.
Плотины - гидротехнические сооружения (искусственные плотины) или природные образования (естественные плотины), ограничивающие сток, создающие водохранилища и разницу уровней воды по руслу реки.
Водохранилища могут быть долговременными (как правило, образованными гидротехническими сооружениями; временными и постоянными) и кратковременными ( за счет действия сил природы; оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений и т.п.).
Проран - повреждение в теле плотины, образовавшееся в результате ее размыва.
Устремляющийся в проран поток воды образует волну прорыва, имеющую значительную высоту гребня и скорость движения и, обладающую большой разрушительной силой. Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения вод водохранилища из верхнего в нижний бьеф, порождающего волну и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает перетек воды из этого места в другие, где уровень воды ниже.
Поражающие факторы гидродинамических аварий.
Основные поражающие факторы гидродинамических аварий, связанные с разрушением гидротехнических сооружений:
волна прорыва, затопление местности.
Поражающее действие волны прорыва проявляется в виде ударного воздействия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов.
Затопление – это покрытие территории водой.
Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах
Безопасность населения при катастрофическом затоплении обеспечивается заблаговременным осуществлением мер, направленных на его предотвращение или ограничение его масштабов.
Эти меры:
- правильный выбор места размещения плотины и населенных пунктов;
- ограничение строительства жилых домов и объектов экономики в местах, подверженных действию возможной волны прорыва;
- обвалование населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий;
- создание надежных дренажных систем;
- проведение берегоукрепительных работ для предотвращения оползней и обрушений;
- устройство гидроизоляции и специальных укреплений на зданиях и сооружениях;
- насаждение низкоствольных лесов (из тополей, ольхи и березы), способных уменьшить скорость волны прорыва.
В случае опасности прорыва искусственных плотин принимают следующие меры: регулирование стока воды; плановый сброс воды из водохранилища в период весеннего паводка; своевременный спуск воды.
Если существует опасность прорыва естественного водохранилища, принимают меры по укреплению стенок плотин.
С целью защитить население при катастрофических затоплениях, предотвратить или максимально уменьшить степень его поражения осуществляют комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мер.
26) Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Обычно ТА различают по видам транспорта:
— железнодорожная авария;
— авиационная катастрофа;
— дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
— аварии на водном транспорте;
— авария на магистральном трубопроводе и др.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 392.