ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Текущий контроль осуществляется в течение семестра в форме собеседования, тестирования и ИДЗ.
Вопросы для собеседования представлены в таблице.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание вопросов |
1 | История развития философской мысли | Понятие и структура мировоззрения. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия как исторический тип мировоззрения. Современные концепции происхождения философии: мифогенная, гносеогенная, гносеомифогенная. Философия и миф, философия и религия, философия и наука. Предмет и методы философии. Диалектика и метафизика. Структура философского знания. Функции философии. Место философии в культуре. Изменение предмета философии в истории Основные этапы развития философии. Особенности Восточной философии. Зарождение первых форм рациональности в античной философии. Основополагающие идеи Древнегреческой философии: космос (космоцентризм), сущность, природа. Философские школы периода античной классики: основные идеи и проблемы (софисты, Платоновская Академия, Аристотелевский Ликей) Эллинистическая и римская философия («Сад» Эпикура, древнеримские школы). Общая характеристика средневековой философии. Патристика и схоластика: особенности и круг проблем. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Становление методологии научного познания (XVII – нач.XIX вв.): эмпиризм и рационализм. Новое правовое видение устройства государства и общества: «теория общественного договора» (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо). Немецкая классическая философия: основные проблемы и ее место в историко-философской традиции Предпосылки возникновения современной философии: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор (50-70 гг. XIX в.). Современная философия: сциентизм и антисциентизм. Русская философия: характерные черты, предмет, периодизация. Философская культура средневековой Руси. Философия Московской Руси. Развитие философии в послептровской России XVIII века. Русская философия XIX века. Философия «Серебряного века». Советская философия и философия русского зарубежья ХХ века: круг проблем, особенности и различия. |
2 | Бытие и сознание | Категории бытия и небытия в истории философии (Парменид, Платон, Аристотель, Кант, Гегель). Современные проблемы онтологии. Основные виды бытия. Реальность объективная, субъективная, интерсубъективная. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие картины мира: религиозная, философская, научная. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в разные исторические эпохи. Научные гипотезы возникновения Вселенной и философские представления о месте человека в мироздании. Проблема идеального в истории философии (Платон, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, К.Маркс). Основные подходы в определении сознания в истории философии и науки. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии. Психика, сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Проблема «искусственного интеллекта». Активность сознания и особенность ее проявления. Сознание и самосознание. Сознание и познание. |
3 | Гносеология, философия науки и техники | Познание как предмет философского анализа. Основные подходы в понимании познания в истории философии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм. Скептицизм и агностицизм. Знание и вера: соотношение понятий. Уровни и методы познания. Структура познавательной деятельности: субъект и объект познания, понятие деятельности. Понятие практики. Уровни познания: чувственный и рациональный, их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: особый вид знания, когнитивная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры. Этапы и уровни научного познания. Рост научного знания. Научное познание: методы, формы научного познания и их классификации. Взаимосвязь науки и техники. Техника и технология как социальные явления. |
4 | Человек, культура, общество | Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Понятие смысла жизни в русской философии. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и необходимость, свобода и ответственность, свобода выбора. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность и массы. Понятие ценности в философии. Природа и принципы классификации ценностей: моральные, эстетические, религиозные и др. Эволюция ценностей, критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Особенности религиозных ценностей. Понятие морали. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральное общение. Категории этики: добро и зло, долг, совесть, ответственность, справедливость, счастье. Проблема прогресса моральных ценностей. Основные категории эстетики: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное. Основные подходы в определении культуры в истории философии. Теории происхождения культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры. Массовая культура и массовый человек (понятие «одномерный человек» у Г.Маркузе). Кризис культуры и пути его преодоления в современную эпоху (концепция «дегуманизации культуры» Х.Ортеги-и-Гассета). Проблема общества в философии. Основные модели общества в истории философии: реалистическая, натуралистическая, деятельностная, феноменологическая. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная философия - основа методологии общественных наук. Особенности социального познания. Социальная философия и социология – дифференциация предметных областей и методов. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин). Уровни развития общества: «традиционные» и «современные общества». Современные концепции общества: постиндустриального, информационного, общества потребления (Д.Бэлл, М.Кастельс, Ж.Бодрийяр). Философское осмысление исторического процесса. Формационный, цивилизационный подходы к пониманию исторического развития. Глобальные проблемы человечества. |
Для оценки результатов собеседования применяются следующие критерии.
Отлично | Обучающимся содержание темы освоено полностью, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает вопросы темы. Обучающийся умеет анализировать содержание философских текстов (фрагментов) с использованием комментариев и интерпретаций, существующих в философской литературе. Обучающийся уверенно и четко владеет понятийным аппаратом философии; методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной деятельности. |
Хорошо | Обучающийся знает содержание темы, но допускает несущественные неточности в ответе на вопрос. Обучающийся умеет использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений в их возможном прогнозировании, но допускает несущественные неточности в ответе на вопрос. |
Удовлетворительно | Обучающийся допускает неточности в формулировании основных понятий темы занятия. Обучающийся недостаточно правильно умеет анализировать основные проблемы философского знания, наблюдаются нарушения логической последовательности в изложении описании данных проблем, допускает ошибки и неточности в изложении результатов анализа. |
Тесты
Раздел 2. Бытие и сознание
Что такое общество?
a) это процесс взаимодействия человека с природой;
b) это атомарная сумма отдельных индивидов;
c) это процесс духовного производства знаний, идей;
d) это процесс материального производства благ для удовлетворения потребностей людей;
e) это социальная реальность, сущность которой состоит в отношениях и связях между людьми, складывающихся в процессе их деятельности.
Что такое фатализм?
a) философское учение о природе;
b) философское учение о пользе;
c) философское учение о предопределенности и неотвратимости судьбы;
d) философское учение о познании;
e) философское учение о бытии.
Оформление ИДЗ
ИДЗ оформляется соответствующим образом.
Каждый структурный элемент работы принято начинать с новой страницы, названия вопросов и параграфов следует выделять более крупно, чем остальной текст.
ИДЗ выполняется на листах белой бумаги формата А-4, книжной ориентации. Текст размещается в соответствии с параметрами страницы: сверху – 2 см., снизу – 2 см., слева – 3 см., справа – 1,5 см. 14-тым шрифтом Times New Roman, интервал – 1,5.
Нумерация страниц указывается вверху в центре страницы, начинается с третьего листа (т.е. с введения) и заканчивается последним (приложения не нумеруются).
Если работа содержит иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки), их следует объединить единым названием «рисунок».
Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней после слова «Рис.» и номера иллюстрации. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.
Иллюстрации следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы.
Таблицы нумеруются в соответствии с порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица» и располагается по центру. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова «Окончание таблицы» с указанием ее номера. Если шапка таблицы велика, допускается ее не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Иллюстрации вместе с их названиями, а также таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены от основного текста снизу и сверху пробелами с одинарным межстрочным интервалом.
В поле иллюстраций и в таблице допускается более мелкий шрифт текста, чем основной текст, но не менее шрифта №10, а также меньший межстрочный интервал.
На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в тексте работы (например: «на рис. 3 показано…», «в соответствии с данными табл. 1»и т.п.).
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Особое внимание следует уделить ссылкам на источники. Сразу же после окончания цитаты или изложения заимствованной мысли ставится в скобках номер источника из списка литературы и номер страницы [№ из списка литературы; № страницы источника.], например:[2; 119.]
Нумерация таблиц, графиков (только для них) должна быть сквозной на протяжении всей работы.
Библиографический список оформляется тоже по определенным правилам. Вначале указываются нормативно-правовые акты по их значимости. Затем в алфавитном порядке располагаются научная, учебная литература и журнальные статьи. Также в алфавитном порядке располагаются фамилии и инициалы авторов, названия их работ, статей.
Общий объем ИДЗ – 20-25 страниц (без учета приложений).
Вся работа должна быть распечатана, сброшюрована, подшита в папку или размещена в файле.
Темы и планы ИДЗ:
Основной вопрос философии
1. Смысложизненная направленность основного вопроса философии.
2. Структура основного вопроса философии
3. Принципы классификации философских направлений.
Методы философии
1. Понятие метода в философии.
2. Основные методы и их характеристика
3. Методологическая функция философии.
Древнеиндийская философия
1. Зарождение философской мысли в Древней Индии, ее особенности и основные направления.
2. Проблемы онтологии и гносеологии в древнеиндийской философии.
3. Учение о душе
Древнекитайская философия
1.Основные философские школы Древнего Китая и их характеристика.
2. Философия даосизма, ее онтологический характер.
3. Этические проблемы древнекитайской философии (конфуцианство, легизм).
Древнегреческая философия
1. Общее понятие и периодизация древнегреческой философии.
2. Характеристика школ древнегреческой философии.
3. Основные черты античной философии.
Философия Аристотеля
1. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
2. Онтология Аристотеля (критика эйдосов Платона, проблема материи).
3. Гносеология (классификация философии, учение о категориях).
4. Учение о человеке и государстве.
Философия эллинизма
1. Основные черты и направления эллинистической философии.
2. Эпикуреизм.
3. Стоицизм.
4. Скептицизм.
Философия Возрождения
1. Общая характеристика и основные направления философии Возрождения.
2. Гуманистические идеи Ренессанса.
3. Пантеистическая традиция натурфилософии Возрождения.
4. Социально-политические идеи Возрождения.
Философия Нового времени.
1. Понятие философии Нового времени, общая характеристика.
2. Основные направления и их представители:
а) эмпиризм – Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк;
б) рационализм – Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц.
3. Значение философии Нового времени.
Рационализм Декарта
1. Учение Декарта о субстанции. Дуализм Декарта.
2. Доказательство первичности разума (Я мыслю, следовательно, я существую).
3. Индуктивный метод Декарта.
4. Учение о «врожденных идеях».
Пантеизм Спинозы
1. Учение Спинозы о единой субстанции.
2. Гносеология Спинозы.
3. Этические принципы Спинозы.
Сенсуализм Джона Локка
1. Критика декартовского рационализма. Концепция «чистой доски».
2. Основные положения гносеологии Локка: учение об опыте, теория первичных и вторичных качеств, о ступенях достоверности знания.
3. Значение философии Локка.
Философия Готфрида Лейбница
1. Лейбниц – завершитель рационалистической традиции Нового времени.
2. Монадология Лейбница.
3. Гносеология Лейбница.
4. Лейбниц – предшественник немецкой классической философии.
Философия Гегеля
1. Учение о бытии (онтология) Гегеля. Пантеизм философской системы Гегеля.
2. Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля.
3. Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля.
4. Социально-политические взгляды Гегеля.
Философия марксизма
1. Предпосылки и источники марксистской философии.
2. Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.
3. Материалистическое понимание истории.
4. Проблема теории и практики в марксизме (теория истины).
5. Историческое значение марксистской философии.
Философия позитивизма
1. Огюст Конт - основатель позитивизма.
2. Основные этапы развития позитивизма и их представители.
3. Проблемы научной рациональности в российской философии.
Философия экзистенциализма
1. Экзистенциализм – философия человеческого бытия. Основные направления и представители.
2. Основные проблемы экзистенциализма и пути их решения.
3. Роль экзистенциализма в политической и духовной жизни общества.
Бытие
1. Бытие как исходная категория философии.
2. Способ существования и формы проявления бытия.
3. Принципы и законы развития бытия.
Сознание
1. Проблема сознания в философии. Основные походы к пониманию сущности сознания и его происхождению.
2. Теория отражения – научно-материалистическое объяснение феномена сознания.
3. Общественная природа сознания.
4. Структура сознания.
5. Сознание. Язык. Общение.
Познание
1. Сознание и познание. Возможности и границы познания.
2. Эмпирическое и теоретическое познание, их взаимосвязь.
3. Понятие истины, ее абсолютный и относительный характер. Проблема критериев истины в познании.
4. Формы и методы научного познания.
5. Творчество: сущность, структура, виды творческой деятельности.
Общество
1. Общество как саморазвивающаяся система.
2. Основные сферы жизни общества. Их взаимосвязь.
3. Социальная структура общества.
4. Понятие общественно-исторической закономерности. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе.
Духовная жизнь общества
1. Общественное сознание: сущность, структура, роль в жизни человека и общества.
2. Относительная самостоятельность общественного сознания.
3. Формы общественного сознания, их взаимосвязь.
4. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.
Философия истории
1. Понятие исторического процесса в истории философского знания.
2. Формационный подход Маркса, Энгельса и Ленина.
3. Цивилизационный подход Тойнби.
4. Культурологический подход Шпенглера.
43. Философия культуры
1. Понятие культуры. Культура и цивилизация.
2. Духовная и материальная культура, их соотношение.
3. Культура как мера развития человека, понятие интеллигентности.
4. Массовая культура и антикультура.
Научное познание и знание
1. Научное и вненаучное знание.
2. Структура научного познания, его уровни и формы.
3. Рост научного знания, научные революции.
4. Роль философии в научном знании.
ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Текущий контроль осуществляется в течение семестра в форме собеседования, тестирования и ИДЗ.
Вопросы для собеседования представлены в таблице.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание вопросов |
1 | История развития философской мысли | Понятие и структура мировоззрения. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философия как исторический тип мировоззрения. Современные концепции происхождения философии: мифогенная, гносеогенная, гносеомифогенная. Философия и миф, философия и религия, философия и наука. Предмет и методы философии. Диалектика и метафизика. Структура философского знания. Функции философии. Место философии в культуре. Изменение предмета философии в истории Основные этапы развития философии. Особенности Восточной философии. Зарождение первых форм рациональности в античной философии. Основополагающие идеи Древнегреческой философии: космос (космоцентризм), сущность, природа. Философские школы периода античной классики: основные идеи и проблемы (софисты, Платоновская Академия, Аристотелевский Ликей) Эллинистическая и римская философия («Сад» Эпикура, древнеримские школы). Общая характеристика средневековой философии. Патристика и схоластика: особенности и круг проблем. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Становление методологии научного познания (XVII – нач.XIX вв.): эмпиризм и рационализм. Новое правовое видение устройства государства и общества: «теория общественного договора» (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо). Немецкая классическая философия: основные проблемы и ее место в историко-философской традиции Предпосылки возникновения современной философии: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор (50-70 гг. XIX в.). Современная философия: сциентизм и антисциентизм. Русская философия: характерные черты, предмет, периодизация. Философская культура средневековой Руси. Философия Московской Руси. Развитие философии в послептровской России XVIII века. Русская философия XIX века. Философия «Серебряного века». Советская философия и философия русского зарубежья ХХ века: круг проблем, особенности и различия. |
2 | Бытие и сознание | Категории бытия и небытия в истории философии (Парменид, Платон, Аристотель, Кант, Гегель). Современные проблемы онтологии. Основные виды бытия. Реальность объективная, субъективная, интерсубъективная. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие картины мира: религиозная, философская, научная. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в разные исторические эпохи. Научные гипотезы возникновения Вселенной и философские представления о месте человека в мироздании. Проблема идеального в истории философии (Платон, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, К.Маркс). Основные подходы в определении сознания в истории философии и науки. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии. Психика, сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Проблема «искусственного интеллекта». Активность сознания и особенность ее проявления. Сознание и самосознание. Сознание и познание. |
3 | Гносеология, философия науки и техники | Познание как предмет философского анализа. Основные подходы в понимании познания в истории философии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм. Скептицизм и агностицизм. Знание и вера: соотношение понятий. Уровни и методы познания. Структура познавательной деятельности: субъект и объект познания, понятие деятельности. Понятие практики. Уровни познания: чувственный и рациональный, их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: особый вид знания, когнитивная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры. Этапы и уровни научного познания. Рост научного знания. Научное познание: методы, формы научного познания и их классификации. Взаимосвязь науки и техники. Техника и технология как социальные явления. |
4 | Человек, культура, общество | Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Понятие смысла жизни в русской философии. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и необходимость, свобода и ответственность, свобода выбора. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Личность и массы. Понятие ценности в философии. Природа и принципы классификации ценностей: моральные, эстетические, религиозные и др. Эволюция ценностей, критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Особенности религиозных ценностей. Понятие морали. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральное общение. Категории этики: добро и зло, долг, совесть, ответственность, справедливость, счастье. Проблема прогресса моральных ценностей. Основные категории эстетики: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное. Основные подходы в определении культуры в истории философии. Теории происхождения культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры. Массовая культура и массовый человек (понятие «одномерный человек» у Г.Маркузе). Кризис культуры и пути его преодоления в современную эпоху (концепция «дегуманизации культуры» Х.Ортеги-и-Гассета). Проблема общества в философии. Основные модели общества в истории философии: реалистическая, натуралистическая, деятельностная, феноменологическая. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная философия - основа методологии общественных наук. Особенности социального познания. Социальная философия и социология – дифференциация предметных областей и методов. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин). Уровни развития общества: «традиционные» и «современные общества». Современные концепции общества: постиндустриального, информационного, общества потребления (Д.Бэлл, М.Кастельс, Ж.Бодрийяр). Философское осмысление исторического процесса. Формационный, цивилизационный подходы к пониманию исторического развития. Глобальные проблемы человечества. |
Для оценки результатов собеседования применяются следующие критерии.
Отлично | Обучающимся содержание темы освоено полностью, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагает вопросы темы. Обучающийся умеет анализировать содержание философских текстов (фрагментов) с использованием комментариев и интерпретаций, существующих в философской литературе. Обучающийся уверенно и четко владеет понятийным аппаратом философии; методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной деятельности. |
Хорошо | Обучающийся знает содержание темы, но допускает несущественные неточности в ответе на вопрос. Обучающийся умеет использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений в их возможном прогнозировании, но допускает несущественные неточности в ответе на вопрос. |
Удовлетворительно | Обучающийся допускает неточности в формулировании основных понятий темы занятия. Обучающийся недостаточно правильно умеет анализировать основные проблемы философского знания, наблюдаются нарушения логической последовательности в изложении описании данных проблем, допускает ошибки и неточности в изложении результатов анализа. |
Тесты
Раздел 1. История развития философской мысли
Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.